Урок русского языка в 10-м классе по теме "Русская фразеология"

Разделы: Русский язык


Цель: систематизировать знания по теме “Фразеология”, закрепить навыки правописания.

Техническое оборудование: мультимедийная система.

Ход урока

I. Словарный диктант.

Ни шатко, ни валко, не чуя ног под собой, час от часу не легче, во что бы то ни стало, не тут-то было, как бы то ни было, ничего не попишешь, нежданно-негаданно, невзирая на лица, ни кола ни двора.

Самопроверка: (на экран выводится словарный диктант)

- Объясните написание НЕ и НИ в записанных словах,

- В какую лексическую группу можно объединить записанные словосочетания?

Ответ: это фразеологизмы.

Дополнение учителя: фразеологизмы – это перлы, самородки и самоцветы родного языка.

II. Сообщается тема и цель урока.

Ученики заранее готовили сообщения.

План сообщений появляется на экране.

  1. Фразеология как раздел науки о языке.
  2. фразеологизм и его признаки (см. приложение 1)
  3. Происхождение фразеологизмов русского языка (см. приложение 2)
  4. Источники русских фразеологизмов (см. приложение 3)

III. Практическая часть,

1. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?

А) 1. Белый танец.
2. Белый стих.
3. Белое вино.
4. Белая рубашка.

Б) 1. Золотое дно.
2. Золотые серьги.
3. Золотые горы.
4. Золотая свадьба.

2. В каком предложении нет фразеологического оборота?

а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
б) Сию минуту верните мне сумочку!
в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
г) На часах десять минут одиннадцатого.

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?

а) Курить фимиам.
б) Петь дифирамбы.
в) Терять голову.
г) Биться как рыба об лед.

Имеет значение “наиболее уязвимое место”?

а) Авгиевы конюшни.
б) Вавилонское столпотворение.
в) Ахиллесова пята.
г) Филькина грамота.

IV. Работа в группах.

Класс поделен на пять групп. На доске – правила работы в группах (см. приложение 4).

Задания:

1 группа. Распределите фразеологизмы на две группы в зависимости от значения, дайте названия группам (что для них является общим), определите значения фразеологизмов.

1.Вне себя. 2. Выйти из себя. 3. Довести до белого каления. 4. И бровью не шевельнул. 5. И в ус не дует. 6. Как с гуся вода. 7. Махнуть рукой. 8. Метать громы и молнии. 9. Моя хата с краю. 10. Ноль внимания. 11. Под горячую руку. 12. Рвать и метать. 13. Стоять в стороне. 14. Устроить сцену. 15. Хоть бы что. 16. Хоть трава не расти.

2 группа. Определите, на сколько групп по значению можно разделить данные фразеологизмы. Перепишите их по группам.

1. Бить баклуши. 2. Брать быка за рога. 3. Валять дурака. 4. Горит в руках. 5. Длинный язык. 6. Засучив рукава. 7. Палец о палец ударить. 8. Переливать из пустого в порожнее. 9. Перемывать косточки. 10. Своротить гору. 11. Сидеть сложа руки. 12. Считать ворон. 13. Точить лясы. 14. Чесать язык.

3 группа. Подберите фразеологические обороты (см.2), синонимичные данным словам и словосочетаниям (см.1)

1. Весь день; вылечивать; главный помощник; вдоволь, без ограничения; искренне; наедине; очень быстро; сразу, в один прием; немедленно; обмануть; отчаиваться; унывать; привлекать к себе внимание, быть особо заметным; очень близко, рядом; осмеять, сделать предметом насмешки; очень крепко (уснуть); самым серьезным образом; моментально появиться; некстати, невпопад.

2. В два счета; одним духом; от всей души; от зари до зари; падать духом; по горячим следам; поднимать на ноги; бросаться в глаза (кому-либо); поймать на удочку; правая рука; сколько душе угодно; с глазу на глаз; в нескольких шагах; поднять на смех; мертвым сном; не на шутку; тут как тут; ни к селу ни к городу.

4 группа. Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.

1. Вон оно что! 2. Воспрянуть духом. 3. Вот так штука! 4. Глазам своим не верить. 5. Как баран на новые ворота. 6. Наверху блаженства. 7. Не укладывается в голове. 8. Подумать только! 9. Развести руками. 10. Почувствовать себя на седьмом небе. 11. Родился в сорочке. 12. Ума не приложу. 13. Хорошенькое дело! 14. Скажи на милость. 15. Вот так номер!

5 группа. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.

1. Рукой подать. 2. С первого взгляда. 3. С горем пополам. 4. С первых слов. 5.Засучив рукава. 6. Затаив дыхание. 7. На каждом шагу. 8. Остаться с носом. 9. Опустить руки. 10. Так себе. 11. Черным по белому. 12. Не на шутку. 13. Козел отпущения. 14. Два сапога пара. 15. Мороз по коже.

Ответственный в группе оценивает участие в работе каждого. Работы проверяются.

Работа с текстом.

Прочитать выразительно текст, найти фразеологизмы, определить их роль в тексте.

Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал. (…)

- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.

- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. – Преставилась значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает…

- То есть как это считается? У кого это считается?

- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: “А наш-то, слышали, дуба дал”.

Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:

- Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?

- Я – человек маленький. Скажут: “гигнулся Брезенчук”.

А больше ничего не скажут, - и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть – невозможно: у меня комплектация мелкая…

Обсуждение ответов и подведение итогов урока.

Домашнее задание (на выбор): написать сочинение - миниатюру на одну из тем: “Моя хата с краю”, “У сильного всегда бессильный виноват…” или № 99 (учебник Власенкова А.И.)

Презентация