Урок литературного чтения по теме "В.В. Вересаев. Легенда «Звезда»"

Разделы: Начальная школа


Тема: В.В.Вересаев “Легенда”, “Звезда” (первый урок по теме)

Цели урока:

1. Познакомить с содержанием легенды и начать работу над сказкой “Звезда”;

- познакомить детей с творчеством В.В.Вересаева;

- учить вдумчивому чтению, сопереживать и соразмышлять с автором.

2. Развивать речь, мышление, воображение, творческие способности учащихся умение делать выводы;

3. Воспитывать нравственные качества учащихся

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Цитата из легенды.

3. 3 маркера и 3 листа белой бумаги

4. Лист с опорными словами (ночь, мрак, свет, звезда, юноша, народ)

5. Слова, сложные для понимания, из текста

6. Половинки листов белой бумаги

7. Таблица “Мои чувства”

8 Стикеры

План-конспект урока

I. Организация класса.

II. Вводная беседа:

- В последнее время вы много внимания уделили чтению стихотворений.

Со стихотворениями каких авторов вы знакомились?

(Константин Дмитриевич Бальмонт, Александр Александрович Блок)

- Какие чувства выражали в своих стихотворениях поэты? (Ответы детей)

III. Объявление темы:

- Сегодня мы познакомимся с автором, который выразил свои переживания, свое отношение к жизни, но использовал для этого другие жанры. Откройте учебники на стр. 50- 51. Кто объявит тему урока?

IV. Актуализация опорных знаний

- Какое произведение называют легендой?

- Какое же произведение мы называем сказкой?

- Есть ли разница между легендой и сказкой и в чем она выражается?

- Какие легенды вы читали раньше на уроках?

(Легенда о граде Китеже. Легенда о покорении Сибири Ермаком)

- Знаете ли вы легенды нашего края? ( Ученик рассказывает легенду о происхождении янтаря)

- Сейчас мы прочитаем легенду о далеком чужом крае.

V. Работа над произведением. В.В. Вересаев “Легенда”

1.Чтение легенды учеником.

2.Беседа по первому впечатлению:

- Какое впечатление произвела на вас легенда? Какие слова непонятны?

- Как повели себя моряки в лесу?

- Почему моряки больше не улыбались?

- С чем сравнивает писатель жизнь и почему он так утверждает?

3.Самостоятельное чтение текста с заданием

- Сейчас вы будете читать эту легенду с простым карандашом в руках и подчеркнете самую главную мысль, которую хотел донести до нас писатель.

(После чтения можно сравниться с товарищем по парте)

Учитель открывает запись на доске. Сравнение.

- Какую мечту выразил В.В. Вересаев в этой легенде?

4.Знакомство с писателем.

- Каким человеком предстал перед вами писатель? Мы можем уже сложить о нем свое мнение?

( Знакомство с портретом)

- Подумайте, можете ли вы назвать профессию Викентия Викентьевича Вересаева?

- В.В.Вересаев был очень талантливым человеком. Он учился на историческом факультете, стал кандидатом исторических наук, затем 6 лет учился на врача, работал лечащем врачом в больнице, а когда в1904 году началась война с Японией, был призван на военную службу. И все это время он не оставлял свое творчество.

- Через много лет доходит до нас обращение писателя. Сегодня у нас есть возможность пообщаться с автором от имени ныне живущих детей.

Мы расскажем писателю, какое у нас отношение к жизни, на сколько мы готовы войти в эту жизнь и с какими помыслами.

5.Осмысление произведения. Групповая работа (по рядам)

- Внимание, сейчас вы будете работать по группам.

1группа – напишет правила: “Как мы должны относиться к людям”

2 группа – напишет правила: “Как мы должны относиться к природе”

3 группа – напишет “Требования, которые мы должны предъявлять к себе”.

- Напоминаю правила работы в группе: каждый должен принимать участие в работе, работаем четко и слаженно. Время работы – 3 минуты.

6.Презентация работ. Один представитель от группы озвучивает ответы детей. Можно дополнить ответами детей из других групп.

7.Вывод. - Каким же человеком нужно входить в жизнь?

- Кто уже может сказать о себе, что он готов к этому, или стремиться быть настоящим человеком? (Подумайте, руку можно не поднимать)

VI. Работа над сказкой В.В.Вересаева “Звезда”

- Пришло время сказки.

1.Стадия вызова

- А сейчас закройте учебник. Если бы у вас были вот такие опорные слова: ночь, мрак, свет, звезды, юноша, народ, какую сказку вы могли бы сочинить на месте автора? Если кто-то прочитал сказку “Звезда”, прошу не озвучивать вариант автора. Мне интересен полет вашей фантазии, ваши предположения.

2.Словарная работа БЕЛЬМО( пятно на глазу)- БЕЛЬМАМИ.

3.Стадия осмысления нового текста. Чтение с остановками.

- Приготовьте листики. Они помогут нам следить за чтением. Мы будем читать текст с остановками. Во время остановки листик остается на месте. Мы поговорим о прочитанном отрывке, а затем снова продолжим следить с помощью листика.

ПОСАДКА ПРИ ЧТЕНИИ (упражнение для мышц спины)

1 отрывок – читает учитель, задает темп, выразительность.

- В какой обстановке жили люди? Опишите?

- О чем мечтали жители?

- Что произойдет дальше?

2 отрывок – читает ученик

- Как звучит призыв Адеила?

- Что об этом сказал мудрец?

- Что произойдет дальше?

3 отрывок – читает ученик

- Как народ откликнулся на призыв Адеила?

- Какое событие однажды произошло?

- Что увидят люди?

4 отрывок – читает ученик

- Каким мир предстал перед глазами людей?

- Легко ли свет достался людям?

- Какая жизнь ожидает людей теперь, когда у них есть свет?

- На этом отрывке мы сегодня закончим чтение. Завтра на уроке вы узнаете, какой конец сочинил для своей сказки В.Вересаев.

ОТДЫХ ДЛЯ ГЛАЗ (посмотреть на небо)

4.Анализ прочитанного текста

– Какие впечатления у вас возникли после прочитанного?

- Найдите и прочитайте отрывок, который описывает землю без света?

- Найдите и прочитайте отрывок, который описывает землю, озаренную светом?

- Каким словом можно назвать поступок Адеила?

- Объясните поступок Адеила? Почему он решился на такой поступок?

- Как бы вы поступили, если оказались среди героев сказки?

- Подходит ли иллюстрация к прочитанному нами отрывку? Обратите внимание на лица людей?

5.Характеристика главного героя

- Найдите в тексте слова, которые выражают мнение жителей об Адеиле?

- Ваше мнение совпадает с мнением героев сказки?

- Подберите черты, которыми обладает главный герой (в парах)

- Сравните свои утверждения с товарищами (в четверках) и докажите, что вам позволило так думать. Время 1 минута.

Проверка: каждая группа называет черту характера главного героя.

VII. Итог урока. Рефлексия

- Подходит ли главный герой Адеил под наше описание настоящего человека, входящего в жизнь? (обращаемся к групповым работам детей)

- Каких героев из других произведений вы можете поставить в один ряд с Адеилом?

VIII. Домашнее задание.

С 50-54. В раб тетради стр. 23-24.Придумать свое окончание (по желанию)

IX. Оценивание.

Похвалить детей за работу.

X. Обратная связь.

Дети анализируют свои чувства от урока и наклеивают стикеры на плакате “Мои чувства”.