Совершенствование учебно-воспитательного процесса в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Структура классов

В 2006-2007 учебном году начальная школа имела:

- 14 классов начальной ступени образования, в которых обучалось 379 учащихся;

- из них 2 класса полного дня (2 “б”,2 “в”,) - 58 учащихся,

- 6 классов - групп, работающих до 15.00 (150 учащихся);

- 3 сборных группы продлённого дня (75 учащихся);

  • 8 групп учащихся дошкольного отделения (83 ученика).

Кадровый состав:

В 2006-2007 учебном году в начальной школе работали:

  • 14 учителей начальной школы;
  • 17 учителей-предметников;
Учителя-предметники состав
Учителя иностранного языка (англ.)

(нем.)

5

3

Учителя физической культуры

ритмики

1

1

Учителя ИЗО 2
Учителя музыки

хорового кружка

фольклор

2

1

1

Учитель истории 1
  • 2 логопеда;
  • 1 психолог;
  • 2 соц.педагога.

Качественный показатель педагогических кадров.

Как основное направление эффективного обучения учащихся является успешное решение обязательного круга профессиональных задач учителями школы на основе применения профессиональных знаний, ориентированных на высокие результаты в обучении учащихся. В каком направлении развивается учебно-воспитательный процесс,напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагогического коллектива школы.

Стабильность коллектива отражает степень привлекательности работы в нем его членов. Она проявляется в сохранении постоянного состава учителей в течение длительного времени или незначительной, постепенной его изменчивости. Неудовлетворенность работой приводит к текучести и снижению результатов в обучении учащихся.

Год

Педстаж

Педстаж в данной школе

06 - 07

1 - 5

6 - 10

11 - 15

15 - 20

Свыше20

1 - 5

6 - 10

11 - 15

15 - 20

Свыше20

 -  1  1  6  6  2  1  2  5  4
в %    7%  7%  42,8%  42,8%  14%  7%  14%  35,7%  28,5%

Вывод:

  • просматривается стабильность коллектива;
  • число опытных учителей, которые имеют свой стиль, свои апробированные методы и формы работы, обеспечивающие результативные показатели в МО нашего лицея высоко.

Аттестация - необходимое условие для профессионального роста путем саморазвития, самореализации и самооценки, когда приходит ощущение успеха, признания и одобрения и меняется характер ведущих мотивов трудовой деятельности, а значит, растет качественный показатель труда.

Среди учителей начальных классов:

- заслуженный учитель РФ-2 (Ермолаева Н.И., Кильдишева Н.С.);

- почётные работники народного образования-3 (Кильдишева Н.С.,Зимаева Е.А., Васильева Л.Н.);

- отличник народного просвещения-1 (Ермолаева Н.И.);

- награждена Почётной грамотой Минобразования России-1 (Черкасова Л.П.);

- лауреаты профессиональных конкурсов “Учитель года”-3 (Васильева Л.Н., Зимаева Е.А., Дивина С.И.);

- имеют высшую квалификационную категорию-11 (79 %);

- имеют первую квалификационную категорию – 3 (21,,4%);

При аттестации 2006-2007 учебного года подтвердили высшую квалификационную категорию по должности “учитель”- Вихляева Н.Ю., Филоненко Н.В., Дивина С.И.

Наиболее развитый педагогический коллектив способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал школы, но и эффективно наращивать его за счет новшеств путем самообразования, повышения профессионализма через курсовую подготовку и др.На интернет курсах обучались Зимаева Е.А., Узбякова,С.А.,Плотникова С.В., на курсах повышения квалификации при САР ИПК и ПРО Вихляева Н.Ю. Принимали участие в работе ресурсного центра “Система Л.В.Занкова в Саратове” учителя : Узбякова С.А.,Зимаева Е.А., Филоненко Н.В., Зимаева Е.А. обучалась по проекту НФПК “Внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в практику управления образовательным учреждением”

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. Интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов в трёх системах начального обучения

(традиционной, системе общего развития Л.В.Занкова и развивающей системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова).Сегодня в начальной школе имеется 9 учебно-методических комплектов, не согласованных между собой, и их количество постоянно увеличивается. Учителя начальной школы нашего лицея применяют следующие учебники:

  • в 9-х классах (240 учащихся) обучение велось по учебно-методическому комплекту Образовательной системы “ Школа-2100” (с заменой учебника А.А.Вахрушева “Окружающий мир ” на учебник А.А.Плешакова “Мир вокруг нас”., с заменой учебника математики Л.Г. Петерсон на учебник М.И.Моро (УМК “Школа России”) - в 4 “а” (учитель Чубик С.А.), 4“в” (учитель Абрамова Н.Б.), 4 “г” (учитель Еронченко Л.В) по решению ШМО.

Учащиеся 1 “а” (учитель Кильдишева Н.С.), 1 “в” (учитель Черкасова Л.П.) и 2 “в” (учитель Плотникова С.В.) апробировали новые учебники по математике в рамках УМК “Школа 2100” (авторы - Демидова Т.Е., Козлова С.А.,Тонких А.П. и др “Моя математика”).

  • Учащиеся 1 “б” (учитель Филоненко Н.В.),2 “б” (учитель Узбякова С.А..),
  • 3 “б” (учитель Зимаева Е.А.)продолжили апробировать систему общего развития Л.В.Занкова (86 учащихся).
  • Учащиеся 1 “г” (учитель Дивина С.И..)осваивали новый для нашего лицея УМК “Гармония”.
  • В начальной школе в текущем году только один класс обучался по общеобразовательной программе (“Школа России” - учитель Вихляева Н.Ю.).

Почему учителя нашего лицея используют такой калейдоскоп учебников?

Основной причиной является большая разница в развитии интеллектуального, психического, физического состояния детей, поступающих в школу. Одни готовы осваивать материал на более высоком уровне трудности, уже к 1 классу умеют хорошо читать,знают таблицу сложение и легко решают задачи. Другим нужно продвигаться в обучении медленно, постепенно усложняя, подробно разъясняя, но при этом обязательно обращая внимание на развитие.

Изучив УМК на заседаниях методического объединения, учителя остановили свой выбор на 3-х комплектах.

УМК “Школа 2100” эффективен для детей, у которых уровень обученности зависит от сформированности всех психических процессов, включающих уровень интеллекта N и выше N, большой объём памяти, высокую степень сформированности произвольного внимания, развитый фонематический слух и большой словарный запас, сформированность техники чтения, особенно на уровне понимания. Особые трудности в обучении по этому УМК испытывают:

  • леворукие дети, опирающиеся больше всего на чувственные ощущения, а не на речь (кинестетики),
  • дети, которые не умеют читать,
  • дети, которые не обладают логическим и вариативным мышлением, включая моделирование с помощью специальных знаков-символов, быстротой выполнения математических операций.

Работа по УМК требует от учителя подготовки к уроку на другом методическом уровне, что принято не всеми учителями нашего лицея.

УМК “Гармония” эффективен для детей с интеллектом N и выше N, с развитым наглядно-образным, практическим и логическим мышлением, с высокими стартовыми возможностями, развитой оперативной и долговременной памятью. В основу УМК положена методическая концепция по формированию у младшего школьника приёмов умственной деятельности. Комплект направлен на преодоление разделения традиционной и развивающих систем обучения на основе соединения традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. В нём реализованы принципы, в которых есть равновесие между обучением и развитием.

Тщательная проработка концептуальных идей во всех учебниках комплекта “Гармония” и оснащение их методическими рекомендациями, разъясняющими учителю эти идеи, позволяет рассматривать комплект “Гармония”, как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирования у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования.

Система общего развития Л.В.Занкова позволяет достичь высоких результатов в работе с детьми от уровня N до одарённых. Преимущество системы общего развития Л.В. Занкова заключается в том, что она полностью соответствует новым подходам к образованию. Дети, обучающиеся по ней, ориентированы на применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях и проявление самостоятельности при решении трудных задач, у них более развиты мыслительные операции, они коммуникабельны, контактны.
Система общего развития Леонида Владимировича Занкова учит самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня, формирует активную жизненную позицию, необходимую современному молодому поколению. Система требует от учителя творческого подхода, умения задавать общие вопросы обучающимся, чтобы ребёнок испытывал умственное напряжение; умения создавать на уроке коллизии (проблемные ситуации), соблюдать основные заповеди занковского урока:

  • идти от детей;
  • ошибка ученика - находка для учителя;
  • урок начинается с урока.

Данные УМК изучены и апробируются учителями начальной школы лицея.

В десяти классах начальной школы (2,3,4 классы) продолжилась работа по раннему изучению иностранных (английского, немецкого) языков (279 учащихся). На базе 2 “в” и 3 “а” (классные руководители Плотникова С.В. и Ермолаева Н.И.) продолжается экспериментальная работа по апробации новой программы по немецкому языку (билингвальные курсы: “Немецкий язык +музыка”, “Немецкий язык + художественный труд”) (всего в эксперименте занято 55 учащихся).

Курс “Начальная геометрия” продолжили изучать восемь классов начальной школы, 100 детей осваивали хоровое пение (учащиеся 1-х классов); 192 человек изучали традиции и обычаи русского народа (посредством курса “Фольклор”).

Три класса начали осваивать курс “Я - гражданин России” (в рамках системы Л.В.Занкова).

Учебно-воспитательная деятельность

А) результаты успеваемости

По окончанию учебного года начальная школа имеет следующие результаты:

Сравнительная таблица успеваемости за год по параллелям

2006-2007уч.год 2005-2006 уч.год 2004-2005 уч.год
Аттестовано - 279 учащихся Аттестовано – 266 учащихся Аттестовано - 264 ученика
Отличники - 25 чел. (9%) Отличники – 19 чел. (7%) Отличники - 19 чел. (7%)
Ударники - 157 чел. (56%) Ударники - 148чел. (56 %) Ударники - 139 чел. (53%)
Неуспевающие - нет Неуспевающие - нет Неуспевающие - 1чел. (0,4%)
% успеваемости - 100 % успеваемости - 100 % успеваемости - 99,6
% качества - 65 % качества - 63 % качества - 60

Цифровые данные свидетельствуют о повышении качества на 2 %, рост количества “отличников” на 2 %. Есть резерв: “отличников” (с одной “4”/ с двумя “4”) 3/19 человек, “ударников” (с одной “3”/ с двумя “3”) 23/18 человек.

Самые низкие результаты качества (как в текущем так и в прошлом учебном году)

Еронченко Л.В. (32%).

Стабильно высокие (из года в год) результаты качества и успеваемости у учителей Ермолаевой Н.И., Васильевой Л.Н., Узбяковой С.А.,Зимаевой Е.А.

Стабильные средние показатели качества у Корнейчук И.С., Плотниковой С.В., Чубик С.А.

Данные учителя освоили методику работы с УМК Образовательной системы “Школа 2100” системы общего развития Л.В.Занкова, применяют деятельностный подход при изучении нового материала, проблемное обучение, реализуют модель личностно-ориентированного обучения, работают творчески, учитывают индивидуальные возможности детей, развивают познавательный интерес и творческие способности,учат детей учится.

Итоги успеваемости 2006-2007 учебного года в сравнении с 2005-2006

кл учитель к-во 5 4-5 2 %

усп.

%

кач.

осен

ники

второ

год.

к-во 5 4-5 2 %

усп.

%

кач.

Кильдишева                            
Филоненко                            
Черкасова                            
Дивина                            
                               
2 а Вихляева 28 5 12 - 100 61 - - 26 4 18 - 100 84
2 б Узбякова 30 3 21 - 100 80     28 - - - - -
2 в Плотникова 28 1 18 - 100 67     27 2 13 - 100 56
    86 9 54 - 100 73     81 6 31 - 100 70
3 а Ермолаева 27 6 17 - 100 85 - - 26 1 13 - 100 53
3 б Зимаева 30 3 19 - 100 73 - - 25 1 18 - 100 76
3 в Корнейчук 30 2 14 - 100 53 - - 27 1 16 - 100 63
    87 11 50 - 100 70     29 2 10 - 100 42
                    107 5 57 - 100 58
Чубик 25 2 12 - 100 56 - - 27 2 17 - 100 70
Васильева 26 1 20 - 100 80 - - 30 5 21 - 100 87
Абрамова 27 1 12 - 100 48 - - 24 1 15 - 100 66
Еронченко 28 1 9 - 100 32 - - 25 - 7 - 100 28
    106 5 53 - 100 55 - - 106 8 60 - 100 64
итого   379 25 157 - 100 65% - - 378 19 148 - 100 63%
  2006-2007               2005-2006            

Создание системы педагогического мониторинга является одной из наиболее важных задач школы. Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. И от того, как сработал каждый учитель-предметник в классе, зависит результат всего класса, параллели, а это значит, можно установить степень слаженности, сработанности всей команды учителей того или иного класса, параллели, что является немаловажным фактором качественного показателя в обучении учащихся класса.

Анализируя диаграмму и таблицу мониторинга итогов успеваемости и качества образовательного процесса в 2006-2007 уч.году, можно сделать следующие выводы: параллель вторых классов в 2006-2007 г. аттестована впервые и имеет высокие показатели качества с резервом отличников 6 человек, ударников 16 человек. Самый сильный класс в этой параллели - 2 “б” (кл.руководитель Узбякова С.А., класс осваивает систему общего развития Л.В.Занкова.)

Класс/к-во Кл. руководитель программа IIIчт. IVчт год
  Усп./кач-во Усп./кач. Усп./кач.
2 “а” 28 уч. Вихляева Н.Ю. “Школа России” 100/39 100/61 100/61
2 “б”30 уч. Узбякова С.А Сист.Л.В.Занкова 100/80 100/80 100/80
2 “в”28 уч. Плотникова С.В. “Школа 2100” 100/71 100/64 100/67
86 уч     100/64% 100/72% 100/73%

Наблюдается резкое повышение качества в 2 “а”((на 22%).Причины: учитель занизил первые оценки, не до конца проанализировал возможности учащихся.Необходимо взять под контроль успеваемость данного класса в следующем учебном году.

В параллели третьих классов по сравнению с параллелью прошлого уч.года показатели качества значительно выше (+12%),параллель достаточно сильная и стабильная. Чтобы быть объективным при выяснении причин спада и или роста качества, необходимо просмотреть показатели успеваемости и качества по классам и по предметам в сравнении с результатами этого же класса за прошлый учебный год.

Сравнительная таблица успеваемости за год

2006-2007 уч.год

Классы Всего в кл. Кл.руководитель На “5” На “4-5” На “2” % успев. % кач.
3 “А” 27 Ермолаева Н.И. 6 17 - 100 85
3 “Б” 30 Зимаева Е.А. 3 19 - 100 73
3 “В” 30 Корнейчук И.С. 2 14 - 100 53
итого 87   11 50   100% 70%

2005-2006 уч. год

Классы Всего в кл. Кл.руководитель На “5” На “4-5” На “2” % успев. % кач.
2 “А” 26 Ермолаева Н.И. 4 18 - 100 85
2“Б” 28 Горбулёва С.В. Без оценок 100  
2“В” 27 Корнейчук И.С. 2 13 - 100 56
итого 81/аттестов. 53   6 31 - 100% 70%

Выводы: параллель обучается стабильно в течение 2-х лет. Самый сильный класс-3 “а” (Кл. руководитель Ермолаева Н.И.), на его базе проводится эксперимент по билингвальному обучению (нем.яз.+музыка, нем.яз.+художественный труд). В 3”б” сменился третий классный руководитель, и несмотря на это класс достаточно успешно осваивает систему общего развития Л.В.Занкова.

В связи с большой наполняемостью классов,решено провести переформирование в параллели, набрать ещё один класс (который будет заниматься по УМК “Школа 2100” с заменой учебника математики Л.Г. Петерсон на М.И. Моро).

Б)Выпускные классы

Параллель 4-х классов гораздо слабее прошлогодних выпускных классов (-9%)

Единственный класс, который занимался стабильно с высокими показателями качества (70-80%) - это 4 “б” (кл. руководитель Васильева Л.Н.). Учащиеся этого класса активно участвовали в олимпиадах по предметам, в проектной работе. Тревожит малое количество в данном классе отличников (1) и резерв - 1 человек. Возможно, учитель завышает требования к учащимся (“5” по русскому языку по итогам года имеет только 1 ученик, “5” по математике у 4 учащихся) Резерв “ударников” составляет 5 человек (трое по математике, двое по англ. яз).

В остальных классах параллели качество то повышалось, то понижалось:

Кл/к-во

Уч-ся

Кл. руководит. программа I II III IV год
Качество ЗУН
4 “а” -25 Чубик С.А “Школа2100” 53 68 64 52 56
4 “б”- 26 Васильева Л.В “Школа2100” 73 73 62 77 80
4 “в” -27 Абрамова Н.Б. “Школа2100” 56 56 52 48 48
4 “г” -28 Еронченко Л.В “Школа2100” 43 39 54 25 32
106 чел.     56% 58% 58% 51% 55%

Низкие показатели качества в 4“г” (кл.руководитель Еронченко Л.В.). Причины отставания в учёбе у учащихся -низкий уровень мыслительной деятельности, недостаточная и неправильно организованная работа учителя со слабоуспевающими учащимися и их родителями. Срезы, проводимые администрацией Лицея, выявили пробелы в знаниях (стандарта) большой группы учащихся данного класса (результаты срезов: по русскому языку успеваемость - 61%, качество - 25%, по математике успеваемость - 77%, качество - 31%). Ауганов Т., Ветренко Т., Иванов М.,Иванов С., Николайчук Я., так и не смогли повысить качество знаний, им рекомендовано обучение в общеобразовательный школах.

Большой резерв “ударников” в 4 “а” (Чубик С.А.) - 5 человек имеют одну “3” по русскому языку.

Сравнительно стабильные показатели в 4 “в” (класс. руководитель Абрамова Н.Б.), хотя результаты итоговых срезов понизили качество на 4%.

Показатели успеваемости и качества по классам и по предметам в сравнении с результатами этого же класса за прошлый учебный год

По классам:

Класс

Кол-во уч-ся

Ф. И. О. классного руководителя

2006 - 2007

2005 - 2006

усп.

кач.

усп.

кач.

 4 “а”

25 

Чубик С.А. 

 100

56 

100 

 53

4 “б” 

26 

Васильева Л.Н. 

 100

80 

100 

 76

4 “в”

27

Абрамова Н.Б.

100

48

100

63

4 “г”

28

Еронченко л.В.

100

32

100

42

Выводы: повышение качества в сравнении с прошлым учебным годом произошло в 4 “а” на 3%(в класс прибыла летом девочка, которая обучалась на “отлично”), в 4 “б” на 4 %.

Понижение в 4 “в” на 15%, в 4 “г” на 10 % (считаю, что учителя занижают оценки учащимся, опасаясь, что выпускники не подтвердят качество ЗУН в 5 классе).

В)Работа с одарёнными

Подготовка национальной элиты – молодых людей, способных занимать ключевые места в управлении государством, экономике, культуре – одно из приоритетных направлений построения национальной модели образования. Добиться же успехов в профессиональной деятельности можно, лишь обладая недюжинными общими и специальными способностями, образованностью, творчеством. Поэтому перед родителями, перед детьми, перед учителями стоит новая задача – выявление, развитие личности, потенциальных возможностей и на этой основе определения своего будущего.

Одаренным ”принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства. Это генетический дар и перед нами он предстает как сложный итог взаимодействия средовых и генотипических факторов. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться. И подобно тому, как опытный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и умное педагогическое руководство способны превратить природный дар в выдающийся талант.” (А. Савенков). Как не потерять таких детей? Как различить их в классе?

В начале учебного года психологом были выявлены учащиеся начальной школы, имеющие потенциал к углубленному изучению предметов.В течение года с этими детьми были организованы факультативные занятия, внеклассная работа по русскому языку, математике, литературному чтению.

Мероприятие Сроки проведения Ответственные Примечание
Выявление детей, склонных к более глубокому изучению предметов нач.школы 1четверть психолог  
Организация факультативных занятий, внеклассной работы по предметам нач.школы. В течение учебного года 1кл. - Кильдишева

2 кл. - Узбякова

3 кл. - Ермолаева

4 кл. - Васильева

 
Участие в творческих конкурсах и мероприятиях

“Кенгуру”,”Медвежонок”и др.

Ноябрь,март Зам.директора

по УВР

 
Совместная работа с кружками В течение учебного года Председ.МО

Еронченко Л.В

 
Школьный тур олимпиад по русскому языку и математике Октябрь, январь Председ.МО

Еронченко Л.В

 
Участие в предметных неделях Ноябрь, декабрь Кл.руководители  
Районный, городской туры олимпиад Февраль, апрель Председ. МО

Еронченко Л.В

 

Проведены школьные туры предметных олимпиад. Основываясь на их результаты, были отобраны учащиеся, которые защищали честь лицея в районных турах олимпиад. Результаты:

I место в районной олимпиаде по математике занял Земсков Кирилл, 4 “б”.

II место в районной олимпиаде по математике занял Гнусин Станислав, 4 “б”.

II место в районной олимпиаде по русскому языку занял Гнусин Станислав, 4 “б”.

III место в районном конкурсе чтецов занял Гнусин Станислав, 4 “б”.

Учащиеся Васильевой Л.Н.

III место в районном конкурсе чтецов (в номинации поэты) заняла Машкова Дарья, 3 “б”, учитель Зимаева Е.А.

В городских олимпиадах Лицей призовых мест не получил.

Учащиеся участвовали во внеурочной деятельности, защищали честь Лицея;

Машкова Дарья, учащаяся 3 “Б” (Кл. рук. Зимаева Е.А.) - дипломант II Городского конкурса детского творчества “ Снегурочка Саратова 2007”, Алексеева Ангелина, учащаяся 1 “Г” (Кл.рук. Дивина С.И.) победитель Городского конкурса “Дюймовочка-2007” и множество победителей спортивных турниров по теннису, акробатике.

В текущем учебном году учащиеся начальной школы принимали активное участие в Международном конкурсе по русскому языку “Русский медвежонок-2006” (46 учащихся),

Международном математическом конкурсе “Кенгуру-2007”(55 учащихся начальной школы)

Наилучших результатов добились:

“Русский медвежонок-2006”

Класс Фамилия, имя Баллы Место в школе Учитель
2 “Б” Корчагина Е. 56 1-2 Узбякова С.А.
2 “В” Литовченко А. 56 1-2 Плотникова С.В.
2 “Б” Литвиненко П. 54 3 Узбякова С.А.
2 “Б” Махова У. 46 4 Узбякова С.А.
3 “Б” Илюшечкина М. 72 1 Зимаева Е.А.
3 “В” Боркун Д. 71 2 Корнейчук И.С.
3 “Б” Семиврагов А. 70 3 Зимаева Е.А.
3 “Б” Караулова Т. 68 4 Зимаева Е.А.
3 “Б” Машкова Д. 65 5 Зимаева Е.А.
4 “Г” Макеева С. 79 1 Еронченко Л.В
4 “А” Нечаева А. 72 2 Чубик С.А.
4 “А” Жеганова В. 66 3 Чубик С.А.
4 “В” Божков Д. 61 4-5 Абрамова Н.Б.
4 “Б” Гнусин С. 61 4-5 Васильева Л.Н.

“Кенгуру-2007”

Класс Фамилия, имя Баллы Место в школе Учитель
3 “Б” Илюшечкина М. 71 1 Зимаева Е.А.
3 “Б” Семиврагов А. 66 2 Зимаева Е.А.
3 “А” Ермолаев М. 59 3 Ермолаева Н.И.
3 “Б” Огаренко Д. 54 4 Зимаева Е.А.
4 “Б” Земсков К. 69 1 Васильева Л.Н.
4 “В” Артамонова А. 64 2 Абрамова Н.Б.
4 “В” Слепченко И. 64 2 Абрамова Н.Б.
4 “А” Чернова Е. 62 4 Чубик С.А.

Однако, считаю, что работа с одарёнными детьми у нас проводится не на должном уровне, нет системы. Учителя начинают эту работу поздно - в 4-м классе, за 2-3 недели до проведения олимпиад.

Г) Работа с “ трудными”,неуспевающими,опекаемыми.

В текущем учебном году в начальной школе неуспевающих нет, обучались 5 опекаемых детей, все они испытывали затруднения в учёбе. Каждый из них был на контроле у завуча, соц. педагогов, психолога и классного руководителя.

Лист наблюдений за учащимися, испытывающими затруднения в учёбе, 2006-2007 г.

Фамилия, имя уч-ся…Егоров Радик, класс - 3 “Б”.

Социальный статус…опекаемый…………………………………….

Фамилия, имя учителя…Зимаева Е.А.…………………………………………………..

Предмет 1 чет. 2 чет. 3 чет. 4 чет. Годовая оценка
чтение 4 4 4 4 4
рус.яз 4 3 3 3 3
матем. 3 3 3 3 3
геометр.   4   3 3
окр.мир 4 4 4 4 4
ино 4 4 4 4 4
музыка 5 4 5 5 5
изо 4 4 4 4 4
физ-ра 5 5 5 5 5
ритмика 4 4 5 4 4
технология 4 4 4 4 4
история 5 5 5 5 5
           

Пропуски:

1 четверть………-……………………….

2 четверть………1 д (4 ур.)……………………….

3 четверть………11 дн. (47 ур.)……………………….

4 четверть………-……………………….

год ……12 дн.(51 ур.)…………………………

Оценки за итоговые контрольные работы

Предмет 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Год
рус.яз. 4/4 3/3 3/3 3/4 2/3
матем 3 3 3 3 3

Решение по итогам учебного года…………переведён в 4 класс ПР.№8 …от 22.05.2007

Основные причины неуспеваемости учащихся

1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия

2. Наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений, навыков.

3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества, необходимые для успешного учения.

Методическая работа.

В течение учебного года школьное методическое объединение учителей на-

чальных классов продолжило работать над проблемой: “Совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний школьников.”Перед учителями стояли задачи:

  • Знакомиться с новыми передовыми технологиями и методиками преподавания предметов начальной школы.

(Продолжить апробацию дидактической системы общего развития Л.В.Занкова, изучить УМК “Гармония”, познакомиться с методикой УДЕ. Этими вопросами занимались учителя Зимаева Е.А., Узбякова С.А.,Филоненко Н.В., Дивина С.И.)

  • Изучать и внедрять методические приёмы по формированию у учащихся рациональных ЗУНов самостоятельной учебной работы, качественной, активной и творческой.
  • Совершенствовать управление познавательной деятельностью учащихся на уроке до качественного усвоения программного материала всеми учащимися.
  • Проводить работу по выявлению юных дарований, способствовать развитию их творческого потенциала, активизировать работу с одаренными детьми.
  • Анализировать уровни знаний, умений и навыков по всем предметам учебного плана, изучать уровни воспитанности детей с дальнейшим поиском путей повышения эффективности УВП.

Учителя МО принимали участие в работе городских семинаров : “Современный урок в начальной школе” на базе МОУ “Гимназия №2”; “Занковские чтения” на базе МОУ

“ СОШ №70”. Районном семинаре на база МОУ СОШ №53. Учителя Зимаева Е.А., Узбякова С.А. принимали участие в XI научно-методической конференции “Технология укрупнения дидактических единиц в образовании: итоги и перспективы развития” 17-19 октября 2006 в г.Элиста(встречались с автором технологии УДЕ доктором пед.наук. профессором, академиком РАО Эрдниевым П.М). Творческая группа, работающая по системе Л.В.Занкова,обучалась на курсах Федерального научно-методического центра Л.В.Занкова на базе ресурсного центра МОУ “СОШ№ 31”;

Учитель начальной школы Дивина С.И. принимала участие в районном конкурсе “Учитель года-2007”, Зимаева Е.А.принимала участие в Фестивале педагогических идей “Открытый урок-2007” (награждена Дипломом за предоставление своего педагогического опыта, Сертификатом, удостоверяющим факт публикации урока на сайте Фестиваля, на компакт-диске и сборнике тезисов).

Зимаева Е.А.являлась членом Главной аттестационной комиссии (на высшую квалификационную категорию) Пр.№1038 от 17.10.2006 г. Посетила 14 уроков учителей района, анализировала 8 творческих работ.

Учителя МО участвовали в методической работе лицея: Еронченко Л.В. выступала с докладом “Обеспечение начала учебного процесса в 1 классах. Результаты входной диагностики”, учителя выступали на педсовете “Динамика становления математической компетентности школьника”, принимали участие в “ Ярмарке методических идей”

Учителя начальных классов в своей работе широко используют современные педагогические технологии

  • Традиционные технологии (Вихляева Н.Ю., Абрамова Н.Б., Еронченко Л.В., Чубик С.А.)
  • Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Васильева Л.Н., Кильдишева Н.С., Черкасова Л.П.)
  • Технологии развивающего обучения (Зимаева Е.А., Узбякова С.А., Филоненко Н.В.)
  • Технологии индивидуализации обучения (Ермолаева Н.И., Корнейчук И.С.)
  • Технологии дифференцированного обучения (Дивина С.И., Плотникова С.В.)

Учителя начальных классов совершенствуют своё педагогическое мастерство.

Самообразование

Фамилия, имя,

отчество учителя

Тема самообразования Примечание
1 Абрамова Наталия

Борисовна

Использование различного построения моделей в процессе обучения решению текстовых задач Выступление на МО, открыт..урок
2 Васильева Людмила

Николаевна

Развитие логического мышления и пространственного воображения младших школьников Открытый урок
3  Вихляева Наталья

Юрьевна

Развитие творческих способностей младших школьников Выступление на МО
4 Дивина Светлана

Ивановна

Освоение методики осознанного устранения орфографических ошибок Выступление на МО

открыт.урок

5 Ермолаева Нина

Ивановна

Применение инновационных технологий на уроках в начальных классах Выступление на МО

открыт.урок

6 Еронченко Людмила

Владимировна

Работа над безударными гласными проверяем.ударением Открыт.урок
7 Зимаева Елена

Александровна

Развитие интеллекта младших школьников Открыт.урок
8 Кильдишева Наталия

Семеновна

Занимательные и нестандартные задачи на уроках математики. Выступление на МО

открыт.урок

9 Корнейчук Ирина

Станиславна

Развитие речи на уроках литературного чтения Выступление на МО

открыт.урок

10 Плотникова Светлана

Владимировна

Использование опорных схем на уроках математики Выступление на МО

открыт.урок

11 Узбякова Светлана

Анатольевна

 

Орфографические диктанты на уроках русского языка Выступление на МО

открыт.урок

12 Филоненко Наталья

Владимировна

Работа над развитием фонематического слуха у младших школьников Выступление на МО,

открыт.урок

 

13 Черкасова Любовь

Петровна

Технология взаимообучения на уроках гуманитарного цикла Выступление на МО,

открыт.урок

14 Чубик Светлана

Андреевна

Развитие орфографической зор

кости

Выступление на МО

открыт.урок

Выводы о работе начальной школы в 2006-2007 учебном году.

В ходе работы вскрылись недостатки и проблемы, которые формулируют задачи на новый учебный год: 1. Учащиеся начальной школы показали высокое качество знаний и навыков, по итогам учебного года нет неуспевающих.

Но (при посещении уроков -85 ч.) выявлено,что не все учителя смогли правильно организовать работу с своими классами. Есть группа учителей, которые работают по старинке, не овладевают новыми технологиями, не совершенствуют своё педагогическое мастерство. По этому считаю, что задачами следующего учебного года в целях повышения результативности педагогического труда являются:

  • Овладение новыми технологиями (особое внимание овладению теорией и технологией РО), которые стимулируют активность учителей и учащихся, раскрывают их творческий потенциал (планируется апробация нового для лицея УМК “Гармония -4 учителя, продолжение внедрения в учебный процесс системы общего развития Л.В.Занкова -4 учителя, УМК “Школа 2100”).
  • Изучение педагогических потребностей учителей.
  • Организация педагогического мониторинга реализации системы Л.В.Занкова, программ: “Гармония”, “Школа 2100”.
  • Работу по обеспечению преемственности принципов развивающего обучения в школах I и II ступеней.

2. Учащиеся нашего лицея продолжают участвовать и побеждают в районных олимпиадах по предметам, но, к сожалению, системы в работе с одарёнными детьми нет. Запланированные в прошлом учебном году мероприятия (систематизация работы с одаренными учащимися на основе креативного развития их индивидуальных способностей; составление технологической карты работы с одаренными детьми, возможно открытие клуба “Эрудит”) не выполнены в должном объёме.

Над этим вопросом предстоит работать ШМО (В рамках психологического сопровождения провести фронтальную диагностику первоклассников,. П о итогам опроса учителей (по диагностическим картам) выявить учащихся, опережающих одноклассников в освоении ЗУНов., назначить учителей в параллелях, ответственных за работу с одаренными детьми Провести предметные общешкольные конкурсы (олимпиады) для третьеклассников (четвероклассников). Провести консультирование родителей “Как помогать ребенку расти и развиваться”.

3. Всем известно, что новые знания можно получать в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Чтобы научиться их добывать, надо овладеть техникой исследовательского поиска.

В нашем лицее есть все необходимые условия для привлечения учащихся начальной школы к исследовательской деятельности. Предлагаю продолжить изучение курса “ Я исследователь” учителям, осваивающим программу общего развития Л.В. Занкова (Александровой Е.В., Филоненко Н.В., Узбяковой С.А., Зимаевой Е.А.) Заслушать отчёт на педсовете.

4. Продолжить эксперимент по углубленному изучению немецкого языка (через курсы - музыка и движение, художественный труд, природоведение) в 3 “в” (кл.рук.Плотникова С.В.), 4 “а” (кл.руководитель Ермолаева Н.И.)

5 Участвовать в экспериментальной работе по введению курса “Право” (в 3 “Б”, 4 “Б” классах). Предлагаем провести педагогический совет на тему: "Личность учителя. Что в ней главное".

Семинар на тему: “Вариативное образование в начальной школе”.