Занятие на тему "Искусство трафарета"

Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Цель занятия: сформировать у учащихся умение осознанно применять выразительные средства трафарета при создании целостного образа, через строение формы, цвет передавать характер и целостность композиции, совершенствовать технику трафарета.

ПЛАН

  1. История возникновения трафарета, трафарет – искусство.
  2. Технология.
  3. - Содержание и последовательность работы трафаретом.
    - Трафарет “открытый”, “замкнутый”, “набрызг”.

  4. Самостоятельная работа.
  5. Подведение итогов.
  6. Заключение.

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАФАРЕТА

История возникновения трафарета очень давняя и даже древняя. В 1875 году испанец-археолог Марселино Саутуола исследовал близ моря Кантабрийские горы в Испании. Однажды Марселино взял с собой маленькую дочку. В одной из пещер он внимательно осматривал разные следы жизни древнего человека, и вдруг…, дочка Марселино внезапно вскрикнула. На потолке, стенах пещеры были нарисованы первобытные люди, их образ жизни, животные, а в центре пещеры красовалась целая галерея “печатания”: изображения ладоней и ступней – это первобытные люди оставили нам свой привет. И делали они это просто: макали ладошки и ножки в краску и прикладывали к стене … Получился живой, весёлый фейерверк приветов!

Прошли годы… Печатание совершенствовалось и преобразовывалось в разные самостоятельные виды искусства, среди которых почётное место занимает “трафарет”.

Трафарет (итал. traforetto – продырявливание, прокалывание) – приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение того или иного мотива (в том числе при трафаретной печати). Трафарет представляет собой пластину (из металла, дерева, картона, пластмассы, ткани и т.д.) с отверстиями (прорезями), через которые краска наносится на какую-либо поверхность, то же, что шаблон, штамп.

2. ТЕХНОЛОГИЯ. СОДЕРЖАНИЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ТРАФАРЕТОМ

1) Заранее подготовить необходимые формы для создания изображения. Линейный рисунок вырезается, таким образом создаются два разных трафарета (шаблона). Первый трафарет – “замкнутый”, с плоской, сплошной формой (закрытой). Второй – “открытый”, с полой формой (пустой).

2) Берём губку, осторожно смачиваем её водой и при помощи кисти наносим на её поверхность краску.

3) Прикладываем губку окрашенной стороной вокруг формы или внутри формы выбранного трафарета, не сдвигая с места трафарет. Аккуратно убираем трафарет, остался отпечаток. Хорошо ли он получился? Если мы положили много краски, или она была жидкой, отпечаток будет иметь вид расплывчатого пятна, если краски мало, отпечаток будет невнятным.

Техника “набрызг”. Вместо губки используем старую зубную щётку и линейку. Порядок исполнения похожий, но не прикладыванием, а “набрызгом”, трём щёткой по линейке, аккуратно разбрызгивая краску по трафарету.

4) Теперь можно попробовать выполнить сюжетные композиции в технике “трафарет”. Для этого надо сделать подходящие к выбранному сюжету линейные рисунки, вырезать и составить целостную композицию.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

Тема “Искусство трафарета” рассчитана примерно на 6 часов (в зависимости от объёма поставленных задач на школьных уроках или внеклассных занятиях): в течение 1 часа – объяснение теоретического материала с показом данной техники, остальное время даётся на пробные работы и совершенствование техники с созданием уже готовых образов и композиций.

4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ВЫСТАВКА ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Описанный выше метод работы даёт представление о своеобразии и особенностях данной технологии, применяемой в общеобразовательной школе на уроке изобразительного искусства или кружке в системе дополнительного образования. Используя разные способы работы в искусстве “трафарет”, ученик должен руководствоваться знаниями основных живописных законов, красочных материалов, уметь ими владеть технически, обеспечивая хорошую сохранность яркости и выразительности колорита и всего изображения в целом.

Выбор данной технологии, приёмов творческой работы над созданием конкретного образа или сюжетной композиции всегда органически связан с реалистическим восприятием школьника, начинающего художника, натуры, с его образным мышлением.

В искусстве трафарета высоко ценится точность и чистота исполнения формы, а небрежность никогда не является образцом высокого вкуса художника, без упорного труда, без старания невозможно достичь совершенства формы и цвета – это должны знать и помнить учитель и его ученики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. М.Князева “Человек и портрет” - М., 1997г.
  2. Н.Конышева “Наш рукотворный мир” - М., 2000г.
  3. А.Прохоров “Большая Советская Энциклопедия” - М., 1977г.

Приложение