План-конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру по теме: “Прибавить и вычесть 3”,“Лес. Обитатели леса”

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять умение прибавлять и вычитать число 3, составлять и решать простые задачи, повторить состав числа, сравнивать выражения;
  • развивать логическое мышление;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать познавательную активность учащихся, самостоятельность в поисках способов решения поставленных задач;
  • навык контроля и самоконтроля;
  • воспитывать бережное отношение к природным богатствам страны.

Оборудование:

  • магнитофон, кассета с записью голосов лесных птиц, голоса кабана;
  • картинки леса, кабанов, плодов дуба – желуди;
  • рисунки: трёх поросят, дубка, кабанов, желудей, дубовых листов;
  • счетные палочки;
  • карточки с заданиями

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

У. Прочитаем тему нашего урока:”Прибавить и вычесть три”.Что мы будем сегодня закреплять?
Д. Будем закреплять умение прибавлять и вычитать три. Порешаем примеры, задачи.
У. А свой урок мы проведем в лесу и помогать нам будут обитатели леса.

Звучит музыка – голоса птиц.

2. Закрепление пройденного материала

У. Где вы можете услышать эти голоса?
Д. В лесу.
У. Какие деревья растут в лесу?

Д. Осина, берёза, ель, сосна, тополь, лиственница и др.
У. Как называется лес из одних елей?
Д. Еловый лес.
У. Из берёз?
Д. Берёзовая роща.
У. Из сосен?
Д. Сосновый бор.
У. Как нужно вести себя в лесу?
(Ответы детей)
У. Наши леса очень красивы.Нельзя выпиливать много деревьев и поджигать лес. Нужно охранять и беречь лес.
У. Олег, Руслан и Света пойдут в лес и выполнят задание на сравнение, и не забудьте что в лесу нужно вести себя тихо.

6 + 3 * 10
8 * 5 – 3
7 – 3 * 1 + 3
3 + 3 >
9 * 8 – 3
4 + 3 * 7
6 – 3 * 7 + 3
< 6 + 3
7 * 10 – 3
4 – 3 * 6
3 – 3 * 5 + 3
< 2 + 3

Ребята выполняют задание, после выполнения переворачивают карточку, которая находится снизу, и проверяют правильность выполнения. Учитель работает с остальными учениками.

У. Жили в лесу ...

Саша у доски выставляет трех поросят. Сережа берет указку и считает: – один, два, три.

У. Сколько? (Хором отвечают: три!) – Инга, запиши на доске, какой цифрой мы обозначим количество поросят?

У. Все теплое лето поросята играли, веселились и прыгали. – Скажите, а эти братья похожи?
Д. Два смотрят вправо, а один влево. (Саша раздвигает поросят 00 0)
У. Как можно получить число три? (Сережа у доски показывает указкой, а ребята хором называют: три – это два и один. Инга записывает на доске – 2 1)

У. Что мы с вами повторили?
Д. Состав числа три.
У. Молодцы! Хорошо поработали. А вот из леса вернулись наши ребята. Как ваши успехи? (Ребята дают анализ своей работы)
– В каком лесу побывал Олег? Руслан? Света? Кого встретили в сосновом бору? Берёзовой роще? Еловом лесу? (Ребята называют обитателей леса, которые изображены на проверяющих карточках)

3. Чистописание

У. Братья поросята спрашивают: сложение и вычитание какого числа мы должны закреплять?
Д. Числа три.
У. Значит написание какой цифры мы повторим?
Д. Цифры три.
а) обводят на карточках – по цифре три;
б) прописывают в тетрадях цифру 3 – через клеточку.
в) заполняют домик на 3, на полях в тетради
(учитель просматривает как пишут ребята, кому объясняет, кого хвалит)
У. Как вы сегодня прописали цифру три?
Д. (дают анализ своей работы)

У. Но вот пришла холодная осень. И поросята решили построить.... (возмите листочки и соедините точки с цифрами по порядку). Что решили построить поросята?
Д. Домик!

У. Постройте из палочек точно такой же домик. Скажите сколько всего палочек вам понадобиться? (11) Сколько палочек нужно для основания? (2) Сколько палочек для стен? (3) Сколько для потолка? (2) Сколько для крыши? (4) (В ходе анализа ребята строят домик) Теперь сравните домики, удалось построить? (Да)
У. В какую сторону смотрит домик?
Д. В левую!
У. Переложите одну палочку так, чтобы домик смотрел в правую сторону. (9 – 2 на 10 – 2)
У. Молодцы ребята, вы замечательные строители. Поросятам понравились домики и они решили в них поселиться.
У. А вы знаете как называют поросенка, который живет в лесу?
Д. Кабан.

На доску вывешивается рисунок кабанов.

У. В старину на Руси кабана называли вепрем, т.е. опасный, свирепый. Кабан очень крупный, сильный и смелый зверь. Он имеет толстую кожу и грозные клыки. Кабаны широко распространены в южной и северной полосе нашей страны. В Качугском районе кабанов нет, а вот в Черемховском районе и в Приангарье они водятся. У кабанов, как и у других обитателей зарослей, плохо развито зрение, но чутьё и слух исключительно остры. Нередко браконьеры убивают кабанов.Чтобы эти животны не исчезли, их нужно охранять.

4. Физминутка

Учитель включает запись голоса кабана.

Раз, два, три, четыре, пять,
Наш кабан пошёл гулять.
Возле дуба покружился,
Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.
Жёлудей собрал мешок.
Ты садись скорей, дружок!

5. Продолжение урока

У. А знаете ли вы чем питаются кабаны? (Ответы детей)

Вывешивается картинка с плодами дуба – желудями.

Вывешивается рисунок дерева дуба, который растет из желудя.

У. Как называется лес из одних дубов? (Ответы детей)
У. Дубрава. (Учитель вывешивает картинку с дубравой. Серёжа прикрепляет карточку со словом – дубрава.)

У. Сейчас мы с вами отправимся в дубраву и посчитаем примеры. А что это за примеры? (Картинка переворачивается – на ней примеры.)
Д. На + и – 3.
У. А почему именно эти примеры?
Д. Мы закрепляем умение прибавлять и вычитать 3.

Ребята самостоятельно решают примеры. Тому, кто решит вперед, дается еще карточка в виде листка от дуба.

Ребята обмениваются тетрадями и проверяют решение примеров друг у друга. Примеры на карточках проверяет учитель.

У. Как ваши успехи в решении примеров? Д. (дают анализ своей работы)

6. Физминутка

7. Продолжение урока

У. Мы с вами порешали примеры, а что еще хотели порешать?
Д. Задачи.
У. Как вы думаете, какие это будут задачи?
Д. На + и – 3.

Сильные ученики самостоятельно по одной картинке составляют задачу на сложение и вычитание, остальные работают с учителем. (Картинки – желуди, кабаны, дубовые листы).

У. Рассмотрите картинку и составьте задачу.

Саша на картинке отрывает 3 листа и прикрепляет их снизу, а Серёжа в это время составляет задачу:

– На ветке росло 7 дубовых листочков. Подул ветер и 3 листа сорвал. Сколько листов осталось на ветке?

У. Из чего состоит задача?
Д. Задача состоит из условия и вопроса.
У. Выполните рисунок – проговаривая условие и вопрос задачи. (Инга проговаривает)

У. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Д. Решить её.
У. Какое действие нужно выбрать при решении задачи?
Д. Действие вычитания.
У. Почему?
Д. Потому что листочков стало меньше.
У. Запишите решение задачи.
Д. 7 – 3 = 4(л.)
У. Какой вопрос в задаче?
Д. Сколько листочков осталось на ветке?
У. Какой ответ в задаче?
Д. На ветке осталось 4 листка.
У. Запишите ответ.
Д. Ответ: 4 л.
У. Молодцы, вы хорошо поработали над задачей.

Ребята, работавшие самостоятельно, по завершении своей работы обмениваются тетрадями и выполняют проверку – проверяющий дает анализ работе, которую проверял.

У. Поросята очень любили лес и попросили вас собрать картинку с его изображением.

Дети собирают и обнаруживают, что одна деталь лишняя.

– Из каких фигур вы собрали картинку? (Из треугольников)
– Почему они так называются? (Три угла, три стороны, три вершины)

У. Прочитайте надпись на картинке.
Д. Лес – наше богатство!
У. Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Ответы детей)

8. Итог урока

У. Что мы сегодня закрепляли на уроке?
– Какие задания оказались для вас интересными? Сложными?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Если вы хотите побольше узнать о лесе и его жителях, то читайте книги и журналы. (Учитель показывает журналы)

* * *

На перемене ребята рассматривают настоящий листок от дуба, привезенный с Урала и читают названия пород кабанов, подписанных на картинках с кабанами.

Приложение