Урок русского языка в начальной школе "Части речи" (с презентацией)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сообщить первоначальные сведения о частях речи, учить находить и различать их, развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями.

Оборудование: листы с текстами для работы учащихся, толковый словарь, презентация, цветик-семицветик, цветные карандаши, конверт с заданием-сюрпризом.

Ход урока

Организационный момент.

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели!

- Вели ребятам грамотно писать, быть внимательными, активными на уроке!

Повторение 5 “золотых” правил русского языка.

- Назовите “золотые” правила русского языка.

(Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно; начало предложения пишу с большой буквы, в конце предложения ставлю знак препинания; переношу с одной строки на другую по слогам; помню о красной строке; пишу, проговаривая себе по слогам)

Чистописание.

Словарная работа.

- Прочитайте пословицу.

Рыбам - вода, птицам - воздух, а человеку - земля.

- Как понимаете её?

- В римской мифологии была богиня Земли, звали её Терра. В каких словах встречается это имя? Что обозначают эти слова? На помощь спешит толковый словарь.

Территория – земельный участок с определёнными границами.

Терраса - 1) площадка на наклонной поверхности земли; 2) летнее открытое помещение в доме в виде пристройки.

Террариум - специальный ящик с землёй, песком для содержания пресмыкающихся: ящериц, змей.

- Сколько звуков и букв в слове территория? Почему их одинаковое количество?

- Однокоренные ли это слова? Почему?

- Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

- Запишите 2 слова с удвоенной согласной в корне

1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант
-пп- -сс- -нн- -мм-

5. Беседа о многообразии слов.

- Знаете ли вы, сколько слов в русском языке?

- А во всех языках, вместе взятых?

- Представьте себе огромный мешок, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно, наводить порядок. А как? Надо их сгруппировать. Но можно ли на одну “полку” положить слова хлеб и плакать, на другую у и плакать? Будет ли порядок?

6. Постановка проблемы.

- Как же классифицировать слова? Что это значит классифицировать?

- Значит, нам надо найти условие (что-то общее), по которому можно разбить слова на группы.

Поиск решения.

Упр. 205

- Прочитайте первую строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?

На доске появляется запись:

Что делают? Бегут, смеются, играют, поют, танцуют…

- Что общего у всех слов?

- Запишите первое предложение.

- Закончите схему.

(что делают?) (какие?) (кто?)

- Прочитайте вторую строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?

На доске появляется запись:

Какие? Весёлые, озорные, счастливые…

- Что общего у всех слов?

- Запишите второе предложение.

- Закончите схему.

(что делают?) (какие?) (кто?)

- Прочитайте третью строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?

На доске появляется запись:

(Кто?) Дети, ребята, малыши…

- Что общего у всех слов?

- Запишите третье предложение.

- Закончите схему.

(что делают?) (какие?) (кто?)

- Ребята, почему у трёх разных предложений одна и та же схема? Какой вывод мы можем сделать после выполнения этого упражнения?

ВЫВОД: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости оттого, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

8. Физкультминутка.

9. Сообщение темы и цели урока.

- Эти группы слов называются части речи. Прочитайте название темы раздела на стр. 143. Как вы понимаете это выражение - часть речи? Сформулируйте цель нашего урока.

10. Наблюдение над частями речи.

- Прочитайте текст. Устно поставьте вопрос к каждому слову. Выпишите группами слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.

Однажды дала объявленье Улитка:

“Сдаётся квартира с отдельной калиткой.
Покой, тишина, огород…”
(В. Инбер)

кто? что? что сделала? что сделает? какая? когда?
объявленье дала отдельная однажды
улитка сдаётся (дать)
квартира
калитка
покой
тишина (тишь)
огород (огороды)

 - Какая группа самая большая? Какие слова в ней отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

- Обозначьте в словах все известные орфограммы.

- Какое слово вы не выписали? Почему?

- Из текста упр. 207 выпишите только те слова, к которым поставить вопрос нельзя.

11. Развитие речи.

- Прочитайте столбики слов

рассвет наступает медленно
листья не шелестят на
деревья
птицы не поют ещё
капли прозрачные сверкают на
роса
трава
солнце алое покажется скоро из-за
лес

 - Ребята, по какому признаку я разбила слова на группы?

- Как вы думаете, почему слов в 1-м и 3-м столбиках больше всего?

- Составьте из этих слов предложения, а из предложений текст.

- Озаглавьте текст, запишите.

(часть детей работает самостоятельно, а часть – с учителем)

Рассвет.

Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце.

12.Работа с определением и схемой.

- Прочитайте определение на стр.145. Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка?

- Рассмотрите схему. На какие две большие группы делятся части речи?

- Какие части речи называют самостоятельными? Служебными?

- Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.

Первичное закрепление.

стр. 146

- Кого называют почемучками? Почему их так называют? Какие вопросы они задают? Почему они так часто задают вопросы?

- Если вдуматься, какие вопросы задают малыши, то это будут вопросы, на которые отвечают слова разных частей речи. Ведь части речи – это слова, которые называют всё, что нас окружает: предметы, людей, их действия, признаки.

14. Итог урока.

- Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? Чему учились на уроке?

- Что общего у слов одной части речи?

- Какие части речи вы знаете?

- Положите перед собой индивидуальные листочки с заданием. Разбейте множество слов на группы. Подчеркни цветным карандашом:

  • красным – слова, обозначающие предмет;
  • зелёным – слова, обозначающие действия;
  • синим – слова, обозначающие признак;
  • жёлтым – слова, к которым нельзя поставить вопрос.
актёр радость смешит окна весёлая холод
у люди вкусный Илья пение прозрачное
перед зелень раннее за от ушёл
под на жёлтая смелый с свистел выучит
рисует

 - Проверим, обменявшись листиками.

- Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие - зелёным, какие – синим, какие – жёлтым?

- Как думаете, что будем изучать на следующих уроках?

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть, по-моему вели!

- Вели ребятам ……!

- Ребята, скажите лепестку свои пожелания.

- Спасибо, ребята, за урок! Хочу на память о нашем уроке подарить вам подарки.

- Прочитайте, что написано. Чтобы прочитать, надо буквы выстроить по высоте.

“Учись отлично”

15. Домашнее задание.

Презентация