Урок математики в начальной школе "Части фигур" (с презентацией)

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  • сформировать представление о разбиении фигур на части,
  • научить устанавливать взаимосвязь между целой фигурой и её частями;
  • закрепить навыки счёта в пределах 9,
  • сравнение числовых выражений.

Оборудование: модели геометрических фигур.

 Ход урока

1. Организационный момент.

Ну-ка, проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2. Актуализация опорных знаний.

а) порядковый счёт.

- Счёт до 20 и обратно

- Сосчитайте от 13 до 20, от 11 до 4

- Назовите последующее число 5,10, На сколько последующее число больше предыдущего?

- Назовите предыдущее число 9, 15. На сколько предыдущее число меньше последующего?

- Назовите соседей 13.

- Какое число стоит между 17 и 19?

- Какое число стоит справа от 19, слева от 17?

- Что произойдёт с числом при перемещении его вправо, влево?

- Назовите число, которое служит суммой двух других

3

6

9

- Расскажите, что знаете о числе 9.

- Продолжите ряд на три числа.

- Найдите значение выражений, записав в тетради только ответ

9-6 9-2
7+1 8-6
4+5 9-8

- Расположите ответы в порядке убывания

(9 8 7 3 2 1)

- Назовите пары чисел, сумма которых равна 9.

- Расположите ответы в порядке возрастания.

(1 2 3 7 8 9)

- Назовите пары чисел, разность которых равна 5.

б) минутка чистописания.

- Откройте учебник на стр. 27. Выполним практическую работу.

- Как выполним? Найдите закономерность.

Пальчиковая разминка.

Пальцы в гости приходили.
Тук-тук-тук – стучали в дверь.
Только дверь им не открыли.
Думали, что страшный зверь.

в) составление числовых равенств.

- Назовите компоненты сложения, вычитания.

- Вычислите сумму и составьте пример на вычитание с теми же частями и целым. Сколько возможно вариантов?

1 ряд 2 ряд 3 ряд
5+4= 6+3= 7+2=

- Какое разбиение числа 9 в этих примерах отсутствует?

- Составьте числовые равенства по рисунку

- Назовите части и целое в числовых равенствах.

- Как найти целое? Как найти часть?

- Какая фигура является целым?

- Какие ещё геометрические фигуры знаете? Перечислите.

- Можно ли названные вами фигуры разбить на части?

- Определите цель сегодняшнего урока.

Постановка цели урока.

3. Открытие нового.

а) разбиение фигур на части.

№ 1-2, стр. 26.

- Конструирование новых фигур.

- На сколько частей разделены квадраты?

- Как без помощи линейки разделить квадрат на две, четыре равные части? Разрежьте по линиям и составьте квадрат по образцу в учебнике.

- Разделите круг, как показано на рисунке. Составьте из частей круга другие фигуры (по вариантам)

Правила ТБ при пользовании ножницами.

(Используется для практической работы заранее подготовленный геометрический материал)

б) составление равенств.

№ 3, стр.26.

- Какая геометрическая фигура?

- Что в ней необычного?

- Какие фигуры являются частями целого?

- Как же получился квадрат – целое?

№ 3, стр.26 – сам. работа.

Физкультминутка.

Мы считали и устали.
Дружно все тихонько встали.
Ручками похлопали: раз, два, три.
Ножками потопали: раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём
И опять считать начнём.

№ 6, стр.27.

- Что представляет собой целая фигура?

- Из скольких частей состоит большой треугольник?

- Назовите эти части.

- Как найти целое? Как найти части?

- Вставьте пропущенные буквы.

4. Итог урока.

- Ребята, какой праздник приближается?

- К нам на урок пришёл снеговик? (чтение загадки)

- Нарядим его к Новогоднему карнавалу. Начинаем катать самый большой

ком, средний и маленький.

- Найдите выражения с одинаковым значением.

- Найдите значение выражений.

- У меня остались две фигуры. Какие? Какую фигуру можно сложить?

Как с её помощью завершить картинку?

- Чего не хватает снеговику? (морковка, ведёрко)

- Что изучили на уроке?

- Встречались ли вы в жизни с делением целого на части?

- Что понравилось больше всего?

Приложение

Фото с урока