Урок в 9-м классе по теме "Правовые основы брака и семьи"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • познакомить учащихся с основами семейного права;
  • рассмотреть проблемы, возникающие в семье;
  • обсудить обязанности и ответственность, которые налагает на человека семья;
  • способствовать формированию ответственного отношения к семье;
  • учить ребят вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

Тип урока: комбинированный урок с элементами игры.

Понятия для усвоения: брак, права и обязанности родителей и детей, права и обязанности супругов, Семейный кодекс РФ, условия и порядок заключения брака.

Подготовительная работа к уроку. Учащимся предлагаются вопросы, на которые должны ответить они сами, их родители, или обсудить их всей семьей. Один из учащихся выступает в роли консультанта-работника ЗАГСа.

План урока:

  1. Сообщение темы и цели урока.
  2. Вступительная беседа. Факты из истории Семейного права.
  3. Что такое семья и каково ее влияние на общество?
  4. Что такое брак и каковы условия вступления в него?
  5. Права и обязанности супругов.
  6. Причины расторжения брака.
  7. Права и обязанности родителей и детей.

Вступительная беседа:

1 марта 1996 г введен в действие новый Семейный кодекс, который наряду с Конституцией и Гражданским кодексом РФ, Конференцией о правах ребенка – является основным источником семейного права.

Семейному праву много столетий. Сегодня мы с вами познакомимся с отдельными фактами из его истории.

Сообщения учащихся:

  1. Семейное право как отрасль права развивалась и совершенствовалась постепенно. До принятия христианства семейные отношения регулировались обычным правом. Существовали разные способы заключения брака : похищение невесты женихом без ее согласия или же покупка ее у родственников. Развод производился свободно.
  2. С принятием христианства на Руси начинают действовать нормы византийского семейного права. Церковное венчание, введение в ХIв, практиковалось только среди высших слоев общества, остальное население заключало брак традиционным обрядом у воды. Возраст вступлении в брак был установлен 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Запрещались браки близких родственников, между лицами, состоящими в духовном родстве, при наличии другого, не расторгнутого брака. Основой отношений между мужем и женой, и детьми являлась власть мужа и отца. Семья в этот период напоминала маленькое государство со своим главой и собственной публичной властью.
  3. Имущественные отношения отличались от Западной Европы, в сторону признания за женой большей самостоятельности. Еще в дохристианский период жена имела свое имущество, дочь не наследовала после своих родителей, но они должны были дать ей приданное.
  4. Реформы Петра! положили начало новому периоду в развитии семейного права. Решающие значение стало предаваться добровольности вступления в брак. Родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку.
  5. С 1845 г муж не вправе был подвергнуть жену физическому наказанию, насильственное пострижение в монахини также становится не возможным. Законодатель более активно пытался регулировать отношения супругов в браке. Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ее немощи, - гласит статья 106 Законов гражданских. Жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании.
  6. Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. С петровских времен приданное жены рассматривалось как ее раздельное имущество , которым муж не мог даже пользоваться. Гражданский брак в Российской империи не допускался. Власть родителей над своими детьми была очень сильной и жесткой. За неповиновение родителям или развратную жизнь по требованию родителей разрешалось заключать детей в тюрьму на срок от 3-х до 4-х месяцев.
  7. После Октябрьской революции 1917 г были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства. 18 декабря 1917 г вышел декрет « О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан России стало заключение гражданского в государственных органах. Условия вступления в брак значительно упростились. Достаточно было согласи будущих супругов. 19 декабря 1917 года был принят декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были переданы в введение местных судов.
  8. Согласно ныне действующему Семейному кодексу семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Целями семейного законодательства признаются укрепление семьи, недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи, обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав и др.

Итак, вы прослушали историю возникновения семейного права. Назовите, какие традиции сохранились до нашего времени? (церковное венчание, добровольное вступление в брак)

Я- семья
Во мне как в спектре живут семь «я»
Невыносимых как семь зверей,
А самый синий свистит в свирель,
А весной мне снится, что –я восьмой.

Я воспроизвела здесь стихотворение Андрея Вознесенского «Автоотступление»: Есть в этом образе поэтический образ, который мне очень важен и дорог: «Я - семья» - утверждает Вознесенский, имея ввиду свою многоликость, неоднозначность.

Мне же показалось, возможным соотнести этот образ с темой нашего разговора: ведь в семье каждый из нас имеет несколько воплощений, исполняет несколько ролей, по сути отличающихся друг от друга. Я – дочь (сын), внучка (внук), сестра (брат), жена (муж), мать (отец), невестка (зять), теща (свекровь), бабушка (дедушка). Вот сколько важных ролей, достается на нашу долю, а в связях с дальней родней- итого больше.

«Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего большим делом, имеющим государственное значение»- писал выдающийся советский педагог, автор знаменитой «Педагогической поэмы» А.С. Макаренко.

В конце урока вы должны будете высказать свое мнение по поводу двух суждений Антона Семеновича «Семья приносит счастье» и «Семья является государственным делом»

  • Согласны ли вы с ним? Как они сочетаются в одной мысли автора?
  • Кроме того, с помощью примеров попытайтесь доказать свою точку зрения.
  • Что такое семья?

Взрослые и дети.

Вопрос родителям.

  • Изменились ли вы с тех пор, как стали родителями?
  • Что не изменилось?
  • Что появилось нового в вашем характере?
  • Какой момент в вашей жизни был самым счастливым?

Закончите следующие предложения:

«Кто не научился уважать своих родителей, тот ….»
«Кто балует своих детей, тот …»

Должно ли быть в семье много детей? (выберите ответ, который кажется вам правильным, свой выбор объясните)

  1. Нет, потому что дети мешают жить в свое удовольствие.
  2. Нет, потому что много детей трудно воспитывать.
  3. Да, при условии, что государство оказывает такой семье материальную помощь.
  4. Да, потому что чем больше детей, тем больше в доме радости и счастья.

Воспитание в семье.

Ваши родители воспитывают вас также, как в свое время их воспитывали родители или по- другому?

  • Объясните свою точку зрения.

Семейные торжества.

  • Что такое семейное торжество?
  • Вы можете устроить вечеринку в любое время?
  • Может ли она считаться семейным торжеством?

Правила в семье.

Составьте семейный кодекс, который бы способствовал выполнению каждым членом семьи своих обязанностей, не вызывая раздражения (вопрос всей семье)

Конфликты в семье.

  • Конфликты бывают в каждой семье. Как их избежать?

Посмотрите сценку:

Этот разговор произошел в школьном коридоре после уроков.

НАТАША: Что случилось? На тебе лица нет!

ОКСАНА: Мне опротивело все в этом доме! Родители с их вечными моралями и причитаниями, обеды по воскресеньям, их знакомые со своими детьми, горы посуды вечером. Они за меня все уже решили- куда поступать, с кем дружить, что носить . Папина сестра тетя Ира, лучше меня знает, как мне жить.. Какой ей вообще дело ? Маме почему то не нравится никто из моих друзей. Я прекрасно понимаю ее намеки насчет Кирилла! Каждого своего знакомого я должна приводить к ним на «комиссию». Если бы ты знала, как мне надоели их допросы! У меня ведь своя жизнь.

НАТАША: Родителей не выбирают.

ОКСАНА: Брось! Твои предки тебе слова поперек не скажут. Делай, что хочешь- никто тебе не указ. Когда, кстати ты вчера вернулась?

НАТАША: Кому какое дело, когда я вернулась? Приходишь домой, будто и нет никого дома. Никто даже «привет» не скажет! Мама вся в своих проблемах, отец от газеты не оторвется. Я с твоей мамой больше, чем со своей разговариваю.

  • Что случилось с Оксаной?
  • Кто прав в этой ситуации?
  • Почему даже взрослея, мы все еще сильно нуждаемся в присутствии родителей, в их заботе, совете, участии?
  • Что вы могли предложить родителям для разрешения этой проблемы?
  • Чем любовь родителей отличается от других типов любви?

Как вы считаете, почему бывают несчастные семьи?

  • Нет согласия.
  • Плохо понимают чувства другого.
  • Часто чувствуют себя нелюбимыми.
  • Редко делают комплименты друг другу.

Что необходимо для счастья семьи?

  • понимание друг друга.
  • нормальная интимная жизнь.
  • наличие дома.
  • признание в любви. («женщина любит ушами»)

Вывод: Итак, чтобы семья была счастливой нужно понимание друг друга, и обязательно любовь к друг другу. Что такое брак и каковы условия вступления в него? (Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения, является Кодекс о браке и семье.)

Ответь на следующие вопросы:

  • Почему люди женятся?
  • Почему люди остаются холостыми?
  • Брак – общественное или личное дело каждого?
  • Считаете ли вы, что люди должны знать друг друга несколько лет, прежде чем создать семью или вы думаете, что для этого достаточно и кратковременного знакомства?
  • Что вы думаете о ранних браках? Проблема нынешнего времени?
  • Как вы считаете? сначала –любовь, потом – брак. Сначала – брак, потом – любовь.

В РФ число супружеских пар, удовлетворенных браком, довольно высоко (79%). Однако 2% молодых супругов браком не удовлетворены. Причем в случаях совместного проживания со старшим поколением неудовлетворенность браком и желание его расторгнуть в два раза выше, чем в случае раздельного проживания.

42 % молодых считают, что хотя родители, помогают им решать многие семейные проблемы, но в то же время их вмешательство создает конфликтные ситуации в семье.

Вывод: Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимосогласии и любви.

В настоящее время мы все чаще слышим о брачном договоре. Что же это такое?

Консультант (работник ЗАГСА)

Брачный договор заключается между супругами. В нем оговариваются права и обязанности супругов (в том числе и имущественные), условия расторжения брака, особенности воспитания детей и т.д.

Вопрос – семьям.

Невесте и жениху предложили заключить брачный договор.

  • Как вы отнесетесь к такому предложению? Что бы вы в первую очередь указали в брачном договоре?
  • Аргументируйте свое мнение.

Права и обязанности супругов.

  • Заполните таблицу «Кто в семье должен выполнять каждую из приведенных обязанностей»
  • Напишите права супругов.

Права и обязанности родителей и детей

  • Напишите права и обязанности родителей и детей.
  • Назовите их.

Причины расторжения браков.

  • Почему люди разводятся?
  • Кто больше страдает от разводов – родители или дети?
  • Может ли развод быть безболезненным?
  • Сознаете ли вы, что от вашего отношения к родителям зависит их любовь и крепость брака?
  • Докажите свою точку зрения.

Тесты по вариантам: «Семейное право»

Подведение итогов урок.

«Семья приносит счастье» и она является государственным делом.

Каково ваше отношение к этим высказываниям? С помощью примеров докажите свою точку зрения.