Урок окружающего мира в 3-м классе. Программа РО Л.Занкова (учебник А.Н. Казакова) по теме "Природные зоны России. Тундра"

Разделы: Начальная школа


Тема: Природные зоны России. Тундра.

Цели:

1. Познакомить обучающихся с особенностями природной зоны “Тундра”.

2. Формировать умения и навыки исследовательской деятельности.

3. Развивать творческий потенциал обучающихся.
Средства обучения:

  1. Карта природных зон России.
  2. Рисунки и таблицы растительного и животного мира тундры.
  3. Теле - и видеоаппаратура, видеокассета “Розовая чайка”.
  4. Энциклопедии для детей “Всё обо всём”, “Я познаю мир”.

Структура и содержание урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка проблемы.

Я предлагаю начать урок с разгадывания кроссворда.

  1. Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь - до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела!
  2. Это ценное дерево пустыни. Оно невысокое, с извилистым стволов. Его выращивают не только для закрепления песков или ради древесины. Это еще и корм для верблюдов.
  3. Это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев, сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря.
  4. На четырёх столбах гора. Скажешь - ляжет, сядешь - встанет. Пойдет шагать - на коне не догнать.
  5. Эта одна из самых крупных птиц нашей страны, её называют степным великаном. Летает она тяжело, зато быстро бегает на длинных, сильных ногах.
  6. Это растение растет в степи, там, где тепло и сухо. В Голландии этот цветок считается национальным.

Ш. Определение темы урока.

Посмотрите на кроссворд.

Какое ключевое слово получилось?

Тема нашего урока “ТУНДРА”
(на доску вывешивается карточка)

  • Что представляете себе, когда слышите это слово? (холодно, северное сияние, полярная ночь, много снега, вечная мерзлота)
  • Что бы вы ещё хотели узнать о тундре? (какие растения и животные тундры, чем занимается население тундры)
  • По ходу ответов вывешиваются карточки: климат, растительный мир, животный мир, население.

IV. Оперативно- конструктивный блок

1. Работа с географической картой.

- Кто может показать тундру на карте?

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров в длину и сотни километров в ширину тянется полоса тундры. В переводе с финского “тундра” - голая безлесная возвышенность. Она занимает площадь 3 млн. км.2

2. Организация работы в группах.

Используя предложенные источники, обучающиеся проводят исследования природных компонентов и населения тундры.

  1. группа — климат.
  2. группа - растительный мир.
  3. группа - животный мир.
  4. группа - население

3. Самостоятельная работа в группах.

4. Отчет групп о проведенном исследовании.

1 группа. Природные условия тундры суровые. Короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, продолжительная морозная зима, глубокие снега, сильные метели. Уже в сентябре здесь начинается зима, падает снег, крепчают морозы, неделями бушуют вьюги. Нередко термометр показывает 40°, 50°, а то и 60° ниже нуля. Оживает тундра только летом - зеленеет, оглашается птичьими голосами. За это время оттаивает только верхний слой земли, а глубже остается многолетняя мерзлота.

2 группа. В тундре растут: морошка, голубика, лишайники, ягель, брусника, карликовая березка, различные мхи. Растения тундры низкорослые, ведь у поверхности теплее и ветер слабее. Зимой снег полностью укрывает низкорослые деревья от морозов и ветров. Так растения приспособились к условиям жизни в тундре. Многие растения растут группами. Корни у них находятся в верхнем слое почвы, ведь глубже идет многолетняя мерзлота.

(По ходу рассказа ребята осуществляли аппликацию своих рисунков растений тундры на подготовленном заранее пейзаже).

Дополнительные, интересные факты о растительном мире тундры:

Карликовая березка (демонстрация гербария).

Карликовая березка мало похожа на нашу обычную. Хотя они близкие родственники. Высота карликовой березки редко больше половины человеческого роста. Ветви часто распростерты по поверхности земли. Форма листьев округлая. Осенью листья становятся ярко красными. В летнее время её листьями питаются олени. А местное население собирает это растение на топливо.

Ягель (демонстрация гербария).

Ягель имеет беловатую окраску. Он служит одним из важнейших кормовых растений оленям. Олени безошибочно находят его по запаху, даже зимой под слоем снега. Ягель растет медленно. Если олени съедают ягель, то только через 15 лет вырастает другой.

3 группа. Животный мир тундры своеобразен. Здесь живут: северный олень, песец, лемминги. Из птиц: полярная сова, розовая чайка, белая куропатка. Густая шерсть зверей, пушистое оперенье птиц спасает их от сильных морозов. Светлая окраска зимой делает их незаметными на снегу. Все животные тундры мало требовательны к пище. Летом в тундре бесчисленное количество насекомых: комаров, мошек, слепней. Птицы спешат за короткое время вырастить своих птенцов. На зиму здесь остаются только те птицы, которые могут в мороз найти пищу. (По ходу рассказа ребята осуществляли аппликацию своих рисунков животных тундры на подготовленном заранее пейзаже).

Дополнительные, интересные факты о животных тундры.

Лемминги (демонстрация иллюстрации)

Лемминги - серые небольшие мышевидные грызуны. Окраска у некоторых из них желтоватая с темными и светлыми пятнами. Очень интересно лемминги проводят свой день. Один час кормятся, два часа спят. Леммингами питаются многие животные тундры.

Розовая чайка (демонстрация иллюстрации)

Только в тундре есть птица, которую мечтают увидеть путешественники. Это - розовая чайка. Необычность этой чайки в том, что её розовое нежнейшее оперенье видно только в естественных условиях. А на фотографиях получается обычная белая чайка с черным ожерельем на шее. Розовая чайка очень редкая птица и охраняется законом.

(Просмотр видео фильма о розовой чайке)

4 группа. В тундре проживают чукчи, ненцы, эвенки и другие малочисленные народы Севера. Главное занятие населения - оленеводство. Олени приносят большую пользу человеку. Люди зимой и летом ездят на оленях, используют в пищу молоко и мясо оленей. Из их шкур шьют обувь и одежду. В тундре много пушного зверя, поэтому население занимается охотой. Население также занимается рыболовством, потому что в морях и реках много рыбы. Местные жители выращивают скороспелые сорта овощей в парниках и теплицах. В тундре найдены богатейшие месторождения полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, уголь. (По ходу рассказа ребята демонстрировали фотографии народов Севера, образцы полезных ископаемых, рисунки основных занятий местных жителей)

V. Этап подведения итогов и рефлексия.

  • Сумели получить новые знания на уроке?
  • Чем урок был интересен, чем запомнился?