Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в коррекционной школе VIII вида

Разделы: МХК и ИЗО


При изучении особенностей развития детей-олигофренов становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности в большей или меньшей степени участвуют и проявляются все психические процессы. В специальной литературе отражены особенности изобразительной деятельности таких детей. Подчеркивая глубокое своеобразие изобразительной и трудовой деятельности детей – олигофренов школьного возраста, их отставание от нормально развивающихся сверстников, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Н.И. Павлова указывают на большое положительное влияние на развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений оказывают правильно организованные уроки по рисованию.

Хорошая организация учебно-воспитательного процесса – основной залог выполнения общеобразовательных и воспитательных задач. В первую очередь сюда относится подготовка учащихся к урокам. Учитель с первого же урока приучает детей добросовестно, с любовью готовиться к каждому уроку. Ведь правильная организация подготовки к урокам служит важным условием удерживания внимания и интереса к занятиям.

На каждом уроке учащиеся должны иметь определенный набор предметов, который необходим им для работы. Это отдельные листы бумаги, размер которых может быть равен стандарту А4, А5. Важно помнить о качестве бумаги. Бумага с гладкой, блестящей поверхностью мало подходит для рисования. Необходима бумага с крупной зернистой поверхностью.

Самый распространенный и обязательный инструмент ученика это простой карандаш. В карандашнице должно быть два хорошо заточенных карандаша. Можно использовать мягкий и твердый, один для штриховки, если это графическая работа, другой для набросков, чтобы не оставалось жирных следов при закрашивании акварелью или цветными карандашами.

У каждого ученика должна быть мягкая резинка и точилка. Следует постоянно контролировать использование детьми резинок. Важно обращать их внимание на то, что от большого количества исправлений портится не только сама бумага, но и рисунок, который выполняется на ней. После долгого стирания карандашных линий нарушается поверхность бумаги, штрихи и краски наносить становится все сложнее, рисунок обретает небрежный вид.

Программа по изобразительному искусству предусматривает работу акварельными красками. Важное свойство акварельной живописи – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. Наиболее удобно использовать на уроках полумягкие разновидность акварельных красок. Они легче берутся на кисть, требуют меньше усилий при размачивании, мытье красок. Детям нужно объяснить, что при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать их, не смешивать прямо в чашечках. Для смешения красок должны быть палитра. Если нет настоящей палитры многоразового использования, то это может быть или листок плотной бумаги, плохо впитывающей воду, или блюдце из набора детской посуды.

Важную роль при рисовании играют кисти. Их в карандашнице должно быть не менее трех. Это крупные кисти для нанесения основного тона предметов, закрашивания крупных предметов, заливки фона. Средние кисти для уточнения средних размеров деталей, для передачи светотени и для рисования более густым цветом. Тонкие кисти необходимы для уточнения мелких деталей, рисования линий, орнаментов. За кистями надо тщательно ухаживать. В первую очередь, надо аккуратно брать краску, не давить на кисть, а пользоваться только ее кончиком. Убирать кисти можно только после того, как хорошо промыл ее и подсушил о тряпочку, которая также должна быть на столе у каждого ребенка. В крайнем случае, можно использовать салфетку. Ставить кисть в карандашницу можно только вверх рабочим концом, и ни в коем случае не оставлять кисть в воде! Неплохо иметь и кисти для клея. Они могут использоваться не только для работы с аппликацией, но и при декоративном рисовании орнаментов.

В практике работы школ могут использоваться и гуашевые краски. Кисти можно использовать те же, и щетинные в том числе. Если гуашь начала засыхать, ее необходимо размочить перед работой. Лучше сделать это за несколько дней до урока. Можно добавить в нее воды и немного канцелярского клея. Через несколько дней просто размешать.

Для работы красками каждый ученик должен иметь банку для воды. Ее объем может быть от 300 до 500 мл. Источник чистой воды лучше иметь прямо в студии или классе, где проходит занятие. Если таких условий нет, то можно использовать два ведра – одно с чистой водой, другое для грязной воды.

Рабочее место ученика не должно быть сильно загромождено посторонними предметами, поэтому лучше использовать органайзер. В одно отделение ставятся все кисти, в другое все карандаши, в том числе и цветные. В мелкие отделения можно положить резинки, точилки, поставить клей, блюдце, тряпочку или губку. Краски и баночки ставятся отдельно. Органайзер учитель может изготовить и сам. Использование такого приспособления, усложняет и вносит интерес в работу ученика. При рисовании карандашом он самостоятельно анализирует предстоящую работу и берет необходимой твердости карандаш, при рисовании красками он может самостоятельно выбирать и использовать нужные кисти, тряпочку и другие принадлежности, не отвлекая учителя и других учеников. При анализе и оценки работы учитель сразу видит результат своего труда: правильно ли ребенок выбрал средства рисования, правильно ли он их использует. В младших классах необходимо постоянное напоминание о том, как и когда использовать тот или иной предмет на уроке, можно ставить проблемные вопросы, закрепляя знания детей или развивая их мыслительную деятельность и память. В старших классах использование всех предметов, находящихся в органайзере, должно проходить самостоятельно. Если это достигнуто, то учитель может гордиться результатами своего труда.

Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало работы осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос и о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность детей. Чтобы уроки не сводились к простому, скучному для большинства учеников рисованию, а несли в себе заряд положительной энергии даже для тех, кто не может или не умеет рисовать. Необходимо каждый урок превращать в игру. Добиться этого можно очень простым способом. Для нас, учителей, это не трудно. А для детей - хорошая умственная гимнастика.

Каждый этап урока может нести в себе несложные дидактические игры. Коррекционные игры в начале урока могут иметь организационный характер. Прочитать тему урока можно следующим образом:

1. “Что лишнее?”. Учитель предлагает на доске рассмотреть ряд предметов, найти лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать.

2. “Разложи цвета”. Можно предложить раскладывать теплые и холодные цвета, яркие и бледные, по временам года и др., когда задание будет выполнено, на другой стороне карточек нужной группы цветов написано слово – тема урока. Слово тоже можно собрать.

3. “Пирамида”. Дети из разного размера кружков складывают пирамидку. На другой стороне кружков написана тема урока. Если кружки сложены верно, то слово складывается само. То же можно сделать и по цветам радуги, и по яркости – бледности оттенков одного цвета.

Цель таких упражнений привлечь внимание детей к новому рисунку, развивать их мыслительную деятельность, повторить пройденный материал, закрепить его.

После того как тема урока будет объявлена, этап урока – рассматривание образца. При рассматривании образца можно использовать следующие игры:

  1. “Найди отличия”. Предлагается два образца. Учитель дает задание, после того, как отличия найдены, учитель объявляет, что сегодня мы будем рисовать более простой рисунок, а на следующем уроке закончим его, усложняя рисунок. Это можно использовать на уроках, когда предполагается для одной темы два часа. Например, “Матрешка”. Украшение матрешки, орнаменты, платок и др., требуют отдельной работы; любой пейзаж также можно усложнять на втором уроке, добавляя кусты, птиц и другие мелкие детали.
  2. “Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно. Но обязательно наличие образцов. На доске можно вывесить несколько вариантов украшения варежки, предложить найти одинаковую. При рисовании деревьев, рассматривая крону и расположение ветвей, можно предложить найти пару каждому дереву из геометрических фигур (ель – треугольник, береза – овал, садовое дерево – круг).
  3. “Подбери цвета”. Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета, объясняя свой выбор. После выполнения этого задания учитель показывает раскрашенный вариант образца.

После того как образец был рассмотрен, происходит планирование работы. На этом этапе так же можно использовать ряд развивающих игр.

  1. “Собери картину”. Эту игру можно использовать и при рисовании натюрморта, и при рисовании пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает детям образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезных частей. Дети называют предметы в том порядке, в каком они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать это детям. Можно это задание усложнить, предлагая детали рисунка разных размеров. Тогда дети должны проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужные размеры.
  2. “Найди самое простое”. На доске образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их от простого к сложному, Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные рисунки с доски можно не убирать.
  3. “Собери мозаику”. При рисовании сетчатого орнамента можно предложить такое упражнение, которое поможет не только понять принцип построения сетчатого орнамента, но и запомнить его особенность. Детям предлагается сетка 3 на 3, которую надо заполнить данным мотивом. Мотив, к примеру, цветочек и листик. Дети раскладывают в нужной последовательности мотивы по клеткам, учитель проверяет и исправляет. Это упражнение хорошо использовать как раздаточный материал.

После того как вся работа распланирована, учитель должен показать на доске, как выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети “помогают” учителю рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.

На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые дети со сложным диагнозом или имбецильностью нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже нарисованные некоторые детали рисунка, можно использовать игру “Закончи рисунок”, “Что забыл нарисовать художник”, “Обведи по пунктирной линии”, “Соедини точки”. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Часто предлагается самостоятельно оценить свою работу и работу соседа.

От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. Уроки рисования несут очень большую коррекционную нагрузку. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель обязательно должен иметь в своем запасе несколько интересных развивающих игр, которые помогут ему в работе, привьют интерес детей к его предмету. Качество и результативность труда обязательно будут расти, дети будут стараться и развиваться. Удачи всем учителям изобразительного искусства!