Концепция человека в повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"

Разделы: Литература


Тип урока: внеклассное чтение.

Класс: восьмой.

Цели урока:

  • Формирование и углубление знаний о композиции произведения,  психологическом портрете  героя, художественной детали.
  • Знакомство с толстовской концепцией «естественного человека»
  • Формирование и реализация умений анализа фрагмента произведения.
  • Расширение представлений о возможности переплетения общественного и личного, настоящего и исторического.

ХОД УРОКА

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными.
Человек течет, и в нем есть возможности; был глуп, стал умен, был зол, стал добр.

Л.Н. Толстой.

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

– На прошлом уроке, обсуждая рассказ Л.Н. Толстого «После бала», мы пришли к выводу, что пером Толстого двигало стремление обратить внимание современников на проблемы николаевской России. Еще в 1855 году Толстой предложил проект переформирования армии, где выступал против «прогнания сквозь строй». Толстой ставил проблемы долга, чести, совести, человеколюбия.

III. Актуализация знаний

Зачитать эпиграф, записанный на доске, прокомментировать и записать в тетрадь.

IV. Новый материал

– Итак, вы читали дома повесть Толстого. Какие особенности композиции вы заметили? (Рассказ в рассказе.)

 – Композиция повести линейна. (Изображаем схематически.)

– Как движется повествование? (Назад, это воспоминание, отражаем на схеме.)

– Где происходит действие повести? (Схематически изображаем на доске и в тетради.)

Чеченский аул              Зимний дворец               Квартира Шамиля

Расположение русских войск на Кавказе (Хаджи-Мурат + рассказчик) добавляем в схему чуть позже

– Как связаны эти географические объекты? (Образом Хаджи-Мурата и рассказчика, вносим в схему.44)

– Следовательно, центральный персонаж – это Хаджи-Мурат.

– Давайте вспомним его историю и запишем тезисно:

– Боец
– Мстит за семью и т. д.

– Толстой писал, что хотел показать Хаджи-Мурата извне, его разные грани. Удалось ли это ему сделать?

– Почему воюет Хаджи-Мурат? (За внутренние убеждения.)

– Что является основным в его характере? (Месть, любовь к семье.)

– Как оказываются вовлеченными в план Хаджи-Мурата русские?

– Какие проблемы затрагивает Толстой, «связывая» Хаджи-Мурата с русскими?

– Гордость
– Национальное сознание
– Доверие

– Найдите эпизоды, раскрывающие эти проблемы.

– Но все происходящее на Кавказе оказывается связанным с Зимним дворцом. Почему? Как?

– Какую проблему ставит автор? (Власть и человек.)

– Каким мы увидели царя? Запишите тезисно:

– Человек настроения
– Жестокий и т. д.

– Приведите примеры,  иллюстрирующие ваши тезисы.

– Какой художественный прием использует Толстой, описывая Хаджи-Мурата и царя? (Антитеза.)

– Почему Толстой использует антитезу, зачем он противопоставляет государственного деятеля и обычного человека?

– На чьей стороне автор? Почему?

– Толстого часто упрекали в симпатии Хаджи-Мурату. Это связано с его концепцией «естественного человека», т.е. человека природного, живущего по внутренним законам, законам семьи, человека, которого не коснулись достижения цивилизации.

– Описывая Хаджи-Мурата, царя, Толстой дает нам психологические портреты. Запись в тетради: психологический портрет – это мотивация поступков, характер человека.

– Разгадать психологический портрет помогает художественная деталь.

– Какие детали в портрете героя вам запомнились?

– Найдите экспозицию в повести. Прочитайте выразительно. На что обращает внимание автор?

– Выпишите эпитеты, сопровождающие описание цветов. Определите «характер» этих эпитетов. Можно ли их отнести к людям? Какой вывод можно сделать, наблюдая за цветами  и жизнью людей?

– С каким чувством автор описывает «татарина»? Почему именно с этим цветком ассоциируется у рассказчика Хаджи-Мурат?

Делается вывод, связываются история Хаджи-Мурата и эпиграф.

V. Домашнее задание (если есть возможность провести 2 урока)

– Анализ 25 главы и вопрос: Почему Хаджи-Мурат ушел от русских?

Следующий урок строится как обсуждение главы, выявление проблематики,  предлагается письменная работа «Размышляя над повестью Л. Толстого «Хаджи-Мурат». Можно ограничиться домашней письменной работой (см. выше)

VI. Подведение итогов урока

Выставление и комментирование оценок, вопросы учащихся.