Урок химии в 8-м классе по теме: "Типы химических реакций"

Разделы: Химия


Цель: формирование у учащихся представлений о материальности мира, умений сравнивать и анализировать.

Задачи урока: Познакомить учащихся с классификацией химических реакций по исходным веществам и продуктам реакции. Научить учеников определять тип химической реакции: соединения, разложения, замещения, обмена.

Развивать умения учащихся в написании уравнений химических реакций и расстановке коэффициентов.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся и подготовка их к восприятию нового материала проходит в форме фронтальной беседы с классом.

Параллельно 4 ученика выполняют задания на доске.

Предлагаем учащимся вспомнить:

  1. Какие явления мы относим к химическим? Приведите примеры (можно также предложить учащимся картинки с изображениями различных явлений). Как мы отличаем химические явления от физических?
  2. Как записываем в тетрадях химические реакции?
  3. Как называются вещества, записанные в левой и правой частях уравнения?

Затем проверяем задания, выполненные учениками на доске.

Задание 1. Дописать, где необходимо уравнения реакций, расставить коэффициенты:

Al + O2 =

Ca + N2 =

S + F2 =

K + O2 =

CaO + CO2 =

Na2O + H2O = NaOH

Задание 2. Дописать уравнения реакций, расставить коэффициенты:

HgO =

Ag2O =

CH4 =

Ca(OH)2 = CaO + H2O

MgCO3 = MgO + CO2

H2O =

Задание 3. Дописать, где необходимо, уравнения реакций. Расставить коэффициенты:

Fe2O3 + H2 =

Zn + HCl =

CuO + Mg =

SiO2 + Mg =

Задание 4. Дописать, где необходимо, уравнения реакций. Расставить коэффициенты:

HCl + NaOH = NaCl + …

HNO3 + NaOH = NaNO3 + …

H2SO4 + KOH = K2SO4 + …

KOH + H2SiO3 = K2SiO3 + …

III. Восприятие учащимися нового материала:

После проверки правильности написания УХР и расстановки коэффициентов, предлагаем учащимся найти общие признаки в уравнениях каждой группы реакций. Затем предлагаем выразить запись каждой группы реакций с помощью уравнения в общем виде.

Учащиеся отмечают, что в каждой группе реакций есть общие признаки: так в задании № 1 исходных веществ – 2, а получается только одно вещество, а в задании № 2 – наоборот, из одного получаются два вещества. Также дети отмечают, что в 3 и 4 задании в левой и правой части уравнений по два вещества. Тогда предлагаем ученикам найти различия в составе веществ, которые участвуют в реакциях и получаются в их результате в этих заданиях. Ребята отмечают, что в 3 задании в реакции вступают как простые, так и сложные вещества, и получаются простые и сложные вещества. А в четвертом задании все вещества левой и правой части уравнения – сложные.

Затем с помощью учащихся формулируем определения типов химических реакций и записываем их, иллюстрируя эти определения общими формулами.

Реакция, при которой из нескольких веществ получается одно новое, называется реакцией соединения (А + В = АВ).

Реакция, при которой из одного вещества получается несколько новых, называется реакцией разложения. (АВ = А + В).

Реакция между простым и сложным веществом, при которой атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе, называется реакцией замещения (АВ + С = А + СВ).

Реакция между двумя сложными веществами, при которой они обмениваются отдельными атомами или группами атомов, называется реакцией обмена (АВ + СD = AD + CB).

IV. Закрепление изученного.

Предлагаем ученикам демонстрационный эксперимент, в ходе которого обсуждаем некоторые вопросы, требующие уточнения знаний о типах химических реакций.

Так при демонстрации взаимодействия горения фосфора и дальнейшего поглощения его водой просим ответить на вопрос: какие по составу вещества могут участвовать в реакции соединения, а какие вещества при этом получаются? Ученики с помощью учителя записывают уравнения реакций в тетради, отмечая при этом, что реагировать могут между собой, как простые, так и сложные вещества, а вот получаются всегда сложные вещества.

При демонстрации опыта по разложению малахита, отвечаем на аналогичный вопрос, отмечаем признаки реакции, записываем результаты в на доске и в тетрадь.

Демонстрируем опыт взаимодействия цинка с серной кислотой (замещения водорода цинком) и результат заранее приготовленного опыта взаимодействия железа с медным купоросом (опустили железный гвоздь в раствор медного купороса). Результат фиксируем на доске и в тетради.

Демонстрируем взаимодействие соляной кислоты с гидроксидом натрия в присутствии метилового оранжевого, коротко сообщив ученикам о необходимости использования вещества, которое своими изменениями показывает, что произошла химическая реакция. Результат фиксируем.

Подводим итоги урока:

По какому принципу мы разделили химические реакции на четыре типа? (по исходным веществам и продуктам реакции).

С какими именно типами реакций мы ознакомились сегодня? (дети перечисляют).

При наличии времени и в зависимости от класса можно предложить ученикам следующее задание: на каждой парте имеются карточки с буквами или комбинациями букв. С помощью этих карточек на листе бумаги, который тоже находится на вашей парте, составьте в общем виде уравнения реакций, которые соответствуют каждому типу. Карточки разрезаны и перемешаны, помещены в конверт.

Х

Y

XY

+

=

+

XY

X

Y

+

=

+

XY

ZN

XN

ZY

=

+

XY

Z

ZY

X

=

+

Для проверки правильности выполнения задания требуется 1-2 минуты, можно также предложить одному из учащихся записать на доске правильные варианты ответа. Если есть ограничения во времени, то можно использовать данное задание на следующем уроке при проверке знаний учащихся.

V. Домашнее задание.

Изучите записи в тетради, выучите определения типов химических реакций. Выполните упр. 4 на стр. 172 (учебник Л.С.Гузея и Р.П.Суровцевой)