Интегрированный урок исторической памяти русского народа. Тема: "Защитники православной земли Русской"

Разделы: Литература


Цель урока: историческая память живёт в сердцах русского народа, слагаются новые песни, новые стихи, создаются новые произведения, но пришедшие к нам из глубины веков “Жития…” героев – защитников земли Русской, летописи, повествующие о героическом прошлом Руси, остаются в литературе примером беззаветного мужества во Славу Божию и Матери Родины. Вспомним героев – защитников Отечества и среди них Александра Невского.

Оформление доски:

плакаты:

  • Защитникам земли Русской посвящается!
  • “В века старинной нашей славы…”. А.С. Пушкин.
  • “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!”.../ Н.В. Гоголь./

cловарь:

  • Родина
  • Отечество
  • Русская земля
  • мать
  • Русь

/Объявление темы урока, цели урока, литературы, использованной в качестве учебного материала, проходит на фоне музыкального произведения “Былина” из сборника “Русь называют святой” /

I часть /из истории Древней Руси/.

Вступление. Слово учителя.

У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди.

Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками. Таковы защитники земли Русской. Они чисты сердцем и помыслами, самоотверженны и живут не для себя. Своими подвигами прославляют родную землю, защищают её от врагов.

Рождение в народе героя – защитника – всегда милость Божья. Бог посылает героев в самые трудные времена. Особенно это видно на истории русского народа, веры Православной. Вы можете назвать этих героев?

Ученик: Руси грозит погибель от половцев и княжеских междоусобиц – и появляется герой – защитник земли Русской - Владимир Мономах.

Учитель: Были ли ещё герои?

Ученик: Вскоре после смерти Владимира Мономаха опять начинается вражда между князьями. И снова появляется герой – благоверный князь Андрей Боголюбский. Своей сильной рукой он объединил русские города и тем самым прекратил междоусобную брань.

/ Слышится колокольный звон - набат /.

Учитель: Татарское нашествие, кажется, сметает с лица земли Русь и русский народ.

/На экране, на фоне иллюстраций В.А. Фаворского к произведению “Слово о полку Игореве” возникают слова:

“И была сеча зла”…

“И бысть брань велика разгневание Божие: поплени и высечи князей

русских и всю землю русскую”,- пишет древний летописец/

Учитель продолжает: Последствия на Калке, вы знаете это из истории, были трагичны.

  • Русь была обречена на мучения и страдания. Скорбный 1237 год.
  • Полчища Батыя огненным валом прокатились почти по всей Руси.

/Включается видеокассета с записями: “Из исторических хроник”…/

Учитель продолжает: Стоном полнилась русская земля – города и сёла разграблены, жители перебиты или угнаны в плен. Погибла ли Русь?

Ученик: Но является герой Александр Невский, и Русь понемногу начинает оживать.

/На экране, на фоне изображения А. Невского./

Из летописей: “…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никемже…”

Ученик: Он сам едет в Орду и там вымаливает у татарских ханов ослабу и облегчение для русского народа, берёт на себя его болезни и тяготы.

/На экране, на фоне древнего городища, иллюстрация В.А. Фаворского

Слова:

“Святая Русь! Отечество!
Я твой чужбины прах
Сметаю с презреньем с моих одежд”,

- пишет о своём великом предке А.С.Пушкин.

Учитель: Истощилась ли русская земля героями?

/На экране , на фоне изображения Куликовской битвы/

Ученик: Плохо стало на Руси после смерти Александра Невского. Его сыновья стали воевать друг с другом, даже стали призывать на Русскую землю татар. Но являются собиратели Русской земли: московские князья Даниил, Иван Калита, митрополиты Пётр и Алексий, преподобный Сергий Радонежский. Они вырастили и воспитали героя – Дмитрия Донского, который одержал первую большую победу над татарам Куликовом поле.

Учитель: Немало стихов сложено о героях – защитниках Древней Руси. Гусляры пели их под звуки гуслей. До сих пор народ поёт Славу героям.

/ На фоне музыки из кантаты С. Прокофьева “Ледовое побоище” № 2/

Ученик:

О мои счастливые предки,
Как завидую ныне вам!
Вашим вербным пушистым веткам,
Вашим сильным добрым рукам,
Слышу дальний звон колокольный.
Это солнце гудит весной.
Вижу белые колокольни,
Вознесённые над землёй.
Как легко уходить всем было,
Покидать этот белый свет!
Одуванчики на могилах
Говорили, что смерти нет.
Знали вы, что земные звуки
Будут слышать назло судьбе,
Ваши дети и ваши внуки,
Вашу жизнь пронося в себе.
Будут помнить о вас и плакать
Будут вечно хранить, беречь
Ваших яблонь сочную мякоть,
Вашей нивы тихую речь.
Анатолий Жигулин

II часть. Из “Жития Александра Невского.

Учитель: “Велика и прекрасна жизнь святого благоверного великого князя Александра, сына Ярослава”, - читаем в “Житии Александра Невского”. Тоненькая брошюрка, а несёт нам великое слово о наших предках, благодаря мужеству, смелости и отваге которых мы можем не бояться смерти от руки иноземного врага, встречать рассветы и любить близких своих. А с чего всё начиналось?

Ученик: Прошумела гроза, утихла буря, замолкли грозные раскаты грома, занялась на небе заря, и над местностью, опустошённой стихийным раздором природы, медленно выплывает ясное солнце. И светит оно на долины, залитые водой, светит на размытые пашни, на поваленные ветром строения, льёт тепло на деревья, на погибшую жатву и все бедствия, принесённые бурей людям… И светит, светит солнце, поднимаясь всё выше и выше, озаряя сочувственно и радостно жизнь людскую. Таким лучезарным светилом взошёл над русской землёй в бедственные дни благоверный святой великий князь Александр Ярославич Невский.

Учитель: Что вы можете рассказать об Александре Невском?

Ученик: Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переславле – Залесском, наследственном уделе своего брата Ярослава. Потомок Владимира Мономаха со стороны отца И Мстислава Храброго, он унаследовал и мудрость, и расчётливость, стремился собрать все земли вокруг одного престола. “Это был князь – хозяин, князь – строитель”. Но беззаветное мужество сочеталось с высоким доверием к людям, состраданием к страдающим, голубиная кротость при орлином полёте, стремлением к славе родной земли.

/На экране на фоне изображения А. Невского./

Слова:

  • “И начаста жити мирно…” (из летописей).
  • “Как ярко просиял восход его шумящей бурной жизни…”, - пишет А.С. Пушкин о своём предке.

Учитель: Вспомним время, в которое он родился.

Ученик: Это было началоXIII века, Древняя Русь цвела ещё во всём своём великолепии, но обширные земли были раздроблены на враждебные друг другу княжества (из истории Русского государства). Этим воспользовались враги и напали на Православную землю. Не было сил у Древней Руси собрать единое войско и защитить свою землю. Каждый князь, каждый воин погибал как герой. Но без помощи Божией они могли только погибать, победить они не могли.

/На экране на фоне изображения “Разорение Русской земли Батыем”/

Слова:

“Нельзя было противиться гневу Божию.
Навёл Господь и на всех недоумение, и гроз, и страх, и трепет” (из летописи)

Ученик: Татары разоряли города до основания, но Бог помиловал древний русский город Новгород и будущего спасителя Отечества – юного князя Александра. Наступила весна, и враги повернули назад, т.к. боялись распутиц.

Учитель: За что же назван Александр сын Ярослава Невским?

Ученик: Назван так за битву на Неве. Не успели придти в себя от одной беды, а уже и вторая подходит. На Западе, как известно, у Руси было много врагов, а друзей – то у неё, по правде сказать, со всех сторон никогда не было. Двинулись на Русь с запада немецкие рыцари и шведы. Они по благословлению Папы Римского хотели насильно утвердить на Руси вместо Православной веры католическую. Князь Александр понимал, что Русь будет жива и под игом монголов, пока хранится в ней Православие, и погибнет даже при внешнем могуществе, если потеряет свою веру.

III часть. Ратные дела Александра Невского.

/На экране на фоне изображения “Разорение Русской земли Батыем”/

Слова: …И бысть сеча велика…

Инсценирование:

На сцене ученик в костюме витязя Древней Руси, ученики, изображающие ратников, воинов XIII века ; ученик в костюме священника с крестом и иконой Святой Софии Новгородской.

/ На фоне музыки С. Прокофьева “Ледовое побоище” - песнь № 4/

Ученик: В 1240 году в устье реки Невы, недалеко от Новгорода, высадились шведы.

(Ученик в костюме монаха подаёт послание священнику при князе Александре).

- Послание от Биргера? – развернув свиток, священник читает.- Выходи против меня, если можешь сопротивляться! Я уж здесь и пленю твою землю.

Ученик: У Александра была только малая дружина, но ждать подмоги уже нет времени.

Спасти Новгород мог только неожиданный, стремительный удар. Собрав свою малую дружину, князь повёл её молиться в Святую Софию Новгородскую.

- Боже Хвальный! Боже Праведный, Боже Великий и Крепкий, Боже Превечный!.. Слыши слова гордого варвара сего, похваляющегося разорити Святую веру Православную и пролити кровь христианскую. Призри с небес и вижди… и суди обидящих мя, и возбрани борющимся со мною и прими оружие и щит, и стань в помощь мне, да не скажут враги наша: “Где бог их?” Ты Бог наш и на тебя уповаем” (из летописей).

/Колокольный звон – набат/

Обращаясь к дружине, князь Александр говорит:

- Братия! Не в силе Бог, а в правде… Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог!..

И священник, бывший всегда при Александре, благословил дружину:

- Я, архиепископ Спиридон, говорю вам: “Нас немного, а враг силён, но Бог не в силе, а в правде: идите с вашим князем.

/На экране на фоне изображения: Александр Невский/

Слова: “Но решено: заутра двину рать…”

Ученик: Молодой дружинник Пелгусий давно уже следил за неприятелем и указал князю путь, по которому можно было совершенно незаметно подойти к отдыхавшим рыцарям. А ещё он сказал о видении на рассвете: в чудной лодии увидел он святых князей – братьев Бориса и Глеба, спешащих на помощь родственнику своему Александру.

И 5 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, русские ударили.

/На экране на фоне изображения: Александр Невский/

Слова: “Враги не успели “опоясать” мечи на чресла свои. Бились русские воины “в ярости мужества своего” Александр “возложил печать на лицо острым своим копьём” самому Биргеру” (из летописей).

Ученик: Победа была решительной. Поверженные шведы были найдены на другом берегу реки Ижоры, куда русские воины не переправлялись. Все поняли: это ангелы сражались на нашей стороне. Их привели святые Борис и Глеб, как и обещали. После этой победы князя Александра стали называть Невским

/ Фрагменты из фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”./

Ученик: Боялся ли князь Александр смерти?

Конечно, боялся. Но жить хотел больше смерти, а Родину любил больше жизни, поэтому ради неё пошёл бы на всё.

Учитель: Были ли другие победы у Александра Невского?

Ученик: Папа Римский в 1242 году благословил на завоевательный поход рыцарей Тевтонского ордена. Немецкие рыцари поклялись или убить Александра или взять его в плен.

/ Звучит музыка С. Прокофьева Кантата - “Александр Невский” - № 4,

“Вставайте, люди добрые!..”/

Ученик: Решающая битва с немцами произошла на льду Чудского озера. Это единственная в мировой истории великая битва на льду и называется она так: “Ледовое побоище”.

/На фоне музыки: продолжение…”Ледовое побоище”, песнь № 5/

Ученик: Молился князь с дружиной у икон.

Мальчик в костюме воина (условно) Александра Невского:

- Рассуди, Боже, спор мой с высокомерным народом сим! Помоги мне, Господи, как некогда прадеду моему Ярославу на Святополка окаянного. Пал древний Изборск, русская крепость западнее Пскова, затем Псков из – за предательства болярина Твердилы Ивановича.

/На экране , на фоне изображения “Разорение Русской земли врагами”/

Слова: “Врата отверсты во тьме ночной / Рукой предательской наёмной” (А.С. Пушкин)

Ученик: Всю злобу и ненависть крестоносцы выместили тогда на беззащитных мирных жителях. Вожделенная цель ордена – Новгородская твердыня была близка как никогда. Свой путь крестоносцы отмечали пожарищами, разором, смертью…(из летописей).

Учитель: Помнят ли потомки ратников, чудом выживших в этой страшной сече о том, что произошло на Чудском озере?

Ученик: К. Симонов написал поэму “Ледовое побоище”, где самая впечатляющая - глава 6.

“Из них иные головами легли за Русь…”

Ученик, изображающий князя:

Князь:

Пусть с немцами нас Бог рассудит
Без проволочек тут, на льду,
При нас мечи, и, будь что будет,
Поможем Божьему суду!

1 ратник:

Князь поскакал к прибрежным скалам,
На них вскарабкавшись с трудом,
Высокий выступ отыскал он,
Оттуда видно всё кругом.

/ В паузе звучит громкая музыка…песнь № 5/

2 ратник:

И оглянулся, где-то сзади,
Среди деревьев и камней,
Его полки стоят в засаде,
Держа на привязи коней.

3 ратник:

А впереди по звонким льдинам,
Гремя тяжёлой чешуёй,
Ливонцы едут грозным клином -
Свиной…железной головой.

4 ратник:

Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом

Священник (с крестом в руке), рассказывая ратникам, показывая на поле боя:

Онцыфор вглубь рядов пробился,
С помятой шеей и ребром,
Вертясь и прыгая, рубился
Большим тяжёлым топором.

Семь раз топор его поднялся,
Семь раз коробилась броня,
Семь раз ливонец наклонялся
И с лязгом рушился с коня.

С восьмым, последним по зароку,
Онцыфор встал лицом к лицу,
Когда его девятый сбоку
Мечом ударил по крестцу.

Онцыфор молча улыбнулся,
С трудом собрал остаток сил,
На немца рыжего рванулся
И топором его скосил.

Князь:

И только выждав, чтоб ливонцы
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повёл дружину за собой.
------------------------------
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь:
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

3 ратник:

И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.

1 ратник:

Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды,
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.

IV часть. Победа русских – победа Православия.

/ На фоне музыки “Ледовое побоище” С. Прокофьева “Мёртвое поле”/

Ученик: Древний летописец пишет: “Русских побить оказалось невозможным: “Как исполнились духа ратного, ибо сердца у них были как у львов”. “И была сеча, - повествует летописец, - и раздавался такой треск от ломающихся копий”, “звон от мечей, будто замёрзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью”. И “возвратился князь с победою славною. И шло множество пленных в войске его. Вели босыми возле коней тех, кто называл себя “Божии рыцари”.

Учитель: И Русь была спасена благодаря вере?

Ученик: Да, Православной вере, вере в своё предназначение – стать страной Великой, безропотно несущей свой Крест. А немецкое войско, ещё недавно столь грозное, больше не существовало.

Немцы явились в Новгород с дарами и поклонами и долго после этого не пытались завоевать наши земли.

V часть. Беседа.

Учитель музыки ведёт беседу по кантате “Александр Невский” С.С. Прокофьева

- Кто автор кантаты “Александр Невский”?

- Какое настроение передаёт автор в своём произведении?

- В какой песне “Кантаты”…момент наивысшего напряжения?

- Соответствует ли музыка “Кантаты”…эпизодам “Жития Александра Невского” и вашим творческим работам?( изо)

VI часть. Обобщение.

Ученик: Своими победами на Неве и Чудском озере князь Александр Невский отстоял на Руси веру Православную и снискал себе имя защитника земли Русской.

Имя 22-летнего князя – полководца стало известно повсюду. “И прославилось имя его по всем странам и до моря Египетского, и до гор Араратских, и по обе стороны моря Варяжского, и до великого Рима”, - повествует “Житие Александра Невского”.

Ученик: Отпуская пленных рыцарей, сказал Александр Невский знаменитые, ставшие пророческими слова: “Идите и скажите всем в чужих землях, что Русь жива. Но если кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стоит и стоять будет Русская земля”.

Ученик: “…Всё русскому мечу подвластно”, - сказал в своих стихах А.С. Пушкин, прапраправнук великого князя А. Невского.

Ученик: В “Житие Александра Невского” митрополит Кирилл внёс слово о том, что он “митрополита же и епископа чтяше и послушаше, аки самого Христа”. Словом, Александр - не просто христианский князь, он деятельно поддерживал Церковь и вкладами, и политически, заказывал переписчикам духовные книги и передавал их Церкви.

Ученик: Добрые россияне включили Невского в лик своих Ангелов Хранителей и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику Отечества, разные благоприятные для России случаи.

Ученик: Сквозь столетия пронёс народ память о достойнейших своих сыновьях. И один из них – великий князь Александр Невский, осенённый при жизни за свои ратные подвиги ореолом святости.

Ученик: Хочется сказать словами Н.В. Гоголя: “Да разве найдутся такие огни и такая сила, которая пересилила бы русскую силу”.

На уроке использован материал:

  1. “Житие Александра Невского” /из житийной литературы/.
  2. Выдержки из древних летописей.
  3. Видеокассета с записями “Из исторических хроник”.
  4. Кантата С.С. Прокофьева “Александр Невский”, /№ 2, 4 , 5/.
  5. Материалы газеты “Воскресная школа”, № 44 /116/ ноябрь, 99г./с. 8.
  6. Материалы книги А.А. Черкашина “Тысячелетнее древо А.С. Пушкина: Корни и крона” - М. : “Либерия”, 98г.
  7. Музыкальные записи духовной музыки:
  8. а/ сборник “Дороги”, сл. Л. Сидорова;
    б/ сборник “Русь называют святой”, “Былина”.

  9. Поэма К. Симонова “Ледовое побоище”, гл. 6.
  10. Статьи из журнала “Русский дом”, №11 – 99г.
  11. Художественное творчество учащихся.
  12. Эпизоды из фильма С. Эйзенштейна “Александр Невский”.
  13. Материалы для компьютерной поддержки.