Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания I и II спряжения (деловая игра)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обучающая: ознакомление глаголов по лицам и числам, формирование умения распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени, продолжить развивать умение ставить вопрос к глаголу в неопределенной форме и учить ставить любой глагол в неопределённую форму, обобщение языкового материала в правило, нахождение и объяснение изученных орфограмм.
  • Развивающая: развитие основ мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся.
  • Воспитательная: воспитание любви к учению через использования занимательного материала, формирование стремлений к получению знаний, развитие умения работать в коллективе.

Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учёбе и снижение утомляемости.

Оборудование: индивидуально-раздаточный материал, таблицы по теме урока, таблицы с названием отделов, плакат:» Тихо! Идёт заседание редакционного совета», звонок , магнитофон, детские рисунки, грамзапись музыки Моцарта.

Моя цель:

  • Поддержать интерес к учебе
  • Снять усталость
  • Поднять эмоциональный настрой
  • Повысить работоспособность на уроке

План любого урока рассматривается как совокупность трёх взаимосвязанных компонентов учебного процесса:
Учителя (преподавание), учащихся (учение) и содержания образования как интерактивного элемента (рабочая тетрадь)

ХОД УРОКА

Этапы, методы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Ожидаемые результаты

I. Организационный момент (2 мин.)

Эмоциональный настрой класса

Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Закрыли глаза и медленно про себя сказали: «Я внимателен, я догадлив, сообразителен, уверен в себе».
Сегодня у нас необычный урок, он пройдет в форме деловой игры. Вы все будете членами редколлегии детской еженедельной газеты « Русский Медвежонок», которая выпускается в нашей школе. Нам предстоит подготовить к выпуску очередной номер газеты.
Ребята, которые сидят на I ряду – члены отдела писем, на II ряду – отдела информации,  на III ряду – члены отдела новостей. Я – главный редактор выпуска. Девизом нашего урока будут слова: « С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся».
Откроем свои блокноты и запишем дату нашей встречи.
Учащиеся сели за парты и выполняют задание учителя.

Дети сосредоточены на работу, внимательно слушают учителя, читают рубрики газеты.

Читают девиз и объясняют.

Записывают число, классная работа

Выполнение задачи
II. Словарно-орфографическая работа (5 мин.) Работаем над I рубрикой « Объяснялка».
В нашу редакцию поступило письмо от ученика 4 Б класса  Фокина Егора. Он просит нас открыть в газете новую рубрику « Объяснялка», где мы должны давать толкование трудных слов. С этими словами мы часто встречаемся на уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира.
Я буду зачитывать определения лексических значений слов из словаря Ожегова, ваша задача назвать слово.
Индивидуальное задание будет для Королёвой Валерии и Старухина Никиты.

Мышечный орган полости рта.
Верхняя одежда, обычно ниже пояса.
Зверёк отряда грызунов с длинными ушами.
Это слово произошло от древнего слова  – ук (учение), от него произошли слова наука, навык, учить.
Машина для посева семян.
Ярко блестеть, сияя переливчатым светом.
Транспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок грузов и пассажиров.
Временная стоянка, обычно под открытым небом, в палатках.
Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.
Помещение для выставки картин.
Морское судно. Летательный аппарат.
Сшитые листы чистой бумаги в обложке.
(на доске учитель вывешивает слова, которые дали учащиеся):
– Что общего?
– Найдите среди 12 слов « лишнее»?
– Подберите к слову синоним.
– Распределите слова на группы и определите по какому признаку вы их сгруппировали? Почему?

Слушают. Кратко отмечают поставленные задачи.

Учащиеся настраиваются на работу, находят пути решения поставленных задач.

Язык
Пальто
Заяц
Учитель
Сеялка
Сверкать
Автомобиль
Лагерь
Фамилия
Галерея
Корабль
Тетрадь

Словарные
Сверкать – глагол, а остальные существительные, инфинитив, отвечает на вопрос что делать?, несовершенного вида, окончание – -ть.

Сиять, светить, блестеть, гореть, сверкнуть.

Учащиеся работают в тетрадях  парами. Предлагают варианты:
I группы: зв.> б, б< зв, ( ь – буква, йотированные гласные в начале слова , после гласного звука дают 2 звука)
II группа: начинается с гласной буквы и согласной
Учащиеся записывают слова, у доски работает ученик, который быстрее всех выполнил задание.

Осознание задачи

 

 

 

Актуализация знаний о словах и связь с жизнью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ собственной деятельности, вывод обобщенного способа деятельности.
Осознание обобщенного способа деятельности.

III. Закрепление пройденного материала (5 мин.) Звучит колокольчик.
Приступаем к выпуску очередной газеты, которая будет посвящена теме: «Глагол». Задание для «Отдела информации», а другие отделы тоже могут подключаться к созданию кластера.

Слушают. Кратко отмечают поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики работают вместе с учителем.

Осознание задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ  собственной деятельности, вывод обобщенного способа деятельности.

IV. Физкультминутка (1 мин.) Учитель показывает ряд упражнений на дыхание.
Вдох – выдох (2 с.)
Носом – вдох (поднимаем руки вверх), а выдох – ртом (руки опускаем вниз) 2 с.
Дети выполняют задания Выполнение задачи
V. Цели и задачи данного урока. Работа над новым материалом (15 мин.) Звук колокольчика.
Работаем над третьей рубрикой « Подробности»
У меня вопрос к отделу новостей. В редакцию поступило письмо от ученицы 3 б класса Мелкоян Дианы, она пишет: « Уважаемая редакция газеты « Русский Медвежонок», помогите мне решить грамматическую задачу и объясните её в очередном номере газеты.
Приглашается к доске начальник отдела новостей.
Запишем её предложение:

– Где здесь спрятана грамматическая загадка?

– Докажите?

– Вопрос всем отделам. Назовите глаголы неопределенной формы?

– Измените глаголы печь и лежать по лица и числам?
– Почему?

– Как быть?

 

 

 

– Что общего?

– Сравним окончания глаголов 1 и 2 лица.

– Рассмотрим 3 лицо. А здесь, что заметили? Обратите внимание на основы глаголов?

– Значит, мы глаголы  по окончаниям можем распределить  на сколько групп?

– Что мы делали?
– Что это значит?

Сегодня мы узнаем новое слово СПРЯЖЕНИЕ и это будет нашей новой темой урока.
У глаголов II типа спряжения

I спряжение          II спряжение
Е                              И
-ут, -ют                   -ат, -ят.

– По какому признаку распределили?
– К какому из признаков глагола мы отнесем спряжение?
– Сейчас мы проверим и попросим отдел информации прочитать правило, правы мы были или нет.

Слушают. Кратко отмечают поставленные задачи.

 

 

 

На доске ученик записывает предложение:
На то и печь, чтобы хлеб да блины печь.

Печь встречается два раза, они пишутся одинаково, но обозначают разные части речи: существительное и глагол.
– Здесь глагольное словосочетание (связь управление), однородные члены предложения, которые соединены союзом да ( в значение и).

Учащиеся по цепочке называют глаголы неопределенной формы.

Нельзя
Неопределенная форма глагола не изменяется по лицам и числам.
Мы образует настоящее время от инфинитива.
У доски ученик выполняет задание.

1л  ед.ч пеку    лежу
мн.ч.печём  лежим
2л   ед.ч. печёшь лежишь
мн.ч. печёте   лежите
3 л  ед.ч. печет   лежит
мн.ч.пекут    лежат

Окончания глаголов ударные.
В первом столбике гласная , а во втором – .
Разные окончания.
Если основа оканчивается на твердый звук, то окончание -ут, ат, а если на мягкую основу, то – -ют,
-ят.
На II группы.

Мы спрягали глаголы.
Изменяли по лицам и числам.
Учащиеся записывают в тетрадь.

По личным окончаниям.
Постоянные

Ученик читает правило.

 

Систематизация знаний о глаголе
Осознание обобщенных алгоритмов деятельности по нахождению глагола

 

Осознание задач собственной деятельности.

 

 

Систематизация теоретического материала.

VI. Физкультминутка (1,5 мин.) Физкультминутка для глаз. Учащиеся слушают. Выполняют поставленные задачи.  
VII. Закрепление материала (3 мин.)  

Учитель организует работу по проверке усвоения темы урока.
Звенит звонок.
Приступаем к работе следующей рубрики « Закреплялка» . Все отделы включены в работу.
С.94 упр.128
Работать будете в парах.
- Прочитайте задание.

- По какому признаку?

 

- Поменялись тетрадями и проверили работу соседа.

 

 Отслеживается осознанность перехода учащимися на индивидуальный уровень работы

 

 

Учащиеся работают в парах.
Переход на индивидуальный уровень

Выписать выделенные глаголы и распределить их на II  группы.
По личным окончаниям глагола, у I спряжения  гласная – е, а у II спряжения гласная – и.

 

Формирование «внешнеречевой» деятельности, индивидуальный переход к деятельности « во внутренней речи»

VIII. Самостоятельная работа (3 мин.) Звенит звонок. Приступаем к работе рубрики «Размышлялка». Работу выполняют все отделы.
– Отдел писем: вы должны ответить на письма читателей, составить пословицу, разделенная на части. Указать спряжение глаголов.
– Отдел информации: cоставить предложение из слов, разобрать по членам, определить спряжение глагола.
– Отдел новостей: поставьте глаголы в форму 2 лица един.числа, определите спряжение.
(Не) разгрызёшь ореха, …
Надо трудит(?)ся, …

Слова для справок:
(не) надо ленит(?) ся, (не) съешь ядра.

Через, тропинка, поляну, всю, вьётся, лесная.

Кричу –  …
Жду – …
Сплю –  …
Расту –  …

Систематизация теоретического материала
IX.Физкультминутка (0,5 мин.) Физкультминутка на моторику    
X. Творческая работа (3мин.) Звенит колокольчик.
Переходим к следующей рубрике « Домашний доктор»
Одной из актуальных тем нашего современного общества стал вопрос о здоровье всего населения, но главное о сохранении и укреплении здоровья младших школьников. Наши фотокорреспонденты газеты « Русский Медвежонок» предоставили нам выставку плакатов, которая посвящена теме: « Будь здоров». Наша задача составить очерк о соревновании, который проходил в рамках проекта « Будь здоров», где вы заняли II место.

_ Зачитайте свои очерки.

Опорные слова:
Соревноваться
Ловко
Обруч
Прыгать
Болельщики
и т.д.
 
XI. Рефлексия (2 мин.) Учитель организует обсуждение итога урока, даёт домашнее задание, комментирует правило его выполнения  с. 96 упр.130.
– Вот и незаметно пролетело время, наша газета подготовлена к выпуску.
– Что нового и интересного вы узнали на уроке?
– Оцените свою работу на уроке?  (учитель ставит оценки за работу на уроке)
– Прочитать наш девиз урока. Вы сегодня добыли новые знания. Значит. Урок нашей цели достиг.
Спасибо, вы хорошо потрудились.
Дают самооценку деятельности, анализируют достигнутые результаты.
Слушают комментарии по его выполнению и записывают в дневник.
Рефлексия собственной деятельности

1. Мышечный орган полости рта.
2. Верхняя одежда, обычно ниже пояса.
3. Зверёк отряда грызунов с длинными ушами.
4. Это слово произошло от древнего слова  - УК учение, от него произошли слова наука, навык, учить.
5. Машина для посева семян.
6. Ярко блестеть, сияя переливчатым светом.
7. Транспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок грузов и пассажиров.
8. Временная стоянка, обычно под открытым небом, в палатках.
9. Наследственное семейное наименование, прибавляемое к личному имени.
10. Помещение для выставки картин.
11. Морское судно. Летательный аппарат.
12. Сшитые листы чистой бумаги в обложке.

Приложение