Урок литературного чтения по теме "И.А. Крылов. «Мартышка и очки»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1) закрепить знания учащихся о басне, как жанре художественной литературы;

2) познакомить с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”;

3) развивать умение анализировать произведения, работать над композицией произведения;

4) воспитывать положительные черты характера на примере басни.

План урока.

1. Организация класса.

- Проверим готовность к уроку. Учебник, дневник, ручка.

2. Обобщение знаний о произведения А.С.Пушкина.

- Вчера, мы обобщили и систематизировали знания о жанре художественной литературы – стихотворение. Сегодня мы приступаем к работе над другим жанром, а каким именно вы определите сами, разгадав кроссворд. Вопросы кроссворда составлены по произведению А.С.Пушкина “Сказка о царе Салтане…”

 Кроссворд на доске или индивидуально у каждого на листке.

Вопросы: 2. Жанр, художественной литературы к которому, относится это произведение. (Сказка).

1. Зверек, который жил в хрустальном домике под елью. ( Белка).

3. Имя царя (Салтан).

4. Имя молодого князя (Гвидон).

5. Название острова, на котором находилось княжество Гвидона (Буян).

- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать (Басня).

3. Подготовка к восприятию нового произведения.

Можно использовать памятку (Приложение №1).

- Назовите признаки басни.

  • Небольшой размер
  • Иносказательность
  • Высмеиваются недостатки
  • Поучительность

- Молодцы, и так, что же такое басня?

Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

- Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

- Что вы знаете о творчестве И.А.Крылова? (На доске портрет писателя)

- Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова “Мартышка и очки”.

- Поднимите руку, кто видел мартышку?

- Где вы ее видели? Расскажите о ее повадках. (Любопытная, любит гримасничать, подвижная)

4. Работа над произведением.

- Послушайте произведение и постарайтесь увидеть картины, которые рисует автор.

1) Учитель читает наизусть вслух.

- Какие картины вы себе представили?

- Какие мысли, чувства вызвала у вас басня?

2) Словарная работа.

- Прочитайте слово, которое записано на доске?

Невежда.

- Объясните смысл этого слова.

- Невежда - малообразованный человек.

- Прочитайте второе слово.

Невежа.

- Объясните значение этого слова.

- Невежа – грубый, невоспитанный человек.

-Обратите внимание на правописание этих слов. Чем они различны?

Вывод: одна буква полностью меняет значение слова.

- Какое из данных слов встречается в тексте басни?

3) Чтение про себя.

- Прочитайте басню, обратите внимание на композицию.

I. Завязка.

II. Развитие действия.

III. Кульминация.

IV. Развязка.

- Прочитайте первую часть. Как она называется?

- Прочитайте вторую часть. Как она называется?

- Прочитайте третью часть. Как она называется?

- Прочитайте четвертую часть. Как она называется?

- А как называется следующая часть?

- Замените слово мораль синонимом. (Нравоучение).

- Прочитайте мораль.

- В чем аллегоричность этой басни? (Мартышка олицетворяет собой – невежду).

- А кто такой невежда, давайте вспомним.

Физминутка.

4) Работа над языком басни.

- Сейчас поработаем над языком басни.

- Прочитайте завязку, найдите фразеологические обороты речи.

- Зло не так большой руки.

- Что это означает?

- Не так уж большое горе.

- Замените одним словом выражение “Лишь стоит завести очки”

- Купить, достать, приобрести.

- Прочитайте развитие действия. Какие средства художественной выразительности встретились?

- Очков с полдюжины себе она достала – приобрела 6 штук очков.

- Очки не действуют никак – не помогают.

- Подберите синоним к слову, нанижет – наденет.

- Прочитайте кульминацию. Какие фразеологические обороты речи встретились?

- Проку на волос нет – очень мало пользы.

- Подберите синонимы к словам: прок – польза

  • враки - неправда, обман, ложь
  • налгали – обманули

- Прочитайте развязку. Подберите синоним к слову, хватила – швырнула, бросила.

- Встали ребята. Повернитесь лицом друг к другу. Покажите как можно схватить друг друга за руки. Повернитесь лицом ко мне. Покажите, как Мартышка хватила очки о камень.

- Как понимаете выражение, брызги засверкали – разлетелись на мелкие кусочки, похожие на капли воды.

- Прочитайте мораль. Назовите фразеологические обороты.

- Цены не зная ей – чем полезна вещь, для чего нужна вещь.

- К худу клонит – говорит плохо о ней.

- То он ее еще и гонит – призывает других не пользоваться этим предметом, вещью. Изгоняет из жизни, из обихода.

- Подберите синоним к слову, познатней – богаче, выше титулом.

5) Выделение главной мысли произведения.

- Название басни “Мартышка и очки” выражает идею или тему произведения?

- Тему.

- В каких строчках заключена идея басни?

- В морали.

- Прочитайте.

6) Работа в группах.

- А сейчас первая (творческая) группа готовиться к выполнению своего задания (проинсценировать басню).

- Вторая группа, выразительно читает басню.

- Третья – составляет диафильм.

Проверка.

- Прочитайте выразительно басню.

- Какие кадры диафильма нарисовали бы?

- А теперь посмотрим работу творческой группы.

5.Итог

- Над каким жанром художественной литературы мы работали на уроке?

- Что такое басня?

6. Домашнее задание.

  • II группа - выразительно читает басню
  • III группа – учит наизусть
  • I группа – разбивается на пары и готовится к инсценированию.

Приложение 2