Мастер-класс "Искусство рассматривать фотографии"

Разделы: Физика


Оборудование: фотографии, рисунки стереоэффектов, специальные очки из детской книги о динозаврах, изображение глаза и фотоаппарата (презентация см. Приложение 2), объемные тела.

План проведения:

1. Исторический экскурс “Когда не было фотографии”.

2. Искусство рассматривать фотографии.

  • что такое стереоскоп;
  • зрение двумя глазами;
  • аналогия между глазом и фотоаппаратом;
  • расстояние просмотра фотографии;
  • действие увеличительного стекла;
  • тренировка стереоскопического зрения.

3. Заключение.

Когда не было фотографии

Фотография успела сделаться в нашем быту столь привычной, что мы, и не представляем себе, как обходились без нее наши предки, даже и не очень отдаленные.

Вам кажется, что теперь мы далеки от всяких наивных представлений о фотографии. Однако и в наше время большинство людей не освоились еще вполне с фотографией, и, между прочим, мало кто умеет смотреть на готовые снимки. Вы думаете, нечего тут и уметь: взять снимок в руки и смотреть на него. Но это вовсе не так просто: фотографические снимки принадлежат к тем предметам обихода, с которыми, при всей их распространенности, мы не умеем правильно обращаться. Большинство фотографов любителей и профессионалов, не говоря уже о простой публике, рассматривают снимки не совсем так, как надо. Почти столетие известно искусство фотографии и, тем не менее, многие не знают, как нужно рассматривать фотографические снимки.

Искусство рассматривать фотографии

Познакомимся сначала с различного рода стереоскопическими фотографиями и рисунками

рис 1

У вас на столе очень интересные рисунки динозавров, но без специальных очков части этих рисунков кажутся в некоторых местах размытыми. Очки придают картине эффект объемной, кажется что вы сами находитесь в Юрском периоде. Такой же эффект наблюдается при просмотре стереофильмов.

Другой вид стереорисунков рассматривают без очков, но для этого нужна небольшая тренировка.

рис 2

Обычные же фотографии, которые мы рассматриваем, такого эффекта не дают, и их часто называют безжизненными. Для того чтобы разобраться в причинах и научиться рассматривать фотографии вспомним сначала работу нашего глаза и работу фотоаппарата.

 рис 3

Устройство фотоаппарата в буквальном смысле далеко не похоже на строение глаза. Но если убрать все детали и рассмотреть только ход лучей, то сразу видно, что фотоаппарат и глаз устроены одинаково.

img4.gif (14753 bytes)рис 4

 img5.gif (5343 bytes)рис 5

 рис 6

 Что такое стереоскоп?

Переходя от картин к телесным предметам, зададим себе вопрос; почему, собственно, предметы кажутся нам телесными, а не плоскими? На сетчатке нашего глаза изображение получается ведь плоское. Каким же образом происходит то, что предметы представляются нам не в виде плоской картины, а телами трех измерений? Для понимания этого возьмите объемные предметы на вашем столе и посмотрите на них сначала одним глазом, а потом другим. Вы видите не совсем одинаковую картину.

рис 7

Это происходит из-за того, что между глазами есть расстояние. Когда мы рассматриваем телесный предмет, на сетчатках наших глаз получаются изображения неодинаковые: правый глаз видит не совсем то же, что рисуется левому. Эта неодинаковость изображений и есть, в сущности, главная причина того, что предметы представляются нам телесными: сознание наше сливает оба неодинаковых впечатления в один рельефный образ. Иное дело, если перед нами предмет плоский, например поверхность стены; оба глаза получают тогда вполне тождественные впечатления; одинаковость эта является для сознания признаком плоскостного протяжения предмета.

Для того чтобы нарисованная картина выглядела объемной, нужно рисовать для каждого глаза свою версию.

рис 8

рис 9

рис 10

рис 11

При помощи небольшой тренировки оба рисунка сливаются в один и мы видим объемное изображение.

Перейдем к фотоаппарату.

Мы уже выяснили, что по устройству своему фотографическая камера - большой глаз: то, что рисуется на ее матовом стекле, зависит от расстояния между объективом и снимаемыми предметами. Фотографический аппарат закрепляет на пластинке перспективный вид, который представился бы нашему глазу (заметьте — одному глазу!), помещенному на месте объектива. Отсюда следует, что раз мы желаем получить от снимка такое же зрительное впечатление, как и от самой натуры, мы должны:

1) рассматривать снимок только одним глазом

2) держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза.

Когда мы предлагаем обоим глазам снимок, предназначенный только для одного, мы мешаем себе видеть то, что должна дать нам фотография; вся иллюзия, в таком совершенстве создаваемая фотографической камерой, разрушается этим промахом.

На каком расстоянии надо держать фотографию?

Столь же важно и второе правило — держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. Каково же должно быть это расстояние? Надо держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусной длине объектива.

Если мы примем во внимание, что в большинстве любительских аппаратов фокусное расстояние равно 12—15 см, то поймем, что мы никогда не рассматриваем таких снимков на правильном расстоянии от глаза: расстояние лучшего зрения для нормального глаза (25 см) почти вдвое более указанного. Плоскими кажутся и фотографии, висящие на стене, — их рассматривают с еще большего расстояния.

Действие увеличительного стекла.

Близорукие люди, как мы сейчас объяснили, легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображений очень близко к глазу, но им поможет здесь увеличительное стекло. Смотря на снимок через чечевицу с увеличением в два раза, такие люди легко могут приобрести указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут видеть, как фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между получаемым при этом впечатлением и тем, что мы видим, глядя на фотографию двумя глазами с большого расстояния, — огромна. Такой способ рассматривать обыкновенные фотографии почти заменяет эффекты стереоскопа.

Попробуйте применять этот способ и вам откроются все нюансы фотографии: блеск воды, тень предметов, появится эффект присутствия, покажется что ветерок шевелит листьями. Вы получите больше удовольствия от фотографий, чем при обычном взгляде на них.

Тренируем естественный стереоскоп.

Стереокартинки представляют собой зашифрованные под некий узор объемные изображения. На самом деле не каждый человек способен увидеть подобные изображения. Однако, следуя небольшим правилам любой человек может повысить свои шансы увидеть загадочное и непонятное:

1. Сосредоточьте свой взгляд на узоре.

2. Попробуйте раздвоить взгляд пока четкие линии узора начнут расплываться.

3. По всем законам физики и анатомии человеческого тела вы должны будете увидеть изображение.

Приложение

Литература: Занимательная физика. Я. Перельман. “Издательство АСТ” Москва 2003г