Открытый урок по русскому языку по теме: "Глаголы с возвратным значением"

Разделы: Начальная школа


Цель урока. Умение распознавать возвратные глаголы.

Задачи урока.

1.Совершенствовать умение различать возвратные глаголы.

2.Развивать переключаемость и объём внимания.

3.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Ход урока.

Организационный момент.

Вы слышали звонок. Через 40 минут мы будем отдыхать, а сейчас мы будем работать.

Вход в урок.

Послушайте загадку. Обратите внимание, на какие части речи я буду делать логическое ударение.

Два братца в воду глядятся,
век не сойдутся.

Что это? (Берега)

Как догадались?

На какие части речи падало логическое ударение? (На глаголы)

Какова тема нашего урока. Прочитайте. (На доске. Глаголы с возвратным значением.)

Цель наша, будем находить возвратные глаголы, писать их, распознавать, составлять предложения. Это будет главное на уроке. К чему должны стремиться, что должны достичь на уроке. Это является необходимым условием успешного усвоения материала.

Словарная работа.

(На доске карточки О Ь Т Г Е Р )

Для того чтобы назвать новое слово из словаря, надо выполнить задание.

Посмотрите на геометрические фигуры, каждая из них содержит букву. Запомните фигуры и буквы на каждой из них.

Я показываю геометрические фигуры в другой последовательности и без букв, вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них и соединить их. Проверю ваше внимание.

Г О Р Е Т Ь

Сегодня познакомимся с новым словарным словом – словом гореть.

Как понимаете? Что значит?

Какой частью речи является слово? (Глаголом)

Что такое глагол?

Назовите ударную и безударную гласные. (в слове гореть – ударение падает на -е-, безударная гласная -о- это орфограмма, правописание которой нужно запомнить; это глагол в неопределенной форме -ть)

Прочитаем в словаре Ожегова, какие значения имеет слово гореть. Иди прочитай.

Как вы понимаете:

1.Горят дрова.
2.Горит лампа.
3.На морозе горит лицо.
4.Больной весь горит.
5.Глаза горят от радости.
6.Гореть на работе.
7.Обувь горит на нем.
8.Сгораю от нетерпения.
9.Душа горит.

Открыли тетради и пишем число и классная работа, обратите внимание на орфограммы.

Запишите слово в тетрадь, выделите орфограмму.

А можно от него образовать возвратный глагол? (Да)

Какой? (загореться)

Что для этого нужно? (добавить за и -ся)

Что такое -ся-сь-? (суффиксы)

Динамическая пауза.

Я буду читать глаголы, если встретятся возвратные глаголы вы приседаете, если любой другой хлопаете в ладоши. Попытайтесь сосчитать сколько глаголов с возвратным значением встретилось.

Готовятся, колосится, встречали, находятся, проник, обтираться, летит, умываюсь, сидит.

Актуализация новых знаний.

(На доске слова)

Прочитайте слова, что общее? (Это глаголы)

Закаляться, умывается, отжимался, гуляет, поплавает, спал.

На какие 3 группы можно разделить? (По временам)

Запишите. Прочитайте.

Как определили, что это глаголы настоящего, будущего, прошедшего времени? (По вопросам)

Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? (По лицам и числам)

Докажите.

Как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По родам и числам)

Докажите.

Найдите возвратные глаголы. Прочитайте.

В чем их особенность на письме?

Выделите суффиксы у глаголов с возвратным значением.

Морфологический разбор - умывается.

Умывается – гл., (что делает?), умываться, наст. в., ед.ч., 3 л., 1 спр.

Эти слова имеют отношение к чему? (К здоровью)

Почему необходимо беречь и укреплять здоровье? Зачем нам нужно закаляться, умываться, гулять, плавать, спать? (Чтобы быть здоровым, крепким, не болеть, соблюдать режим дня, зимой кататься на коньках, ходить на лыжах, летом купаться в реке; всегда вовремя ложиться спать, каждый день не меньше 2 часов проводить на улице).

А кто из вас закаляется?

А кто еще что делает для здоровья?

Составьте предложение с каким-нибудь глаголом. Пишем и делаем грамматический разбор.

Н-р. Летом мы плавали в горной реке и умывались холодной водой.

Физминутка.

А сейчас все по порядку
Встали дружно на зарядку (руки на поясе)
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали,
Спрятали за спину их.
Оглянулись через правое плечо,
Через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели,
На насочки поднялись,
Опустили руки вниз.
Прочитайте. (На доске)

Радуешься, блестишь, пляшешь, чистишь, стучишь, сидишь, скачешь, удивляешь, смотришь.

Выпишите только те глаголы, которые могут иметь возвратное значение. Пишите их с суффиксом -ся-, выделите суффикс.

Разберите глаголы по составу. (С комментированием)

В чем особенность этих глаголов на письме?

Закрепление.

На столах текст. Прочитайте. Списываем и вставляем пропущенные буквы.

Привыкай не боять… холода. Летом и зимой делай зарядку. Зимой, если нет очень сильного мороза, зря не кутай шею теплым шарфом, не надевай под куртку лишних свитеров. Чем меньше ты будешь опасать… мороза, тем быстрее закалишь… .

Взаимопроверка. Обменялись тетрадями, карандашом исправили. Свертесь с доской (закалишься, бояться, опасаться).

Зачем нам нужно закаляться?

Итог урока.

Поставьте букву, соответствующую верному ответу.

1.Что обозначает глагол?
а) признак предмета б) действие предмета в) предмет

Кто выбрал вариант а? б? в?

2.На какие вопросы отвечает глагол?

а) что делает?

б) кто?

в) какой? какая? какое?

что делал?

что?

Кто выбрал вариант а? б? в?

3. Как изменяются глаголы в прош. в. в ед.ч.?

а) по падежам

б) по лицам

в) по родам и числам

Кто выбрал вариант а? б? в?

4.Какие суффиксы имеют глаголы с возвратным значением?

а) -ся-сь

б) -ть-ти

в) чь

Кто выбрал вариант а? б? в?

Спасибо вам за работу. Работали неплохо. Особенно хорошо работали … . На последующих уроках будем продолжать работу над глаголами с возвратным значением.

Домашнее задание.

С.110, упр.293

Литература.

1.Ожегов. Словарь русского языка.

2.Полякова А.В. Русский язык. – М: Просвещение, 2000. – 130с.

3.Тикунова Л.И. Сборник диктантов и творческих работ. – М: Просвещение, 1998. - 176 с.