Организация работы по решению проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях взаимодействия с социумом

Разделы: Работа с дошкольниками


Презентация

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. В обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных потребностей. Вечные ценности: Добро, Истина и Красота – постепенно отодвигаются на задний план. Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи.

В такой ситуации особенно важно помнить, что образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. На современном этапе задача всех образовательных учреждений – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, т.к. от ее интеллектуального, нравственного, культурного уровня развития во многом зависит будущее общества. Решение проблемы духовно-нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.

В современной педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Личностно-ориентированный подход характерен для деятельности нашего ДОУ: каждый ребенок рассматривается как неповторимая личность; задачей воспитания является создание условий для роста личностного саморазвития и, прежде всего, роста духовно-нравственного. (1)

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Именно поэтому коллектив ДОУ “Теремок” на основе научных исследований В.Т. Нечаевой, А.М. Виноградовой, С.А. Козловой, В.И. Баймурзиной, К.Ш. Ахияровой, Ш.А. Мирзоевой, внедряет в практику деятельности детского сада новые образовательные программы и технологии, направленные на формирование, в растущем человеке, начала духовности. (“Я –башкортостанец” Р.Л. Агишева, “Земля отцов” Р.Х. Гасанова, “Оскон” Ф.Г. Азнабаева, З.Г. Нафикова, “Илхам” Ф.Г. Азнабаева, музейная педагогика, “Этноэтикет в воспитании дошкольника” Р.Х.Гасанова).

Ориентируясь на социальный заказ обще6ства ДОУ “Теремок” осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • Формирование представления об истории края, жизни и культуре родного народа, воспитывая при этом патриотические чувства.
  • Воспитание этно-этических традиций, норм, правил поведения, формирование культуры общения с взрослыми и сверстниками.
  • Формирование экологической культуры дошкольника.
  • Развитие у детей основ правого сознания.
  • Расширение форм участия в деятельности дошкольного учреждения, учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой информации, других социальных институтов.

Именно на особенностях организации работы с социумом хотелось остановить ваше внимание. Ведь всем известно, что хоть детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города, республики и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности.

В МДОУ “Детский сад “Теремок” ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической деятельности в течение 40 лет существования. На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружественные, профессионально-трудовые и пр. поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

В настоящее время педагоги стремятся переосмыслить накопленный опыт, адаптировать его к современным условиям, дополнить новым содержанием. Поэтому в детском саду разработана определенная дидактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения, который успешно осуществляется на практике. Педагоги серьезно подошли к отбору объектов социальной сферы города Сибая, что позволило систематизировать работу, исключив пробелы и повторы.

Вашему вниманию мы представляем содержание работы по разделу “Ознакомление детей с объектами социальной сферы г. Сибая” (приложение 1)

Определенность объектов ознакомления помогает при составлении календарно-тематического плана, сетки занятий, организации прогулок и экскурсий. Педагоги ДОУ ежегодно вносят в них коррективы, предложения, дополнения, но общая основа представляется уже достаточно сформированной и апробированной.

Педагоги ДОУ, учитывая возрастные особенности развития дошкольников, стараются максимально использовать наглядные, практические, игровые методы, опираясь на жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающем мире.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Сад – чрезвычайно важный этап в ознакомлении детей 3-4 года жизни с социумом. Поэтому работа педагогов направлена на систематическое и целенаправленное обучение младших дошкольников: наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым, способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Мы не согласны с мнением, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального зала, кухни, медблока – излишнее – ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, и так все увидит и запомнит. Но, ведь проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься – слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться гобеленом на стене или пособиями и игрушками в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных для ребенка вещей можно увидеть в кабинете заведующей или старшего воспитателя! Кроме познавательной ценности у таких экскурсий есть еще одно – экскурсии способствуют более легкой и быстрой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся близкими и понятными ему.

Основными задачами ознакомления детей младшего и среднего дошкольного возраста с ближайшим окружением представляются следующие:

  • освоение дошкольниками предметного мира:
  • обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи;
  • формирование навыков поведения в детском саду, на участке, во время прогулок по ближайшим улицам, а также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада;
  • воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов профессиональной деятельности.

Начиная со средней группы, воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы Матросова, Пушкина, Горького, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о городском транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов, кинотеатров, городской филармонии, гостиницы “Сибай”.

Хотелось бы подчеркнуть, что социум, окружающий детский сад, имеет свою специфику. ДОУ находится в таком месте, где городской микрорайон граничит с частным сектором, территория детского сада с трех сторон окружена частными подворьями. Здесь нет крупных промышленных предприятий, хотя из окон детского сада можно наблюдать отвалы карьера. Достаточно много учреждения образования (СШ №1, ДЮСШ, школа искусств, городской стадион, каток), здравоохранения (горбольница, аптека, тренажерный зал “Мунса”), культуры (Сибайская филармония, музей, кинотеатр “Мир”), ГИБДД, пожарная часть, отделения Сбербанка “Уралсиб”, гостиница “Сибай”, магазин “Спутник”. Выделение объектов для экскурсий, прогулок, целевых посещений во многом связано с тем, насколько то или иное учреждение находится по отношению к детскому саду.

Особо хотелось бы остановиться на взаимодействии работы ДОУ и городского краеведческого музея. Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные на базе городского краеведческого музея помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.

Хорошим начинанием является открытие мини-музеев на базе групп нашего детского сада. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. “Знать предмет – значит действовать с ним” Ж.Пиаже. Так на основе взаимодействия “ребенок- педагог- родитель” в группах появились мини-музеи “История одежды”, “История книги”, “История куклы” (приложение 2 – фото).

Процесс создания экспонатов очень кропотливый и длительный. Построение музейной экспозиции требует соблюдения принципов предметности (подлинности), принципа научности, коммуникативно-информационного принципа. (2) Организация работы с дошкольниками с использованием элементов музейной педагогике требует большой подготовки от воспитателей: это и изучение научной литературы, обращение к историческим фактам, рассматривание огромного количества фотографий и рисунков, сопоставление исторических фактов, изучение мировой культуры, краеведения.

Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея.

Непосредственная близость со СШ №1, например, позволяет совершать непродолжительные экскурсии, совместные праздники уже с детьми старшей группы.

Есть такие объекты, которые находятся в другом районе города, тогда решаем эту проблему, заказывая автобус, через СЮН, и выезжаем с детьми для ознакомления с достопримечательностями города. Например, детям запомнилась поездка в Центр Детского Творчества, Драмтеатр им. А.Мубарякова, детский театр “Сулпан”, экскурсии по городу (церковь “Отрада и Утешение”, мечеть “Таква”) и другое (приложение 3).

В ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с социумом города на первый план выходят следующие задачи:

  • знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями;
  • воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры;
  • подготовке к школе, воспитание желания учиться, создание положительного образа школы;
  • социализация ребенка дошкольника, включающая формирование у него умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками.

В старшей группе центральным объектом ознакомления с социумом города становится школа. Как правило, 95 % выпускников ДОУ поступают в СШ №1, поэтому детский сад стремиться поддерживать преемственность в работе именно с этой школой, проводя совместные мероприятия, целевые посещения, экскурсии для дошкольников.

Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с социумом оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессией. К сожалению, иногда проведение экскурсий, прогулок становится проблематично из-за финансовой стороны, или же часов работы, например: выставка народных промыслов, работает только в субботу, воскресенье. Поэтому родители с пониманием относятся к заданиям воспитателей сходить в выходные дни в парк, посетить приехавший зоопарк, музей восковых фигур и т.д. такая взаимосвязь с родителями помогает осуществлению полноценного образовательно-воспитательного процесса.

Приложене 4

Литература:

  1. Концепция Дошкольного образования Республики Башкортостан.- МНО БИРО, Уфа.– 2001
  2. Справочник старшего воспитателя./ О,А,Ушакова, Н.А.Гондарук -№5/2007
  3. Алешина Н.В.Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2003.
  4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.,1998.
  5. Р.Х.Гасанова Земля отцов. – Уфа, 2004.