Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок физики в 7-м классе по теме "Механическая работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела"

Разделы: Преподавание физики


Труд – источник всякого богатства… труд создал человека.

Ф. Энгельс.

Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением.

М.В.Ломоносов.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути;
    • продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
  • Развивающие:
    • сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
    • развивать умение анализировать учебный материал;
    • развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
  • Воспитательные:
    • воспитать умения и навыки коллективной работы;
    • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.

Оборудование:

  • Демонстрационное: гиря, тележка, динамометр, пружина, линейка, набор грузов, компьютер, проектор, экран.
  • Лабораторное: лента измерительная, динамометр, трибометр, набор грузов, рабочие листы для учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

План урока:

Время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

1 мин. 1. Организационный момент Сообщить цели, задачи, план урока. Принять цели познавательной деятельности.
5 мин. 2. Подготовка к основному этапу занятия. Обсуждение смысла пословиц и поговорок. Показ слайдов.
Вопросы к слайдам.
Объяснение пословиц и поговорок. Просмотр слайдов. Ответы на вопросы.
12 мин. 3. Объяснение нового материала Обеспечить усвоения новых знаний. Просмотр слайдов презентации. Совместная демонстрация опытов. Слушают рассказ учителя, участвуют в проведении демонстрации, делают краткие записи в тетради.
8 мин. 4.Выполнение практической работы. Объяснение цели выполнения работы, совместный анализ результатов деятельности. Выполнение практической работы, заполнение таблицы
12 мин. 5. Закрепление темы (решение задач, самостоятельная. работа) Проверить первичное восприятие и осознанность усвоения нового материала при решении задач . Решают задачи и отвечают на вопросы учителя.
Выполнение самостоятельной работы.
2 мин. 6. Подведение итогов. Выставление оценок. Дом. задание. Анализ и оценка успешности работы на уроке. Записывают д/з § 53,
упражнение 28 (1, 3).
Подготовить высказывания о работе, труде.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Подготовка к основному этапу занятия

Учитель: Обычно, под словом «Работа» мы понимаем всякий полезный труд рабочего, ученика. Что вы понимаете под словом «Работа»? (Учащиеся приводят примеры).

Объяснить пословицы и поговорки. (Учащиеся участвуют в объяснении).

  • Работа не волк, в лес не убежит.
  • С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
  • С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
  • Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
  • В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  • Берись дружно, не будет грузно.
  • Встать пораньше да шагнуть подальше.

Учитель: В физике под работой называют физическую величину, которую можно измерить. В физике изучают механическую работу.

Рассмотрим примеры (Приложение 1).

После просмотра каждого слайда учащиеся отвечают на вопросы.

1. Какие силы действуют на тела?

2. Как изменяется положение тел под действием сил?

а) Поезд движется под действием силы тяги электровоза.
б) При выстреле из ружья сила давления пороховых газов перемещает пулю вдоль ствола, скорость пули при этом увеличивается.
в) Корабль движется под действием ветра.
г) Воздушные шары поднимаются вверх под действием Архимедовой силы.

После обсуждения слайдов учащиеся делают выводы.

Вывод 1: Из этих примеров видно, что под действием силы тело перемещается (Приложение 1).

3. Объяснение нового материала

Демонстрация опытов (в проведении демонстрации участвуют учащиеся, после каждого опыта делают выводы)

Опыт 1. Тележку, нагруженную гирей, перемещают на некоторое расстояние. Действующую на тележку силу измеряют динамометром (рис. 1).

Опыт 2. Гирю поднимают на некоторую высоту. Силу, действующую на гирю, измеряют динамометром (рис. 2).

Вывод 2 (делается после демонстрации опытов 1, 2): Механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы.

Опыт 3. К тележке, нагруженной гирей, прикладывают силу, недостаточную для того, чтобы вызвать движение тележки (рис. 3).

Опыт 4.На гирю, подвешенную к пружине, действует сила упругости пружины. Но гиря не перемещается (рис. 4).

Вывод 3 (делается после демонстрации опытов 3, 4): Если есть сила, а нет перемещения, то нет и работы.

Опыт 5. Тележка по инерции перемещается на некотором участке гладкой поверхности.

Вывод 4 (делается после демонстрации опыта 5): А = 0, т.к. результирующая сила F = 0. Без действия на тело силы не может быть и работы. Механическая работа совершается тогда, когда на тело действует сила и оно движется.

Опыт 6. Нагруженная тележка под действием силы перемещается сначала на расстояние 0,5 м, а затем под действием той же силы на расстояние 1 м.

Опыт 7. Нагруженная тележка под действием силы перемещается на 1 м. Фиксируют значение силы, совершающей работу. Нагрузку тележки увеличивают и опыт повторяют. Динамометр отмечает возросшее значение силы.

Вывод 5 (делают учащиеся после демонстрации опытов 6, 7): Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

Учитель: Условились измерять механическую работу произведением силы на путь, пройденный по направлению этой силы:

работа = сила . путь

Для нахождения работы используют формулу: (Приложение 1).

За единицу раб