Путешествие в древность с использованием краеведческого материала

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • Обобщение, конкретизация, закрепление знаний учащихся по теме “Жизнь первобытных людей”, развитие способностей заниматься самостоятельно.
  • Развивать навыки изображения предметов в объеме.
  • Эстетическое воспитание.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор со слайдами по теме.
  • Политическая карта мира.
  • Учебник древнего мира А.А. Вигасина и др.
  • Плакат с изображением предметов первобытных людей, найденных в Сибири.
  • Пластмассовые фигурки первобытных людей.
  • Дидактический материал.
  • Пластилин, стеки, дощечки, альбом, карандаши.
  • Выставка книг.

Задача: Сделать творческий вывод о важнейших изобретениях и открытиях первобытных людей.

План

I.Вступительное слово учителя.

II. Деятельность учащихся и учителя.

III. Подведение итогов.

IV. Домашнее задание.

I. Вступительное слово учителя.

Ребята, посмотрите на убранство классной комнаты (карта мира, края, района, выставка книг о древних людях, пластмассовые фигурки древних людей, фотографии из краеведческого музея, отчеты археологических экспедиций, приготовленные учащимися краеведческого кружка, открытки из Эрмитажа по теме, дидактический материал на ученических столах).

- Как Вы думаете, куда мы с Вами сегодня совершим путешествие?

/Ответы учащихся/

- А что бы Вы еще хотели узнать о жизни первобытных людей?

/ Ответы учащихся/

- А что мы должны с Вами сделать сегодня, чтобы ответить на Ваши вопросы?

/Ответы учащихся/

- Хорошо, а в конце урока каждый подготовит свой творческий отчет о жизни первобытных людей.

А сейчас в путь!

Два чувства дивно близки нам-
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А.С.Пушкин

II. Деятельность учащихся и учителя

1. Перечислите науки, занимающиеся изучением первобытных людей. Дайте краткую формулировку наукам.

2. Покажите на карте древние стоянки человека и его предков:

А). Мир; Б). Край; В). Хабарский район

3. Заполните пропуски в тексте (текст на столе), можно использовать текст краеведческого характера ( см. Приложение 1).

“Предки людей, похожи на (….) , обитали в странах с (…) климатом. Находки останков древних людей были сделаны в (…) Первоначально главным способом добычи пищи было (….). Древнейшие люди не могли выжить в одиночку, поэтому они объединялись в (…..). Из (….) и (,,..) древнейшие люди научились изготовлять (…). Это открытие древнейших людей помогло им найти новый способ добычи пищи(…).

  • Проверьте свою работу зеленым фломастером. Правильный текст на экране.

4. Вылепите или нарисуйте древнего человека, первые орудия труда. (По желанию).

  • Цветные слайды на экране с изображением первобытного человека и орудий труда.

5. Вспомните, какие изобретения и открытия древних людей помогли им выжить во время оледенения (не менее трех).

6. Нарисуйте любое открытие или изобретение древнего человека.

7. Проверьте себя при просмотре слайдов.

8. Прочтите отрывок из книги “Борьба за огонь”:

“В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости, все усилия были тщетны перед постигшим их несчастием: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках… Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охранял его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота… Они поняли, что их потомству угрожает гибель”.

Ответьте на вопросы:

  • Что давал огонь древним людям? Как они его сохраняли?
  • Почему потеря огня считалась большим несчастием?

9. Составьте рассказ об охоте древних людей. Используйте опорные слова: копье, мамонт, яма-западня, огонь.

Начните так: “Однажды, когда в пещере у людей не осталось пищи, они вооружились и отправились на охоту. Вскоре люди увидели следы…”

10. В конце ледникового периода мамонты вымерли, меньше стало и других крупных зверей. Люди стали чаще охотиться на мелких и быстро бегающих животных. Необходимо было новое оружие. Какое?

Слова учителя подкрепляются рисунками-слайдами послеледниковой охоты.

11. около 9 тыс. лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, приобретают новую форму.

  • Догадались ли вы, что это за камни?
  • Что вы знаете об этом открытии древних людей
  • Каким главным преимуществом обладали новые орудия труда?
  • Попробуйте нарисовать(вылепить) их. (На экране слайд с орудиями труда).

12. Представьте себе, что вы попали на далекий остров, где живет народность, далеко отставшая от нас в своем развитии. Ее жизнь можно охарактеризовать такими словами: копье, шкура, загородка, лук, сеять, плавить, серп, весло, лен, глиняный горшок.(слова на доске).

  • На основе этих слов предположите, каким коллективом живет эта народность.

13. Соотнесите даты и события (на столе)

Даты:

А). ок.2 млн. лет назад;
Б). ок. 100 тыс.лет назад;
В). ок. 40 тыс.лет назад;
Г). более 10 тыс.лет назад;
Д). ок. 9 тыс.лет назад.

События:

А). возникновение земледелия;
Б). появление человека разумного;
В). появление древних людей;
Г). начало обработки металлов;
Д). похолодание на Земле и начало ледникового периода.

14. Заполните таблицу ( на столе).

Термин

Определение

1……….

1. Вера в богов и духов

2. Племя

2……..

3……….

3. Самые старшие и опытные из родичей, руководящие делами рода

4. Родовая община

4……..

5. ………

5. Изготовление различных изделий.

6. Соседская община

6………

7………..

7. Разбогатевшие вожди и старейшины.

15. Может ли первобытное искусство служить источником наших знаний о жизни древних людей? Докажите свое мнение.

Откройте учебник на стр.15-16.

16. Назовите археологические памятники на территории Хабарского района Алтайского края.

III. Подведение итогов.

1. Делаем вывод о важнейших изобретениях и открытиях первобытной эпохи.

2. Работы проверяем вместе.

Учащиеся зеленым фломастером делают отметки, исправляют ошибки. В течении урока выставляем оценки.

Творческие работы выставляются на галерею почета. Оцениваются.

Оценки выставляются по предметам: история, ИЗО.

3. Рефлексия. Поделитесь впечатлениями об уроке. (произвольная форма).

IV. Домашнее задание

Восполнить интерес о жизни древних людей прочтением книги с выставки или сходить в краеведческий музей с Хабары.

Литература

  1. А.А.Вигасин и др. История древнего мира: Учебник для 5 кл.-М.: Просвещение, 2005.
  2. А.И.Немировский “Книга для чтения по истории древнего мира”, М.: Просвещение,1990.
  3. В.А.Ранов “Древние страницы истории человечества”: Кн. для уч-ся.-М.: Просвещение,1988.
  4. Материалы археологических экспедиций из краеведческого музея с. Хабары Алтайского края.
  5. С.В.Покровский “Охотники на мамонтов”: М., 1975г.
  6. Рони Старший Ж. “Борьба за огонь”. Повесть. Любое издание.
  7. Д*Эрвильи. “Приключения доисторического мальчика”. Повесть. Любое издание.

Приложение