Урок по творчеству М.Ю. Лермонтова "Так жизнь скучна, когда боренья нет…"

Разделы: Литература


Цели:

  • формирование и расширение знаний о литературном направлении, об основных мотивах произведения;
  • углубление представлений о романтических тенденциях в литературе на примере лирики Лермонтова;
  • совершенствование навыков анализа лирического произведения;
  • совершенствование монологической устной и письменной речи;
  • закрепление понятия «лирический герой».

Тип урока: урок-исследование.
Оборудование:

  • выставка книг о Лермонтове,
  • оформленная доска,
  • рабочие карты.

Класс: 9

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (объявление темы и целей урока)

II. Актуализация изученного

– На прошлом уроке мы вспоминали факты биографии М.Ю.Лермонтова. Мы говорили о сложном, противоречивом характере поэта и его удивительном таланте. «Непозволительные стихи корнета Лермонтова», разошедшиеся в списках и опубликованные лишь в 1856 г. в «Полярной звезде» А.И.Герцена, сделали имя поэта известным.
– Вспомните, как называлось стихотворение, которое принесло Лермонтову известность? («Смерть поэта».)
– С болью скажет Лермонтов о Пушкине:

Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один, как прежде…и убит!

– А против  чего или против кого восстал Лермонтов? Он одинок или он со всеми, с обществом? Почему «жизнь скучна, когда боренья нет»? Как лирические размышления поэта помогают понять мироощущение поэта? (Два последних вопроса пишутся на доске.) Об этом наш разговор сегодня.

III. Новый материал

–  Напишите в рабочих картах: Лермонтов. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя поэта? Запишите их. (Чтение вслух вариантов, запись на доске.)
– Попробуйте, опираясь на слова, составить портрет Лермонтова-поэта или Лермонтова-человека. Каким мы представляем себе Лермонтова?
– А вот что говорит критика о таланте поэта. Прочитайте отрывки (Работа с картами.) из критических статей и выпишите в одну колонку отзывы, содержащие, на ваш взгляд, положительную оценку творчества, в другую – отрицательную. (Чтение записанных вариантов.)
– Противоречивые суждения возникли на основе непосредственного читательского восприятия. А мы погрузимся в собственные читательские впечатления.
– Вы, конечно, помните стихотворения «Парус»,  «Тучи», «На севере диком», «Утес». Кто может прочитать наизусть стихотворение «Парус»? (Чтение.) Вы можете найти его в ваших рабочих картах.
– Выпишите слова, которые создают образ лирического героя. Напомните определение лирического героя. (Выписываются слова: «одинокий», «белеет», «ищет», «просит бури» и др.)
– Каким вы увидели героя? Почему он просит бури? (Поэт сталкивает разные по времени состояния природы – бурю и покой. Морская стихия не может одновременно быть умиротворенной и бушующей, бурной. Следовательно, реальная картина исключена. Пейзаж мыслится не как произошедшее событие, а как предмет анализа. Умиротворенное состояние природы побуждает парус «просить» бури. И здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Парус зависит от стихии, подчинятся ее капризам, но каждый раз их желания не совпадают. Так возникает характерное для романтизма противопоставление природных и предметных образов, символизирующих состояние человеческой души.)
– Какие художественные средства использует автор в стихотворении? (Инверсия, метафора, антитеза, эпитеты, риторические вопросы.)
– Какова их роль в произведении?
– Запишем наш вывод: Лирический герой одинок, но жаждет борьбы. Героя не радует окружающий мир, он не находит в нем счастья. Вечная неудовлетворенность мешает счастью, становится основой конфликта героя с миром. Именно поэтому произведение строится на контрасте: буря – покой, свобода – неволя.
– Какие мотивы звучат в стихотворении? Запишите их в ваших картах. (Мотивы одиночества, борьбы, невозможности желаемого.)
– Какому литературному направлению присущи эти мотивы, записанные нами характеристики героя? (Романтизм.)
– Итак, романтизм. Я просила вас повторить определение романтизма и найти черты романтизма в выбранных вами стихотворениях Лермонтова. К доске в это время пойдет ученик и составит литературную мини-статью из терминов, предложенных мной. (Ученику предложены листы с написанными на них словами: МЕЧТА, ОДИНОЧЕСТВО, ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА, ВООБРАЖЕНИЕ, РАЗУМ, ЭЛЕГИЯ, ЧУВСТВО, РЕГЛАМЕНТ, СТРОГАЯ ЛОГИКА и т.д. При помощи магнитов к доске надо прикрепить только те таблички, содержание которых соотносится с понятием РОМАНТИЗМ.) 
Идет опрос, комментарии учителя, уточнения.
– Кроме того, вам было предложено подобрать строфы из стихотворений Лермонтова, которые характеризуют его как романтического поэта. (Чтение стихотворных строк, уточнения, возможные вопросы.)
– Кто может прокомментировать цитаты с позиций требований романтизма? (Настроение, мотивы, образ героя.)
– Проверка задания на доске и запись в картах: Романтизм – это литературное направление, в котором звучат мотивы… Для лирического героя романтического произведения характерно…

VI. Самостоятельная работа по группам

– Мы вспомнили определение романтизма, лирического героя, попробовали дать краткий комментарий основных мотивов произведения на примере стихотворения «Парус». Сейчас я предлагаю вам самостоятельно поразмышлять над лермонтовскими строками. Каждая группа получит задания к стихотворению. Можно выполнить только то задание, которое кажется вам доступным. Если вы чувствуете уверенность, попробуйте сделать задание с буквой «С»

V. Сообщения учащихся («И скучно и грустно» – страстная исповедь, горькие раздумья о жизни. В основе стихотворения – внутренний конфликт между стремлением жить в гармонии с собой и миром и осознанием бесплодности человеческих желаний и страстей. В стихотворениях Лермонтова ставятся проблемы поисков смысла жизни.)

VI. Ответы на вопросы учащихся, учителя, коррекция

VI. Выставление оценок, комментирование домашнего задания (учебник стр. 373–376 Литература 9 класс п/р В.Г.Маранцмана, прочитать стихотворение «Родина», ответить на вопрос «Какой видит поэт свою Родину?»)

VIII. Обобщения, выводы

 – Мы увидели, что в лирике Лермонтова нашли отражение основные принципы романтизма (перечислить, опираясь на запись на доске). Творчество поэта поражает беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты, причем оба эти начала теснейшим образом связаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, к миру, к себе. Неприятие действительности лишь усиливает страстное стремление к идеалу, укрепляет веру в «жизнь иную». Лирический герой Лермонтова одинок, но жаждет действия. Исповедь лермонтовского героя всегда соотносится с вечными проблемами человека и человеческого бытия. Его духовная мощь не уступает творческой силе Бога.

...Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!

Лермонтов с гордостью скажет: «Нет, я не Байрон, я другой». Конечно, другой. Ибо преодолеет ограниченность романтического сознания и сумеет подняться до вершин реалистического изображения действительности.

Приложение 1

Приложение 2