Конспект занятия для детей старшей группы на тему "Бронзовый солдат"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  1. Продолжать знакомить детей с памятниками защитникам Отечества.
  2. Расширять представления детей о воинах-защитниках Великой Отечественной войны; рассматривать картины; слушать песни; выражать свои впечатления.
  3. Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
  4. Учить подбирать определения к слову солдат, внимательно слушать чтение произведения и отвечать на вопросы.
  5. Закреплять знания о предметах, принадлежащих современным воинам.

Материал к занятию:

Иллюстрация с изображением памятника русскому солдату в Берлине, рассказ “Бронзовый солдат” Н.И. Подлесовой, звезда для игры, д/и “Что нужно современному солдату?” - карточки с изображением современного оружия (автомат, бинокль, каска, танк) и старинного оружия (меч, лук со стрелами, кольчуга, щит, булава) – на каждого ребенка, пословицы, запись песни “Алеша” музыка Э.Колмановского. К.Ваншенкина.

Предварительная работа:

Чтение произведений о ВОВ; заучивание стихов; рассматривание картин и иллюстраций о защитниках Родины; экскурсии к памятникам; беседы о Родине; рассматривание иллюстрации памятника Неизвестному солдату.

Ход занятия

1 часть.

Дети сидят полукругом пред мольбертом.

Выставляется картина с изображением памятника воину освободителю в Трептовом парке, русскому солдату с девочкой на руках.

Дети рассматривают картину .

- Что вы видите на картине?

(Это солдат, воин, мужчина)

- Почему вы думаете, что это солдат, воин?

(Он одет в военную форму, на плечах у него плащ-палатка, одет в гимнастерку, военные сапоги, в руках держит меч)

- Молодцы, дети, вы все внимательно рассмотрели. На картине изображен памятник русскому солдату. Кого он держит на руках?

(Ребенок, маленькая девочка)

- Почему девочка на руках у солдата?

(Воспитатель выслушивает высказывания детей)

- Послушайте, какая история произошла во время войны: “… Во время боя, в Берлине, (это город в Германии) наш солдат увидел маленькую девочку, которая видно отстала от своих. Осталась одна-одинешенька посреди улицы, а кругом бой идет, бомбы рвутся, пули свистят. Видит наш солдат, вот-вот погибнет девочка, бросился он через улицу под пули, подхватил девочку на руки, прикрыл своим телом и вынес из огня…” (отрывок из рассказа Л.Кассиль “Памятник советскому солдату”)

Когда война окончилась, установили памятник русскому солдату-богатырю, который спас маленькую девочку. Создают не только памятники, но и фильмы, рисуют картины, пишут книги, сочиняют песни о Великой Отечественной войне. Сейчас я предлагаю вам послушать песню “Алеша”.

Звучит отрывок песни.

- Почему приносят цветы к памятнику?

(Вспоминают тех, кто погиб, чтобы не забывать воинов, чтобы поклониться героям)

В памятные дни, а особенно в День Победы, люди несут живые цветы к памятникам воинам Отечественной войны. Так люди благодарят и помнят тех, кто погиб, защищая нашу Родину.

2 часть.

Воспитатель предлагает послушать рассказ Надежды Ивановны Подлесовой “Бронзовый солдат”.

“Гулял однажды Андрейка с папой по городу и увидел на площади памятник солдату. Свежие цветы лежали у его ног.

- Посмотри, папа, какой солдат, - сказал Андрейка. – это самый храбрый и самый главный солдат?

- Да, - ответил папа.- У этого солдата своя история….

- Расскажи, - попросил Андрейка.

И вот, что рассказал папа.

Жил на свете Человек. Ничем от других людей не отличался. Только немного крепче других любил свою землю. И чем старше становился, тем сильнее эта любовь была.

Однажды напали на его землю враги. Начали жечь города. Убивать, угонять в неволю людей.

Как узнал об этом тот Человек – не мог усидеть дома. Пошел в поле. Поклонился хлебам. Попрощался .и колосья ему в ответ закивали, словно тоже прощались.

Повернулся человек к лесу и ему низко поклонился. Зашумели деревья листвой, будто сказать что-то хотели.

Потом припал к земле и поцеловал ее:

-прощай! Смерть приму за тебя, врагу не отдам.

Развернул он платок и насыпал в него горсть земли. А утром простился с семьей и ушел на войну. Стал солдатом. Много лет воевал тот Человек. Несколько раз ранен был. А землю ту, в узелке, всегда с собой носил.

Однажды был сильный бой. Всего несколько человек осталось в живых… и сказал один солдат:

- Мало нас, не продержимся, видно, умереть суждено на этом месте.

А Человек вынул узелок с землей и начал его развязывать.

- Что это у тебя? – спросили товарищи.

И развернул он узелок. Положил так, чтобы все эту землю видели.

И случилось чудо. Каждый, кто посмотрел на эту землю, вдруг услышал свое. Самое дорогое.

Рыбак услышал шум моря. Крестьянин - шелест трав и пастуший рожок. А молодой солдат – песню, что любимая девушка пела.

И все вдруг такую силу в себе почуяли, что на другой день каждый за десятерых бился.

И прогнали они врага.

Но в одном из боев тяжело ранило этого Человека. Очнулся он в темном подвале. Понял: в плен попал.

Стали допрашивать его враги:

- Отвечай, сколько солдат на твоей земле? Какое у них оружие?

Ни слова не сказал Человек. Стали пытать его, а он продолжал молчать.

Решили убить солдата враги.

Но еще много дней и ночей провел он в темном подвале с заветным узелком на коленях.

Дотронется солдат до родной земли и вроде полегче на душе станет. А в последнюю ночь долго смотрел он на землю, да так и забылся, склонившись над ней. А очнувшись, увидел перед собой цветок. Такой красивый! Пять красных лепестков было у него, и по лепесткам – лучи желтые. И светил цветок, словно солнце.

Удивился, откуда цветок взялся. Огляделся вокруг – никого нет. И подумалось вдруг, что сама матушка-земля одарила его за любовь к ней.

Так и вышел солдат на казнь, прижимая к груди заветный узелок.

Папа замолчал.

- Ну, а дальше что? – заволновался Андрейка. – Они убили его? Он умер?

- Нет, - успокоил его папа. – Такие не умирают. Он просто превратился в бронзового солдата. Видишь, сколько людей приходит к нему. Значит, он и теперь среди нас.

Андрейка долго задумчиво смотрел на звезду у подножия памятника и вдруг сказал:

- А я знаю, куда делся тот цветок! Он превратился в красную звезду. А желтые лучики на лепестках зажгли вечный огонь!”

  • Кто главный герой этого рассказа?
  • Почему Человек не смог усидеть дома?
  • Что помогало солдату-Человеку в трудные минуты?
  • Какими словами можно сказать о характере героя?
  • Вот такие люди: смелые, отважные и сильные смогли победить врага, освободить нашу Родину и другие народы от фашистских захватчиков.
  • Определите, какая пословица больше подходит к этому рассказу?
    • Всякому мила родная сторона.
    • Родная землица и во сне снится.

3 часть

Физкультминутка: “Каким должен быть воин?”

Дети становятся в круг и предавая звезду по кругу, называют качества воина -защитника (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, умелый, защитник слабых, любит Родину, хитрый, мужественный, неустрашимый, бесстрашный, удалой, не робкий, крепкий, здоровый, могучий, героический и др.)

4 часть.

  • Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам-солдатам. Без чего солдат не сможет воевать?
    (Солдату нужны пушки, сабли, ружье, пистолеты)
  • Правильно, недаром говорят: солдат без оружия – не солдат!
  • Давайте поиграем в игру “Что нужно современному солдату?”. Кружком закройте оружие и то , что нужно богатырю в старину. Назовите, какие предметы остались? Кому и для чего они нужны?
  • Вы все задания выполнили правильно. Я хочу пожелать вам, чтоб вы помнили о тех людях, которые отдали свою жизнь, силу для того, чтобы мы с вами жили сейчас мирно и спокойно. И когда наступит День Победы, вместе с родителями обязательно побывайте у памятника солдатам Отечественной Войны в нашем городе. Поклонитесь их памяти!

“Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись.
Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
Кто бы ни был ты –
Рыбак, шахтер, ученый иль пастух, - навек запомни:
Здесь лежит твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня он сделал все, что мог;
Себя в бою не пожалел, а Родину сберег!”
(М.Исаковский)