Конспект урока в 4-м классе по литературному чтению по теме "Басни. Русские баснописцы". И.А. Крылов. "Стрекоза и муравей"

Разделы: Начальная школа


Тема: Басни. Русские баснописцы.

Материал к уроку: Крылов Иван Андреевич. Стрекоза и муравей.

Учебные задачи:

  • познакомиться с басней Крылова И.А. «Стрекоза и муравей;
  • закрепить литературоведческие понятия «басня», «мораль», «баснописец»;
  • научить работать с текстом басни:
    • правильно называть;
    • выделять части текста;
    • объяснять мораль басни.
  • научить сравнивать басни разных баснописцев (форма, содержание, сюжет, мораль).

Учебные умения:

  • правильно называть басню и определять мораль;
  • сравнивать басни: сюжет, форму, мораль;
  • выразительно читать тексты басен.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

OO. Сообщение темы и целей урока (тема закрыта)

Учитель: На прошлом уроке мы с вами закончили изучение большой темы «Произведения зарубежных писателей». А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, проведем игру-тест «Вспомни и назови». Игру проведет с вами Таня. Она будет зачитывать отрывки из знакомых вам произведений, изученных во 2 и 3 классах, а вы – выбирать правильный ответ из предложенных вариантов. Приготовьте листочки. На нем пишите номер вопроса и номер соответствующего произведения.

НА ДОСКЕ:

  1. Измайлов А. «Кукушка»;
  2. Крылов И.А. «Ворона и лисица»;
  3. Крылов И.А. Волк и ягненок»;
  4. Эзоп «Ворон и лисица»;
  5. Крылов И.А. «Лебедь, рак и щука»;
  6. Крылов И.А. «Слон и Моська»;
  7. Крылов И.А. «Мартышка и очки».

Один ученик работает у доски; после окончания работы – взаимопроверка; правильные ответы: 1–7, 2–6, 3–4, 4–3, 5–5; отрывки из произведений берутся произвольные.

III. Изучение нового материала

Учитель: Как одним словом можно назвать все эти произведения? (Басни)

Открываются тема и задачи урока, сообщаются детям.

– В ходе самостоятельной работы – выполнения теста – вы вспомнили некоторые басни. С ними мы знакомились и во 2, и в 3 классе. А кто помнит, что же такое басня? (Дети высказываются)

– Сейчас вы сами прочитаете в учебнике статью на стр .33, отметите карандашом то предложение, в котором, по вашему, заключается определение понятия «БАСНЯ».

(Дети работают/)

– Правильно вы сказали, что в каждой басне есть нравоучение, поучение или мораль.

– Назовите самого известного русского баснописца. (Крылов И.А.)

На доске – опорные слова: БАСНЯ, МОРАЛЬ, БАСНОПИСЕЦ, а также портрет И.А.Крылова.

– Мы знакомились с творчеством Крылова в 3 классе. Кто-нибудь помнит что-то из его жизни, творчества?

(Дети отвечают/

– Арина и Аня приготовили для вас сообщение об этом человеке. Послушайте. (Материал о Крылове И.А. взят из книги: Шалаева Г.П. Современная энциклопедия начальной школы. Чтение. – М.: Филол. общество «СЛОВО»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005 год, материал на 19 стр.)

– Аня Марулина приготовила для сегодняшнего урока выставку книг Крылова И.А. (Ученица выступает, а дети ее слушают.)

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с 1 из басен Крылова И.А. – «Стрекоза и Муравей». Сейчас вы посмотрите мультфильм и по ходу просмотра приготовитесь отвечать на вопросы, помогающие лучше проанализировать басню, понять ее смысл. Работать будете по группам, у каждой группы свои вопросы.

ВОПРОСЫ:

1. Почему это произведение считается басней.
2. Попробуйте передать основную мысль, мораль этой басни.
3. Как написана басня – прозой или стихами. Назови рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

IV. Физпауза

V. Продолжение анализа басни

Проверка работ групп.

– Представьте стрекозу. Какой она изображена в басне? (Легкомысленная, беззаботная, хвастливая)

– Как ее называет автор? (Попрыгунья)

Вывешивается иллюстрация Стрекозы.

– Он ее осуждает или смеется над ней?

– А вы как относитесь?

– Каким изобразил Крылов Муравья?

– Как он относится к своему герою?

– А вы как относитесь?

Вывешивается иллюстрация Муравья.

– Дома  к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Посмотрите на них и скажите, какие пословицы ближе всего подходят к морали этой басни. (Дети работают.)
– Сейчас вы самостоятельно приступите  к чтению басни, по ходу чтения будете расставлять логические ударения, паузы, то есть готовиться для выразительного чтения и одновременно – к чтению по ролям, подписывая карандашом роли. При подготовке к чтению по ролям можно объединиться  в группы, приготовить сценку. Не забывайте про тон речи каждого героя. Кто будет готов, поднимите руку.

Перед чтением басни разбирается значение слова «мурава».

Дополнительное задание: страница 35, прочитать басню «Стрекоза» и сравнить с басней «Стрекоза и Муравей» по плану:

  1. Содержание.
  2. Сюжет.
  3. Форма.
  4. Мораль.

Дети работают в группах, а затем выслушиваются ответы и выступления всех. Оценивание – по памятке.

VI. Итог урока, домашнее задание

1. Выучить басню наизусть.
2. Придумать кроссворд по басням Крылова (по желанию).