Тема: "Моделирование фартука"

Разделы: Технология


Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Характеристика темы:

Раздел "Конструирование и моделирование женской одежды" рассчитан на 8 часов. В рамках 2-х часового занятия – это заключительное занятие. Тема является новой для учащихся, так как они еще не занимались моделированием. На данном уроке закладываются основы художественного и технического моделирования. Тема направлена на развитие творческой стороны личности, поэтому воспринимается с интересом, способствует хорошей мотивации и развитию познавательной активности.

Характеристика класса:

Из 17-ти девочек могут работать:
7 – на репродуктивном уровне,
6 – на конструктивном уровне,
4 – на творческом уровне.

Общая дидактическая цель: создание условий для обеспечения усвоения первоначальных знаний на основе художественного и технического моделирования.

Триединая дидактическая цель:

  • Развивающийаспект: создать условия для развития наглядно-образного мышления, моторных навыков.
  • Познавательныйаспект: обеспечить усвоение учащимися приемов технического и художественного моделирования на конструктивном уровне.
  • Воспитательныйаспект: воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской и творческой деятельности. Воспитание личностных качеств, способствующих успешной деятельности в ученическом коллективе.

Оборудование: ножницы, линейки, клей, цветная бумага, карандаши, учебник 5-го класса.

Наглядность: готовое изделие – фартук, макеты деталей фартука, конверты с дидактическим материалом, таблица с видами отделки, таблица "Чертеж фартука".

Методы обучения: репродуктивный, наглядный, частично-поисковый, практический.

ФОПДУ: фронтальный опрос, индивидуальная практическая работа.

ХОД УРОКА

1.  Оргмомент

Проверка готовности учащихся к занятию. Организация рабочего места. Включение всех учащихся в деловой ритм.

2.  Мотивация

Коллекция фартуков создана на основе одного чертежа. У всех фартуков есть общие детали (какие?). Чем фартуки отличаются –  формой деталей, видами отделки. Этой работой занимаются модельеры и каждая из вас сегодня будет модельером.

3.  Актуализация

Прежде чем приступить к новой теме, проводим фронтальный опрос – повторение необходимых конструктивных линий (заполнить таблицу по вариантам). Взаимоконтроль при проверке.

4.  Целеполагание

Сегодня мы должны ознакомиться:

  • с видами фартуков и их назначением,
  • узнать, что такое моделирование,
  • научиться приемам моделирования для получения разных моделей фартуков.

5.  Первичное усвоение материала

История женского русского народного костюма на примере фартука. Значение вышивки.

Под запись:

  1. Назначение фартуков сегодня – повседневные, нарядные, женские, мужские, детские.
  2. Основные    требования    к    фартукам:    практичность    и эстетичность.

Посмотрев внимательно на модели фартуков, представленных на стенде, видим, что, выполнены в разных цветовых сочетаниях, с разными вариантами оформления верхней и нижней части фартука, карманов. Процесс создания этих моделей называется моделированием.

Под запись:

Моделирование – это изменение формы деталей одежды, их художественное оформление.
Варианты оформления – тесьма, кружево, вышивка, цветовые решения. Цветовой круг (холодные и теплые группы цветов).

Краткое объяснение приемов моделирования:

а)  техническое – за счет изменения деталей фартука (работа с подбором формы кармана по н/ч фартука).
творческое – работа с цветом и отделкой.

б)     перечислить    детали    фартука,    где    можно    применить    приемы моделирования.

в) вывод о соответствии деталей друг другу (по моделям).

6.  Осознание и осмысление учебного материала

Составление плана практической работы (учитель + ученики).

  1. Разложить отдельно – н/ч, нагрудник, карман.
  2. Учесть единство формы деталей.
  3. Учесть единство цветового сочетания и отделки.

7.  Первичное закрепление учебного материала

1. Практическая работа: "Моделирование фартуков".

Организация рабочего места. Контроль учителя. Взаимоконтроль. Создать три модели фартука:

  1. Изменение формы деталей фартука.
  2. Создание модели, используя родственные цвета.
  3. Создание    модели    с    использованием    художественной отделки (тесьма).

Проверка правильности выполнения задания перед приклеиванием в тетради.

2. Творческое задание.

Нарисовать эскиз фартука по одной из деталей фартука.

Проверка рисунка.

3. Домашнее задание.

Доработать эскиз дома в цвете.

8.  Подведение итогов, рефлексия

  1. Чему научились на уроке?
  2. Понравилась ли вам своя работа?
  3. Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Выставление оценок.

Анализируем работы учащихся, выявляем и демонстрируем лучшие работы.

Структура урока

Этапызанятия

Деятельностьучителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент.

Создает позитивный творческий настрой на познавательную деятельность.

Организует рабочее место (учебники, цв. Бумага, отделочные материалы, трафареты, ножницы, клей).

2. Повторение.

"Конструктивные особенности построения фартука". Дидактические таблицы.

Экспертная группа оценивает полученные результаты.

3. Мотивация.

В ходе беседы, демонстрирует возможности создания из одной конструкции - семейства моделей.

Отвечая на вопросы, подводят формулировке цели урока.

4. Актуализация знаний и умений.

Подготовка к усвоению новых знаний. Определение деталей фартука, их возможное комплектование в зависимости от формы и отделки.

Вспоминают определение основных понятий. Формулируют цель урока.

5. Первичное усвоение знаний.

Объяснение нового материала, моделирование и его классификация. Знакомство с профессией модельера. Объясняет приемам работы по моделированию.

Знакомятся с источниками информации, обсуждают варианты ответов используя дидактические материалы.

6. Осознание и осмысление учебного материала.

Направляет самостоятельную деятельность учащихся.

Занимаются планово-аналитической деятельностью, формулируют гипотезу и решение вопросов своей проблеме.

7. Закрепление учебного материала.

Корректирует результаты познавательной деятельности учащихся. Обращает внимание на критерии оценивания результатов работы.

Выполняют самостоятельную творческую работу.

8. Проверка и оценка результатов.

Анализ и оценка выполненной работы.

Рецензируют свою работу в соответствии с требованиями.

9. Подведение итогов.

Предлагает алгоритм рефлексии. Высказывает собственное суждение по достижению цели занятия.

Осознание способов достижения результатов. Самооценка.

Самоанализ урока

1.   Урок технологии в 5-м классе.

Тема урока: "Моделирование фартука".

2.   Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

3.   Существует тесная связь с предыдущим уроком,  на котором был построен чертеж основы фартука и с последующими – будет изготовлено изделие по выбранной модели.

4.   Дидактическая цель: созданы условия для обеспечения усвоения первичных знаний на основе художественного и технического моделирования.

5.   Развивающие цели: обеспечения усвоения приемов технического и художественного моделирования на конструктивном уровне.

6.   Образовательные цели: созданы условия для развития наглядно-образного мышления, моторных навыков (точности движений, скорости и аккуратности выполняемой работы).

7.   Воспитательные цели: шло воспитание личностных качеств: внимательность, работоспособность, успешность творческой деятельности.

8.   Правильно выбранная структура урока в соответствии с поставленной целью: оргмомент, мотивация, актуализация, целеполагание, первичное усвоение материала, осознание и осмысление учебного материала, первичное закрепление, подведение итогов, д/з, рефлексия.

9.   Для достижения цели использованы методы обучения: наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, проблемный, конструктивный.

10. К уроку был оформлен учебный кабинет: наглядные материалы, модели фартуков, дидактический материал.

11. В процессе работы для достижения цели использованы виды контроля:

  • целевой обход при выполнении практической работы,
  • самоконтроль учащихся,
  • взаимоконтроль в парах,
  • фронтальный опрос.

12.   Урок достиг поставленных целей.

Приложения