Урок русского языка по теме: "Изменения имен существительных по числам"

Разделы: Начальная школа


Цель:

Формирование умений изменять имена существительные по числам.

Задачи:

  1. Обобщить знания об имени существительном; научить изменять существительные по числам.
  2. Развивать орфографическую зоркость, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения, развивать память и речь учащихся.
  3. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование:

  1. плакаты – рисунки,
  2. карточки со словами,
  3. карточки с индивидуальными заданиями,
  4. сигнальные веера.

Ход урока.

Орг. момент и сообщение цели урока.

Чистописание. Повторение.

У: Читаем молча слова: сова, светло, свинья, скалка.

Что объединяет эти слова?

Д: Буква “эС”.

У: - Что мы о ней можем сказать?

Д: Это согласная буква.

У: - Какие звуки она может обозначать?

Д: [с] - тв.; [с‘] - мягк. Оба эти звука глухие, парные.

У: Обведите эти буквы. Напишите.

На какое правило эти слова?

Д: На правописание безударной гласной.

У: Работаем по цепочке: Аня называет безударную гласную, Миша подбирает проверочное слово и т.д.

У: Пишем по памяти любые 3 слова, ставим ударение, “зажигаем” огонек под безударной гласной.

У: - Какое слово лишнее? Почему?

Д: светло - наречие, остальные слова – имена существительные.

У: Вспомним, что такое имя существительное.

Имя существительное – это часть …(речи).

Отвечает на вопросы …(кто?), …(что?).

Обозначает …(предмет). Например, …(стол).

Физкультминутка.

У: Я буду называть слова. Если назову одушевленное имя существительное, поднимите руки вверх, если неодушевленное – руки вперед, если встретятся другие (части речи) – присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, быстро, школа, овца.

Тихонечко сели на свои места.

У: - Что еще можно рассказать об имени существительном?

Д: Имена существительные бывают ж.р., м.р., ср.р.

У: Молча прочитайте слова левого и правого столбика

теплое

душистая

жаркий

топленое

дружная

звездное

земляничка

месяц

молоко

небо

пальто

семья

У: - Какой частью речи выражены слова каждого столбика?

К именам прилагательным подобрать подходящие по смыслу имена существительные.

- Какие словосочетания получились?

Записать 3 любых словосочетания, определить род имен существительных.

Работа по теме.

У: Волшебник принес слова: яблоко, дом, яблоки, сестра, дома, сестры.

Подумайте, на какие 2 группы можно разделить эти слова?

(Ученик выходит к доске и распределяет слова в 2 столбика)

У: Почему так расположил?

У: Чем отличаются имена существительные в ед.ч. от имен существительных во мн.ч.?

Какие окончания имен существительных в ед.ч.? во мн.ч.?

Открыли учебник на стр. 159. Читаем сведения.

У: Немного поиграем.

Я буду называть имя сущ. в ед.ч., а вы это же имя сущ. будете называть во мн.ч.:

пень - …(пни)
рот - …(рты)
сук - …(сучья)
улей – (улья)

Игру продолжаем в парах: у каждого карточка с именами сущ. Один из игроков получает карточку с им. сущ. в ед. ч., другой –с им. сущ. во мн.ч. Первый читает свои слова, а второй эти же слова изменяет по числам, наоборот.

У: Читаем слова на доске:

ручей -…
семья -…
друг -…
перо -…

- В каком числе записаны эти слова?

Д: В ед. ч.

У: Записать эти имена сущ. во мн. ч. Выделить окончания.

У: - Какое правило вам пришлось вспомнить, чтобы без ошибок написать им. сущ. во мн. ч.?

Д: ь – разделительный.

Физкультминутка (упражнение для глаз).

У: Молча читаем слова: сахар, молоко, ножницы, очки.

Назвать им. сущ. в ед. ч. (во мн.ч).

Попробуйте изменить их по числам (Дети пробуют).

У: Как–то раз один ученик изменил по числам слова: ножницы, очки, брюки, сани. Он поставил эти слова в форму в ед. ч., и они сломались! Вот посмотрите, что из этого вышло. (Учитель показывает картинки со сломанными предметами (см. приложение1).

- Какой можно сделать вывод?

Д: Некоторые им. сущ. имеют только одно число: ед. ч. или мн. ч.

У: Такие им. сущ., как ножницы, очки, брюки, сани стоят только во мн. ч. А такие, как сахар, молоко – только в ед. ч.

Читаем пословицы:

Крива яблоня, да яблоки сладки.
Красна ягодка – да на вкус горька.

Объяснить смысл.

Назвать слова с проверяемой безударной гласной (с непроверяемой; с парной согласной) (орфограммы подчеркиваются учителем)

Списать любую пословицу.

Обозначить орфограммы.

У им. сущ. указать род, число.

У: Какие качества в друзьях вы цените?

Д: Доброту, честность , верность…

У: Эти им. сущ. тоже употребляются только в ед. ч.

Читаем слова на доске:

Мед часы
Москва сутки
Свекла шахматы
Дружба Альпы

- Какие слова непонятны?

- По какому принципу записаны слова в 2 столбика?

Д: В левом столбике – им. сущ. в ед. ч., в правом - во мн.

У: Читаем слова, проговаривая. Списать их в тетрадь.

У: Можно ли определить род им. сущ., которые употребляются во мн. ч.?

Д: Нет. Чтобы определить род им. сущ., которые стоят во мн. ч., надо их поставить в ед. ч. А эти им. сущ. не изменяются по числам.

Итог урока.

- Чем занимались на уроке?

- Что нового узнали?

Проведем тест. Взяли в руки сигнальный веер.

1. Что изменяется у им. сущ. при изменении по числам?

- приставка
- суффикс
- окончание

2. Какие им. сущ. не изменяются по числам?

- шорты
- плащ
- платье

Домашнее задание.

Упражнение 425.