Урок литературы "Тарас Бульба - народный герой"

Разделы: Литература


Цели:

  • на примере образа Тараса показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере;
  • развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, уметь га тексте показать отношение автора, его позицию;
  • подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба”;
  • показать художественное мастерство писателя и отражение темы повести в других видах искусства, в частности, в живописи.

Оборудование:

  • портрет Н.В. Гоголя,
  • иллюстрации к повести художника И. Кибрика.

Эпиграф:

Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей…

В.Г. Белинский

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока, записи в рабочие тетради.

II. Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос:

- Каждое художественное произведение несет определенную идею (можно повторить понятие об идее художественного произведения). Вы прочитали повесть до конца.

Какова основная идея произведения? (Патриотизм – это активная любовь к своей земле).

- Какую еще проблему и каким образом рассматривает автор в своей повести?

(Проблему подвига и предательства через образы Остапа и Андрия).

- Расскажите о смерти Андрия и гибели Тараса. Покажите авторское отношение.

- Почему мы говорим о смерти Андрия, но гибели Тараса?

(Смерть может наступить при разных обстоятельствах. Само слово несет в себе налет обыденности. Гибель предполагает необыкновенные обстоятельства, зачастую связанные с героизмом и подвигом).

2. Чтение домашних сочинений- миниатюр на темы: “Подвиг и предательство в моем понимании”, “Во имя чего можно совершить подвиг?”

Вывод: В. Г. Белинский писал о повести Н. Г. Гоголя, что это “поэма, исполненная трагической силы, трагического величия, блистающая картинами великих характеров, великих страстей”. Эти слова относятся не только к повести в целом, но и к образам ее главных героев. Лучшие черты героического характера запорожского казака воплощены в образе Остапа. Прям, как струна, его короткий, но славный жизненный путь. И даже в последний, смертный час, перед лицом нечеловеческих пыток, он Сохраняет свою казацкую честь и самообладание, свое гордое презрение к врагам. В образе Остапа Гоголь представил типический характер молодого казака-сурового воина, исполненного мужества, хладнокровия, несгибаемой стойкости Путь Остапа – путь верного служения родине, выполнение священного долга перед нею. Образ Андрия создан

Гоголем как контрастный образу Остапа. Сценой казни сына, убитого рукой его собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство и измену.

III. Работа по образу Тараса Бульбы.

1. - Почему Остап в последние минуты жизни хотел увидеть отца? (Тарас для Остапа идеал рыцарства, отваги, стойкости. Остап близок отцу не только по крови, но и по душе. Отцовское “слышу!” - духовная поддержка для него).

2. Рассказ ученика о Тарасе Бульбе.

3. – В чем видит свой долг Тарас? (В служении Отечеству и православной вере. “Он считал себя защитником православия” - 1 гл.).

- Вспомните сцены, в которых показаны самые напряженные моменты жизни Тараса.

4. Чтение речи Тараса о товариществе.

- Какое впечатление производит эта речь на читателя?

Учитель: “Дай, Боже…,чтоб таких полковников было побольше на Украине!” - говорит о Тарасе Касьян Бовдюг.

- Покажите, как Гоголь раскрывает полковнический талант Тараса. (“Полковники… готовились дать сражение. Тарас уже видел это по движению и шуму в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в три табора курени, обнесши их возами в виде крепости, - род битвы, в которых бывали непобедимы запорожцы; двум куреням повелел забраться в засаду; убил часть поля острыми кольями, изломанным оружием, обломками копьев, чтобы при случае загнать туда неприятельскую конницу. И когда все было сделано, как нужно, сказал речь казакам, не для того, чтобы одобрить и освежить их, - знал, что и без того крепки они духом, - а просто самому хотелось высказать все, что было на сердце”. В бою Тарас постоянно поддерживает дух товарищей: “А что, паны… есть еще порох в пороховницах?”)

Учитель: Кошевой встречал новичков в Сечи словами: “Здравствуй! Во Христа веруешь?”, Тарас в сцене угощения казаков (VIII гл.) предлагает: “…выпьем наперед всего за святую православную веру…”

- Как православие Тараса и запорожцев сочетается с их удалью и широтой разгула?

(Православная вера – основа существования Сечи. Любовь к ближнему, к своим братьям движет казаками, когда они отправляются в поход в защиту гонимых православных христиан, когда остаются под стенами Дубно, с целью выручить друзей из польского плена, когда бросаются в след за татарами, пленившими казаков.)

Учитель: Духовное родство превосходит у запорожских рыцарей не только любовь к женщине, но и побеждает и самую смерть, давая утешение в предсмертные минуты.

“Узы этого братства, - писал Гоголь о казаке в статье “О малороссийских песнях”, - для него выше всего, сильнее любви… умирающий казак лежит среди … девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей…Увидевши их, он насыщается и умирает”. Таким же утешением – от близости родного человека и от сознания исполненного долга – “насыщается” и Остап в свои предсмертные минуты.

- Не слишком ли Тарас суров к своим близким? (Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.)

Учитель: Жена для Тараса Бульбы – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.

Точно так же сам Тарас, как по отношению к мученику за веру Остапу, так и по отношению к изменнику Андрию, преодолевает узы кровного родства, предпочитая им узы “небесного братства”.

- Каким мы видим Тараса в сцене казни? (Здесь весь Тарас с непоколебимой стойкостью, с презрением к смерти: “…думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная вера!”

Учитель: Объясните смысл выражений, использованных Гоголем в сцене пленения Тараса: “выпала люлька с табаком”, “набежала ватага, схватила под могучие плечи”, “не старость была виною”, “сила одолела силу”.

- Что говорят они об отношении писателя к Бульбе? (Автор любит своего героя и гордится им. В этих выражениях он как бы оправдывает пленение Тараса, говорит о случайности происшедшего, о достойном сопротивлении старого казака.)

Учитель: Для Гоголя важно было показать, как в Тарасе воплотились типические черты запорожца. Писатель, подводя итог жизни и смерти своего героя, не случайно говорит:

“Да разве найдутся на свете такие огни и муки и сила такая, которая пересилила русскую силу?”

- Можно ли назвать Тараса Бульбу народным героем? (В образе Тараса Гоголь воплотил самые яркие, самые сильные черты национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к родине, верность православной вере, готовность к подвигу, преданность товариществу и широту души…, лучшие черты народа. Тарас Бульба – народный герой.

Выводы: В повести Н. В. Гоголь раскрывает исторические условия, выработавшие суровый и могучий характер Тараса с его упрямством и отвагой, с его грубой прямотой и неукротимой ненавистью к врагам. Образ главного героя получился наиболее завершенным и полным.

“Бульба герой, Бульба человек с железным характером, железною волею: описывая подвиги его кровной мести, автор возвышается до лиризма и в то же время делается драматиком в высочайшей степени” (В. Г. Белинский).

Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для казаков, доверивших ему командование над ними.

“Тарас Бульба” - одно из самых светлых произведений мировой литературы, несмотря на трагическую гибель главного героя и многих других казаков. Народ верит в свою победу.

Силы народа неисчерпаемы, и борьба будет продолжаться, невзирая на самые тяжкие потери и поражения.

IV. Язык повести.

Учитель: С первых же страниц повести “Тарас Бульба” мы отмечаем необыкновенно яркий, сочный язык гоголевского произведения. Создавая трагические образы, рисуя картины битвы, писатель широко использовал художественные приемы, выработанные устной народной поэзией. О каких приемах идет речь? Приведите примеры из текста.

(Троекратное повторение: в разгар битвы Тарас трижды перекликается с казаками; эпические сравнения: “как плавающий в небе ястреб”, “хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину”; метафоры: кровь – вино; гипербола : “…Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи”, сходство казаков с богатырями.)

Выводы: Обратившись к прошлому, Гоголь создал широкую панораму истории и жизни народа. И хотя в повести нет ни одного подлинного исторического лица, характеры героев, события, конфликты. бытовые жанровые сцены изображены так, что заставляют верить в них реальность.

V. Беседа по репродукции картины И. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”.

Учитель: Во все времена повесть “Тарас Бульба” была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники П. Соколов, М. Нестеров, М. Дерегус, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести “Тарас Бульба”.

Рассматривание и комментирование иллюстраций Е. Кибрика.

- Картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение.

Подумайте, какая связь между повестью Н. В. Гоголя и полотном И. Репина?

Консультант: Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как “Запорожцев…”. Художник работал над картиной более 13 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам “грозную грамоту”, в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ.

И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются…

В центре картины изображен атаман Иван Серко, легендарный герой, о котором сохранилось много народных преданий. Возле него – писарь, который явно испытывает удовольствие, вставляя в письмо очередное язвительное словцо.

Учитель:- Каким настроением проникнута картина?

Вывод: Итак, что объединяет эти произведения? (Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н. В. Гоголя и на картине И. Репина братское родство, родство “по духу”.

VI. Викторина “Маска, кто я?”

1). “Отчизна моя – ты! И понесу я отчизну эту в сердце моем, понесу ее, пока станет моего веку… и все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!” (Андрий).

2). “И это добрый вояка! Не Остап, а добрый, добрый также вояка!” (Тарас)

3). “…он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека…”. Сняв шапку, он всех поблагодарил казаков- товарищей за честь, не стал отговариваться молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы.

(об Остапе). Продолжение викторины. Определите, чьими словами характеризуются герои:

1). “Остапу, казалось, было на роду написано битвенный путь и трудное званье вершить ратные дела… Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва.” (автор)

2). “О, да это будет со временем добрый полковник!.. да еще такой, что и батьку за пояс заткнет!” (Тарас)

3). “… почувствовал он, что не ему, воспитанному в бурсе и в бранной кочевой жизни, отвечать на такие речи, и вознегодовал на свою казацкую натуру” (автор)

Домашнее задание:

1) Написать сочинение на одну из тем: “Тарас Бульба – народный герой”, “Мои любимые страницы повести”;

2) Написать изложение “Казнь Остапа”.