Интегрированный урок (география+доп.образование) по теме "Народные промыслы на российской ярмарке"

Разделы: География


Нам захотелось сделать нестандартный урок. Такой урок, который интересно было бы готовить и детям и нам, преподавателям. Такую возможность давала интеграция предмета и дополнительного образования. В данном случае экономической географии и музейного дела. Прежде всего, надо было выбрать тему, форму и место проведения урока. Наиболее яркой и интересной, отвечающей нашим целям, была тема народных художественных промыслов. Форма урока – игровая. Учащимся предлагалось посетить Российскую ярмарку конца ХIХ века, подготовленную их одноклассниками. Окунуться в ее праздничную атмосферу, полюбоваться на товары и послушать о промысловых центрах, где они изготовлены, порадоваться пляскам скоморохов и полакомиться сладкими пряниками. Местом проведения урока был выбран школьный историко-краеведческий музей “ Истоки культуры Москвы”. Именно в помещении музея с его необычной атмосферой в одну минуту можно перенестись на ярмарку и поверить в реальность происходящего. В процессе подготовки урока мы, как учитель и как педагог дополнительного образования, решаем целый комплекс образовательных и воспитательных задач:

  1. Обучение навыкам исследовательской работы, анализа, систематизации и оценки отобранного материала.
  2. Развитие детского творческого потенциала.
  3. Воспитание и обучение навыкам совместной работы детского разновозрастного коллектива (на роль скоморохов были приглашены ученики 5-х классов, занимающиеся в школьном вокально-хореографическом ансамбле “Северная мозаика”, а над созданием ярмарочной экспозиции работали активисты музея).

План урока состоит из двух разделов: подготовительного и непосредственно самого урока, который стал итогом творческой работы детей и преподавателей.

План урока.

Цели:

  1. Познакомить с географией народных промыслов Центральной России, их историей и художественной ценностью.
  2. Обучение выступлению перед аудиторией с элементами обучения, по системе К.С. Станиславского “Я в предлагаемых обстоятельствах”.
  3. Познакомить с основами построения экспозиции.

Подготовительный этап:

  1. Исследование деятельности народных художественных промыслов; отбор наиболее старых и интересных промысловых центров; поездка на экскурсию (Гжель и Жостово); реферат – итог исследовательской работы.
  2. Отбор лучших рефератов и формирование группы докладчиков.
  3. Привлечение Родительского комитета к пошиву костюмов и обеспечению реквизитом: баранки и пряники для угощения участников ярмарки (ученики 9-х классов под руководством Семидел М.Г.)
  4. Историческая и постановочная часть урока: формирование творческой группы для подготовки игровой части урока (9-е классы – группа докладчиков, 5-е классы – “скоморохи”, экспозиционно-выставочная группа – актив музея). Подбор фольклорного и исторического материала. Редактирование текстов отобранных рефератов. Разработка сценария игровой части урока и его постановка. Оформление соответствующей экспозиции (Водзинская Е.Э. и творческая детская группа)
  5. Учащиеся 9-х классов, не занятые в представлении, получают на предыдущем уроке задание: заполнить таблицу.
Роспись по дереву, по ткани Художественная обработка глины Художественная обработка металла
     

Ответить на вопросы Анкеты (для подведения итогов урока).

Какие чувства и мысли вызывают у вас изделия художественных народных промыслов:

а. Эстетическое наслаждение.
б. Гордость за русских мастеров.
в. Потребность глубже изучить данную проблему (по книгам).
г. Выбрать в качестве своей будущей профессии.
д. Не затронуло.
е. Другие чувства.
3. Оформить словарь новых понятий.

Игровая часть урока.

Действующие лица:

  1. Хозяйка (хозяин ярмарки), торговка чаем и пряниками.
  2. Скоморохи (ярмарочные зазывалы) – 2-3 человека.
    “Гости” (продавцы на ярмарке)
  3. Торговка украшениями – Ростов Великий, финифть
  4. Торговка ларцами, шкатулками, сундучками – Палех
  5. Торговка деревянной расписной посудой – Золотая Хохлома
  6. Торговка шалями и платками – Павловский посад
  7. Торговка (торговец) расписными подносами – Жостово.
  8. Торговка керамикой, фаянсом, фарфором – Гжель

Костюмы: сарафаны, пестрые юбки, шали, бусы, ленты на голове. Скоморохи в пестрых рубахах и шапках-колпаках.

Помещение музея разделено на “зрительный зал”, где стоят ряды стульев и условную сцену с декорацией торговых рядов, чайным столом, на котором самовар со связкой баранок, пряничная доска, блюдо с пряниками. В торговых рядах предметы и изобразительный материал по теме урока. (Фотография 1.) Под музыку ученики рассаживаются в зале, оставляя первый ряд для докладчиков, продавцы занимают свои места в торговых рядах, за ними, приплясывая, выбегают скоморохи.

1-й скоморох:

Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!
Вышли кони со двора,
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.

2-й скоморох:

Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;
Как во трубушку играет,
Православных потешает. [1]

Вместе:

Подходи, честной народ!
У нас ярмарка идет!

1-й скоморох бежит вдоль торговых рядов (от двери к окну), стащил у торговки пряниками пряник::

“Гости” лавки отворяйте!
Продавайте! Продавайте!

2-й скоморох бежит вдоль рядов со зрителями:

А вы, дамы, господа,
К нам пожалуйте, сюда!
Время зря вы не теряйте –
Покупайте! Покупайте!

Вместе: Как у нас здесь, тары-бары, всяки разные товары!

“Гости” выкрикивают по очереди:

- Кружев зимние узоры – чепцы, рюши да подзоры, шали, платы молодица!.. (Павловский посад)

- Украшения девицам! (Ростов Великий)

- Расписные сундучки! (Палех)

- Подносов пестрые узоры! (Жостово)

- Золотая Хохлома!

- В Гжели неба синева!

1-й скоморох: Мы товары вам представим, песней пляской позабавим.

2-й скоморох: Крепким чаем напоим, пряниками угостим!

Музыка звучит в полную силу. Скоморохи пляшут. Пляска – 2-3 минуты. (Фотография 2.)

Музыка смолкает. “Гости” рассаживаются в первом ряду. Хозяйка ярмарки начинает выступление.

Хозяйка ярмарки:

- Что же такое русская ярмарка? Это большой торг с увеселениями и развлечениями, где умельцы-промысловики выставляли на продажу изделия, сделанные своими руками. Зимы в Центральной России долгие, лето – короткое, земля не такая плодородная, как в Черноземье. Вот и “промышлял” крестьянин дополнительный для жизни заработок. И выходили из рук мастера уже не просто вещи, а предметы декоративно-прикладного искусства: и полюбоваться можно и пользоваться. Иногда жители одного села, деревни, или даже целого района специализировались в производстве одного вида продукции. Так складывались художественные народные промыслы. Затем кто-то один из селян, или это мог быть еще и скупщик, собирал изделия у товарищей и вез на ярмарку либо губернскую, либо уж Всероссийскую Нижегородскую, Московскую, Костромскую. Вот уж было событие, праздник.

На ярмарке можно было увидеть новые орнаменты на одежде и посуде, узнать какими мастерами славится та или иная деревня, какие песни поют и хороводы водят в соседних волостях или губерния; всегда находилось время показать свою удаль и ловкость.

Сегодня традиция народных ярмарок возрождается в Прибалтике, Карелии, Костромской, Новгородской областях, Нижнем Новгороде. Здесь они проводятся как праздники народных мастеров. На таком празднике вы можете не только купить какую-то поделку, но и увидеть, как ее смастерили: мастер-художник у тебя на глазах изготовит понравившийся товар.

Попросим же “гостей” – все знают, что словом “гость” в старину назывался купец? – поподробнее рассказать о народных промыслах, чей товар они привезли на нашу школьную ярмарку.

Выступают докладчики. Выступление каждого докладчика сопровождается демонстрацией соответствующих предметов, фотографий и рисунков.

Торговка платками:

Посмотрите, какой замечательный товар привезла я с нашей знаменитой павлово-посадской мануфактуры. К 1795 году относятся первые упоминания о фабрике, прославившей Павловский Посад как место традиционного бытования народного художественного промысла по изготовлению платочных изделий с печатным авторским рисунком. Основал предприятие зажиточный крестьянин Иван Лобзин. Именно отсюда поступали на Российский рынок платки и шали, поразившие современников яркостью и пышностью рисунка. Продукция мануфактуры пользовалась спросом, а во второй половине ХIХ века шали стали неотъемлемой частью гардероба русской женщины. Когда в доме неожиданно появлялись гости, хозяйка первым делом кидалась к сундуку за нарядной шалью. Павлово-посадские платки, шали и палантины расцвечены красками самых насыщенных тонов. Общее число их в рисунке от 10 до 18, но порой доходит до 30. Узоры компонуются овалом, звездами, “медальонами” и другими фигурами из орнаментальных полос и цветочных гирлянд. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка - “крока”, то есть художник проектирует рисунок платка на бумаге. Над этим проектом будет работать уже не один человек, а целый коллектив. Сначала колористы подбирают текстильные красители и составляют рецепты для точного воспроизведения цветовой гаммы авторского рисунка, выполненного гуашью. Основная сложность этой работы состоит в том, что истинный цвет будет виден только после обработки ткани паром и промывки. Таким образом, колористам приходится сделать множество “выкрасок”, прежде чем будут получены окончательные рецепты. Далее рисунок наносится (печатается) на ткань с помощью ручных печатных станков. Самые сложные элементы выполняются вручную. Ежегодно павлово-посадская платочная мануфактура выпускает 200 видов шалей, платков, шарфов из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка. Признанием высокой художественной и культурной ценности наших изделий является отнесение “Павлово-посадской платочной мануфактуры” к предприятиям народных художественных промыслов России. Наша продукция и сегодня пользуется большим спросом у покупателей.

Торговка ростовской финифтью:

Да что там платки и шали? Вы посмотрите, какую красоту на торг привезла. Славен Ростов Великий своими расписными эмалями, или, как их еще называют, финифтью. Сложное ремесло у эмальеров. Сплавляют они соединения кремния (мелкий белый речной песок) с солями металлов и получают разноцветную стекловидную массу. Соли железа дают нам коричневые и красные цвета, соли меди – голубые, бирюзовые и зеленые, свинцовые белила – белый цвет. Растирает мастер в ступке разноцветные стекловидные кусочки в тончайший порошок и высыпает в баночки. Для каждого цвета своя ступка, своя баночка. Вот и готова основа для эмалевых красок – пигменты. Затем мастер берет тонкую серебряную или латунную пластину круглой, прямоугольной, овальной формы и наносит на нее эмалевую массу. После обжига в муфельной печи эмаль приплавляется к пластине, образуя гладкую, твердую блестящую поверхность – грунт, или фон. После нанесения рисунка на грунт выполняется роспись эмалевыми красками – пигментами, разведенными лавандовым маслом и скипидаром. Затем пластину обжигают вторично. Но самое здесь сложное, что для каждого цвета нужна своя температура обжига.

Первые сведения о ростовской финифти относятся к 80 годам ХVШ века, когда в одном из монастырей Ростова была открыта небольшая мастерская. Делали здесь мастера образки и вставки для окладов церковных книг и различной утвари. В ХIХ веке промысел расширяется. Ростовские мастера выполняют портретные миниатюры, миниатюры-копии с цветных литографий. После революции 1917 года эмальеры начали работать над различными ювелирными изделиями и бытовыми предметами: брошами, серьгами, кулонами, пудреницами, зеркальцами и шкатулочками, расписывая их цветами, архитектурными памятниками и пейзажами. Образцы ростовской финифти можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, в Государственном Русском музее и других музеях России. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград. (Надевает на руку кольцо, любуется) Посмотрите, какая красота!

Торговка палехской лаковой миниатюры:

Краше финифтяных украшений, как камни-самоцветы, сверкают мои палехские шкатулочки. Часами можно любоваться их сказочными и песенными сюжетами. На черной лаковой поверхности несут дозор былинные богатыри, вяжет снопы хлебороб, летит над лесом в ступе злая баба-Яга, мчится в снежном вихре русская тройка. Только шкатулочки мы стали расписывать уже после 1917 года. А до этого писали палехские мастера прекрасные иконы. История Палеха как иконописного промысла восходит к ХVI-ХVII векам. Отличало палехских иконописцев, или, как их еще называли в старину изографов, то, что они оставались крестьянами: летом работали в поле, а зимой писали на загрунтованных деревянных досках дорогие, высокого художественного качества иконы. Из цветных глин, минералов, растений делали художники пигменты. Добавляли в них яичный желток и немного клея, сваренного из рыбных (осетровых) косточек, и получали краски, которые назывались яичной темперой. Этими-то красками и работал художник, создавая икону. После революции 1917 стали палехские мастера расписывать темперой шкатулочки в отличие от федоскинских мастеров, которые работали художественными маслеными красками. А вот технологиюизготовления коробочек из папье-маше мы у них переняли. Сегодня известен наш промысел не только в России, но далеко и за ее пределами. Радует лаковая миниатюра Палеха своих владельцев во многих странах мира.

Торговка хохломскими изделиями:

А я расскажу вам сказку. Жил в заволжских лесах мужичок, который делал деревянную посуду. Прилетела к нему как-то жар-птица. Мужичок накормил ее пшеном и напоил ключевой водой. И решила жар-птица его отблагодарить: махнула крылом и загорелась деревянная посуда мужичка золотыми узорами. [2] На самом деле нет в наших изделиях ни грамма золота. А делают это наши мастера так: покрывают сделанный из дерева предмет тонким слоем глины и обжигают его в печи. Потом наносят тонкий слой металлического порошка из низкопробного серебра, позднее из алюминия. Рисуют затейливый орнамент красной и черной краской. А когда орнамент высохнет, покрывают предмет олифой и снова обжигают в печи. После “закалки” тонкий слой олифы приобретает медовый цвет. В сочетании с просвечивающим металлизированным слоем это дает эффект позолоты. Сегодня мастера заменили олифу специальным лаком. И ни качество позолоты, ни качество самой посуды от этого не пострадало. По-прежнему в хохломскую миску можно налить горячие щи или окрошку, в чашку горячий чай. Не поблекнут краски, не потускнеет позолота, не потрескается лак. Достался этот секрет нашим мастерам от старообрядческих иконописцев. На рубеже ХVII-ХVIII века жители сел Новопокровское, Виноградово, Мокушино, Большие и Малые хрящи,Семино, Скородумово и другие, расположенные по берегам речки Узолы в лесном Заволжье, стали заниматься окраской деревянной посуды. Готовую продукцию они свозили на ярмарку в Хохлому. Отсюда она расходилась по всей России, а село Хохлома по виду изделий и сами изделия получили название “Золотой Хохломы”. Сегодня “Золотая Хохлома” экспортируется и известна в 25-ти странах, утверждая славу русских мастеров. (Фотография 3.)

Продавец жостовских подносов:

“Кудрина”, “травка”… Посмотрите какие замечательные цветы на моих подносах, как радуют глаз! Как украсят ваш Дом! И сейчас я расскажу вам о нашем промысле. Он, конечно, не такой старый, как ваши промыслы. Основан в начале ХIХ века откупившимися на волю крепостными крестьянами графа Шереметева, семейством Вишняковых. В 1830-х годах кто-то из них привез с Нижегородской ярмарки железный расписной лаковый поднос, сделанный в Нижнем Тагиле. Там, на уральских заводах Демидовых, такой промысел существовал с середины ХVIII века. Вишняков и его друзья посовещавшись, решили, что могут делать сами такие подносы, и даже лучше, Наладили дело. На мотивы для живописных композиций оказали влияние ивановские ситцы, финифтяное искусство, роспись по фарфору, федоскинская миниатюра.. Нарядные подносы пользовались большим спросом у городского купечества, мещанства, чиновничества и промысел пошел в гору. Основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном лаковом фоне. Железную основу художник грунтует черным лаком. Потом широкой кистью из беличьего ушного волоса красками на масленой основе делает “подмалевок”: широкими мазками рисует основу цветочной композиции. Далее наносит “пробела”, что придает цветам объем. После этого художник пишет мелкие детали: пестики, тычинки, травки, наносит золотой узор на край подноса. Сверху покрывает живопись бесцветным лаком. А самое замечательное, что роспись создается по принципу свободной импровизации, без предварительных рисунков. По этому никогда не найдете вы двух одинаковых подносов. Эх, какая красота получилась!

Торговка гжельскими изделиями:

Все рассказали? Теперь послушайте меня!

Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветешь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом,
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом –
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой бело-синий,
Сине-белый свой букет. [3]

На весь мир прославились наши фарфоровые и фаянсовые изделия из белой глины, расписанные по белому эмалевому фону синими кобальтовыми узорами. Слово гжель происходит от слова “жегель”, что означает “жечь глину”. Производством керамики еще в ХVI веке занимались здесь жители 30-ти сел и деревень, расположенных в 60-ти километрах от Москвы на территории современного Раменского района. Делали посуду и игрушки из местной каолиновой белой глины. В начале ХVIII века гжельские мастера освоили производство майолики с росписью по сырой (необожженной) эмали. Они сумели найти такой состав эмалевой поливы и режим обжига, при котором эмаль не дает “цека” - сети тонких трещинок на поливе. Роспись делали синей (кобальтовой), зеленой (медной), желтой (сурьмяной), черной и фиолетовой (марганцевой) красками. Изготавливали кумганы, квасники, блюда, тарелки, кружки. Украшали посуду не только росписью, но и мелкой пластикой – лепными деталями и фигурками. Выпускались декоративные маленькие фигурки: животные, горожане разных сословий, крестьяне. В ХVIII веке в Гжели начинают делать дешевый полуфаянс. Форма сосудов и фигурок заимствуется у майолики. Именно тогда гжельские художники начинают расписывать свою продукцию синими узорами по белому фону. В начале ХIХ века в Гжели осваивают производство посуды и фигурок из фарфора. Основная техника изготовления изделий – литье в гипсовые формы с последующей ручной росписью. Полевыми и садовыми цветами, травами и злаками расписывали фарфор художники. Радовали глаз и мелкие фарфоровые скульптурки, так называемый русский фарфоровый лубок. Сохранение традиционных форм, освоенных еще во времена производства майолики, да синий кобальт в сочетании с белым цветом и золотом, позволили выжить промыслу в условиях жесткой конкуренции конца ХIХ начала ХХ века.

И сегодня в каждом доме вы найдете, радующую глаз снежной белизной и небесной синевой продукцию этого старинного промысла.

Торговка чаем и пряниками (хозяйка ярмарки):

Ну вот, гости дорогие, с товаром вы познакомились. Не пора ли теперь выпить “пару чая” с пряничками? А знаете ли вы что-нибудь о пряниках? Нет? Так я вам сейчас расскажу.

Пряник на Руси всегда был любимым лакомством. Нарядные пряники украшали стол. В разных областях у искусных мастеров были свои рецепты приготовления пряников. Кто-то “печатал” с резных досок, кто-то просто лепил как игрушку. Вот у меня здесь такая есть (показывает на доску). Иногда эти доски вырезались искусными резчиками и были настоящим произведением искусства. Пряничную поверхность для нарядности украшали разноцветными сахарными глазурями, иногда даже золотили. Размеры пряников тоже разные: от самых маленьких до таких больших, что не умещались на телеге. Особые пряники, длиной до 1 метра пеклись в “почесть”, то есть в знак чести, уважения, с указанием имени человека, которому пряник подносился. “Хоромными” и “теремными” назывались пряники с изображением теремов. Для детей выпекались фигурные пряники, изображавшие птиц, зверей, пароходы и даже буквы алфавита. Сувенирные печатные пряники выпекают и сегодня во многих городах нашей страны. Самые знаменитые из них – тульские. У меня здесь пряники московские с разными глазурями и начинками. Угощайтесь, пожалуйста. Ешь те на здоровье.

(Берет блюдо с пряниками и угощает ребят.)

(Фотография 4).

Учитель просит отдельных ребят показать, как они выполнили ее задание, и поделиться впечатлениями об уроке:

- Урок понравился.

- Узнали много нового и интересного.

- Урок в музее интереснее и не обычнее, чем просто урок в классе, когда были зачитаны доклады.

Литература.

  1. Справочник “Художественные промыслы РСФСР”, М – 1973 год.
  2. А.А. Гелодо , альбом “Русская Эмаль; ХIХ – ХХ век”, М – 1996 год
  3. Учебное пособие “Край наш московский”, М – 1996 год.
  4. П..П.. Ершов “Конек – горбунок”, М – 1957 год, стр. 83, [1]
  5. Ольга Лупанина “Русские пряники”, журнал “Вокруг света” №2 (2737), февраль 2002 г.
  6. www. Rustoys. ru /zakroma/ hokhloma/ htm.
  7. Яхнин “Дерево виноград – хохломская роспись”, [2].
  8. Зайцев Дмитрий, ученик 9 “ А” класса школы № 1224, реферат по теме “Гжель”, [3].