Организация экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В течение 2006-2007 года развитие элементарных естественно научных представлений выделено как приоритетное направление в нашем детском учреждении.

Свою работу мы начали с создания предметно-развивающей среды, подбора литературы по данной проблеме. На базе уже имеющейся экологической комнаты была создана лаборатория по экспериментированию. Закуплены пластмассовые столы для экспериментирования, собран необходимый материал для проведения экспериментальной деятельности: разнообразные сосуды из различных материалов, бросовый и природный материал, приборы (песочные часы, компас, магниты, увеличительные стёкла).

В лаборатории по экспериментированию педагоги имеют возможность знакомить детей с различными свойствами веществ, развивать представление детей об основных явлениях.

Основными формами работы по формированию у детей элементарных естественнонаучных представлений выделены:

  • организованные занятия;
  • наблюдения;
  • экспериментальная деятельность в лаборатории.

Занятие “Путешествие в страну звуков”

Задачи.

Познакомить детей с понятием “звук”, со строением человеческого уха – органа, воспринимающего звуки.

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники.

Материал.

  • музыкальные инструменты – бубен, трещотка, погремушка и т.д.,
  • стеклянный стакан,
  • гитара,
  • вата,
  • бросовый материал.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие – страну звуков. Чтобы попасть в эту страну, вам необходимо выполнить первое задание.

Эксперимент “Будь внимательным”

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и издаёт звуки с помощью различных предметов (бубен, барабан, трещотка и др.). Дети отгадывают, что звучит.

Определить отличие музыкальных звуков от звуков человеческой речи и звуков природы (шуршание осенних листьев, скрип снега и др.).

Появляется Дедушка АУ (в руках у него струнный инструмент – гитара).

Дедушка АУ. Здравствуйте, ребята! Я – весёлый старичок. Узнал, что вы собрались в страну звуков и принёс вам мой любимый музыкальный инструмент. Хотите поиграть на моём инструменте?

Дедушка АУ предлагает каждому ребёнку тронуть струну гитары, вслушаться в длящийся звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

Что произошло?

Почему звук прекратился?

Вывод: Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Дедушка АУ. Ребята, а вы хотите послушать, как звучит волшебный стакан?

Извлечь звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекратить.

Когда же возникает звук?

Вывод - Звук возникает, когда происходит быстрое движение воздуха вперёд и назад – колебание воздуха.

Воспитатель. А какие предметы могут ещё звучать?

Ответы детей.

Физкультминутка.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня с вами путешествуем по стране звуков, а как вы думаете почему мы слышим звуки?

Рассматривание схемы строения уха человека.

(Дать понятие ушная раковина, барабанная перепонка).

Дедушка АУ предлагает ребятам закрыть уши руками, ватными тампончиками и послушать звук колокольчика.

Что происходит?

Выводы.

  1. Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему всё вокруг воздуху, их энергия воздействует, и мы слышим звук.
  2. Орган слуха у человека – уши. Если уши закрыты руками или ватой, то звуки слышаться хуже, отдалённо. Это происходит потому, что колебания воздуха встречают препятствия и не могут проникнуть к барабанной перепонке.
  3. Уши необходимо беречь от громких звуков: не включать громко магнитофон, телевизор, чтобы сохранить здоровье.

Результаты фиксируют в дневнике экспериментов.

Дедушка АУ. Ребята, жители страны звуков предлагают вам сделать весёлые музыкальные инструменты на память о нашем путешествии.

Изготовление шумовых музыкальных инструментов из бросового материала.