Модель организации групп предшкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Основной задачей предшкольного образования является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, развитие его индивидуальных способностей, ликвидации проблемы общения со взрослыми и сверстниками.

В "Программе предшкольного образования детей 5-7 лет" представлено содержание, отражающее как различные области действительности, так и виды детской деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место занимает игра детей, в первую очередь, самодеятельная.

Модель организации групп предшкольного образования в муниципальном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная школа № 43":

В районе Талнах такие группы расположены на базе муниципального общеобразовательного учреждения "Средней общеобразовательной школы № 43". Здесь предварительно была проведена разъяснительная работа среди родителей.

С целью создания условий для предоставления безвозмездных, качественных дополнительных образовательных услуг по выравниванию стартовых возможностей детей 5-7 лет, не посещающих детский сад, образовательным учреждением под руководством Управления образования, осуществлен ряд мероприятий:

  • укомплектованы группы по одновозрастному принципу: от 5-ти до 6-ти лет - 3 группы и от 6-ти до 7-и лет - одна группа;
  • заключены договоры с родителями;
  • издан приказ об открытии групп предшкольного образования;
  • утвержден учебный план;
  • разработаны приказы, регламентирующие деятельность групп, должностные обязанности, графики работы педагогов;
  • оборудовано необходимое количество кабинетов для работы групп предшкольного образования;
  • разработан режим работы групп в соответствии с СанПиНами;
  • составлен список методической литературы, используемой в процессе образования;
  • группы обеспечены кадрами (педагоги, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель, психолог, логопед);
  • обеспечено повышение квалификации педагогов (проблемные курсы по предшкольному образованию - пять педагогов);
  • проведено анкетирование родителей;
  • составлена карта интегральных показателей развития детей групп предшкольного образования на начальный период работы, проведен педконсиллиум по теме "Проблемы адаптации детей в группах предшкольного образования", с целью отслеживания эффективности педагогического процесса, его качества;
  • составлен план внутришкольного контроля за деятельностью педагогов групп предшкольного образования;
  • в связи с суровыми климатическими условиями, для регулярного посещения детьми групп предшкольной подготовки, составлен план мероприятий по увеличению времени пребывания детей в группах предшкольного образования;
  • составлен план культурно-массовых мероприятий (в соответствии с планом школы).

Предметно-пространственная среда.

Для групп предоставлено помещение начальной школы (бывший детский сад). В каждой группе есть приемная, групповая комната для занятий с прекрасной развивающей средой, игровая комната с набором мягких модулей, игр и игрушек для детей (по зонам: для мальчиков и девочек).

<Рисунок 1 >

На третьем этаже - спортивный зал со спорткомплексом и тренажерами, с сухим бассейном, батутом и прочим необходимым инвентарем для физического развития детей; музыкальный зал с аппаратурой и инструментами.

<Рисунок 2>

В школе работают специалисты: логопед, психолог, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели со специальным образованием (воспитатель дошкольного учреждения и учитель начальной школы). Организовано горячее питание: завтрак и/или обед (на выбор) в школьной столовой. Дети, посещающие наши группы, занимаются в плавательном бассейне.

<Рисунок 3>

Для увеличения времени пребывания детей в группах предшкольного образования, график работы психолога и логопеда составлен так, чтобы родители могли приводить детей к 9 часам утра (один раз в неделю к каждому специалисту). После группового занятия в 10 часов детей забирает воспитатель группы и занимается с ними до 13 часов.

<Рисунок 4>

После 13 часов дети занимаются со специалистами из центра внешкольной работы (ритмика - один раз в неделю) или с учителем английского языка (один раз в неделю) по желанию родителей.

Регулярно по плану проводятся культурно-массовые мероприятия с участием:

  • творческого объединения "Олимп", танцевальной группы "Маска" МОУ "СОШ № 43", руководитель Б.С.Заворина;
  • акции "Дети - детям", 10 "Б" класс МОУ "СОШ № 43", классный руководитель Е.В. Холманова;
  • кукольного театра детсада № 74, музыкальный руководитель М.Р.Суетина;
  • кукольного театра Центра внешкольной работы, руководитель В.Б. Малыгина;
  • проводятся экскурсии в библиотеку, музей, организуется просмотр сказок с участием актеров из Санкт-Петербургского театра;
  • проводятся тематические праздники.

<Рисунок 5>

Образовательный процесс.

Программа предусматривает пребывание детей в группах предшкольной подготовки 3 раза в неделю по 3 часа в день (в нашей школе: понедельник, среда и пятница для двух групп; вторник, четверг и суббота для двух следующих групп). Группы комплектуются по одновозрастному принципу. Наполняемость групп до15 человек.

Содержание режима дня:

  • 3 занятия по 20 минут - для детей от 5 до 6 лет (в общей сложности 1ч. в неделю);
  • 3 занятия по 30 минут - для детей от 6 до 7 лет (в общей сложности 1ч. 30 мин. в неделю);
  • Между занятиями динамическая разминка 10 минут (в общей сложности 1 час в неделю);
  • Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога для детей от 5 до 6 лет: (развитие экологической культуры, физическое развитие, театрализованная и музыкальная деятельность, игровая деятельность - 2 ч. в день);
  • Совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей под присмотром педагога для детей от 6 до 7 лет: (развитие экологической культуры, физическое развитие, театрализованная и музыкальная деятельность, игровая деятельность-1ч.30 мин. в день).

Согласно "Программе предшкольного образования детей 5-7 лет" образовательный процесс организуется максимально компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития детей, формы организации детской деятельности могут быть различными, но средства для достижения образовательных задач - игровые.

Учебный план.

№ п/п Учебные занятия   Кол-во часов в неделю
    1-я группа (5-6 лет) 2-я группа (5-6 лет) 3-я группа (6-7 лет) 4-я группа (5-6 лет)
1 Речевое развитие 2 2 2 2
2 Развитие элементарных математических представлений 2 2 2 2
3 Знакомство с окружающим миром 2 2 2 2
4 Изобразительная деятельность 3 3 3 3
  Всего: 9 9 9 9

Примерный режим занятий в группе детей 5-6 лет:

№ п/п Вид работы Вторник Четверг Суббота Время проведения
1 Самостоятельная игровая деятельность детей (настольные и подвижные игры)       10.00-10.15
2 1 занятие Речевое развитие Развитие элементарных математических представлений Знакомство с окружающим
миром 
10.15-10.35
3 Двигательная разминка (музыкальная)       10.35-10.45
4 2  занятие Развитие элементарных математических представлений Изобразительная деятельность Речевое развитие 10.45-11.05
5 Двигательная разминка (спортивная)       11.05-11.15
6 3 занятие Изобразительная деятельность Знакомство с окружающим миром Изобразительная деятельность 11.15-11.35
7 Совместная деятельность с детьми 1. Физразвитие

2. Игровая деятельность

3. Музыкальное занятие

12.20 -12.4 5

4. Игровая деятельность

12.45-12.55   

1.Физразвитие

11.35-12.20

(бассейн)

2. Игровая деятельность

12.20-12.55

1. Развитие экологической культуры
11.35-12.00

2.Игровая
деятельность
12.00-12.55
11.35-12.55
8 Операция "Чистюлька".

Уход детей домой

      12.55-13.00

Примерный режим занятий в группе детей 6-7лет:

№ п/п Вид работы Вторник Четверг Суббота Время проведения
1 Самостоятельная игровая деятельность детей (настольные и подвижные игры)       10.00-10.15
2 1 занятие Речевое развитие Развитие элементарных математических представлений Речевое развитие 10.15-10.45
3 Двигательная разминка (музыкальная)       10.45-10.55
4 2  занятие Развитие элементарных математических представлений Изобразительная деятельность Знакомство с окружающим миром 10.55-11.25
5 Двигательная разминка (спортивная)       11.25-11.35
6 3 занятие Изобразительная деятельность Знакомство с окружающим миром Изобразительная деятельность 11.35-12.05
7 Совместная деятельность с детьми 1. Игровая деятельность

12.05-12.25

2.Физразвитие

12.25-12.55

(бассейн)

1. Музыкальное занятие

12.05-12.30

2.Физразвитие

12.30-12.55

. Развитие экологической культуры

12.05-12.25

2.Игровая деятельность

12.25-12.55

12.05-12.55
88.    Операция "Чистюлька".

Уход детей домой.

        12.55-13.00

ПЛАН

внутришкольного контроля на январь месяц.

Объект контроля Содержание контроля Цели контроля Форма контроля Методы контроля

КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ВСЕОБУЧА

Посещаемость Проверка посещаемости воспитанниками. Своевременный учет присутствия на занятиях. Персональный Наблюдение, беседа
Воспитанники, требующие особого педагогического внимания Анализ усвоения программного материала воспитанниками Эффективность педагогического процесса. Беседы с родителями. Персональный Наблюдение, беседа

КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ С КАДРАМИ

Решения, рекомендации педконсилиума Контроль выполнения решений и рекомендаций педконсилиума. Своевременность и качество исполнения решений, рекомендаций педагогических консилиумов. Тематический Беседа
План работы школы Корректировка плана контроля и руководства на II полугодие 2007-2008 учебного года с учетом анализа работы за 3 месяца. Утверждение плана контроля и руководства на II полугодие 2007-2008 учебного года Тематический Анализ

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Результаты учебной деятельности за 3 месяца работы Отчеты воспитателей. Определение пути повышения качества обучения Персональный Беседа

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

КТП  Корректировка календарно-тематического планирования. Выполнение учебных программ, внесение своевременных корректировок. Персональный Беседа

КОНТРОЛЬ ЗА ШКОЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ

Журналы Проверка журналов. Своевременность заполнения.

Анализ и своевременный учет присутствия на занятиях.

Персональный Анализ

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ШКОЛЫ

Санитарно-гигиенический режим и техника безопасности  Контроль выполнения ТБ. Соблюдение ТБ на занятиях, в бассейне. Персональный Наблюдение, беседа