Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Гласные звуки"

Разделы: Преподавание в начальной школе


О побудительной силе игрового мотива, об исключительно важном значении игры для общего психического развития ребенка-дошкольника не раз писалось в психолого-педагогической литературе.

Сейчас очень много шестилетних детей поступают в первый класс, а ведь это и есть “недоигравшие” дошкольники.

Самый легкий путь таких школьников к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь.

Задача звукового анализа слов будет решаться детьми с большей охотой, если ей придать игровую форму.

Главная задача добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной.

Работа учителя-логопеда направлена на то, чтобы помочь детям с речевыми проблемами быстрее адаптироваться в школе. Их трудности в учебном процессе очевидны. И первостепенной задачей надо иметь в виду развитие учебных навыков и интереса к самому учебному процессу.

В работе я очень часто использую сказки. Если надо сочинить сказку, то это не составляет мне труда – сочиняю. Главное в моей работе не быть скучной и помочь ребенку справиться с трудностями.

Как ни странно, но согласные звуки и буквы дети запоминают быстрее (особенно яркоокустические – М, Л, Р), а с гласными возникает проблема.

Дело в том, что дети путают гласные звуки и буквы, а отсюда и ошибки на письме и при чтении.

Я решила “оживить” гласные звуки и придать им индивидуальность (зрительно и акустически).

Гласных звуков шесть – пусть это будет деревня (потом к ним добавятся йотированные гласные буквы – Я, Ю, Е, Ё). Согласных звуков гораздо больше – это город.

Но сейчас речь пойдет только о гласных звуках.

Для соединения речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики в качестве физкультминутки используется фонетическая ритмика. Двигательные упражнения помогают формировать слуховое внимание, уточняют артикуляцию и активизируют произноситильные навыки.

Цели урока:

  • развивать фонематический слух детей;
  • уточнить артикуляцию гласных звуков, учить оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании гласных звуков – А, У, О, Э, Ы, И, связывая эти ощущения с тем, что они при этом слышат;
  • акцентировать внимание детей на понятие “ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ”;
  • формировать навыки анализа и синтеза слогов.

Материал для урока:

  • раздаточный материал – индивидуальные зеркальца для наблюдения за артикуляционным аппаратом, набор фигур (кружок, кружок поменьше, овал, полкружочка, “улыбка”), полоска бумаги разделенная на три равные части – схема понятия “СЛОВО”, квадратики красного цвета;
  • демонстрационный материал – пособие “ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ” см. рисунок 1, 2, 3, 4, 5, 6;
  • предметные картинки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

За парту сядет тот, кто вспомнит слова начинающиеся на звук “А”, “У”, “О”, “И”, “Э”.

Знайте, нет совсем УВЫ слов на гласный звук “Ы”.

2. Основная часть.

Логопед:

Чтоб хорошо уметь читать
Надо всё про звуки знать.
С гласных надо начинать
Выучи их все на пять.
Мы представим, что у звуков города, деревни есть
И начнем, конечно, с гласных. Их по счёту ровно шесть:
А, У, О, Э, Ы, И.
Вот в деревне расчудесной
Звонкой, в розовых тонах
Девочки в красивых платьях
Со звоночками в руках.
С утра до вечера поют,
Звенят, поют их голоса
И гласными их все зовут
Без них никак нельзя.

/На доске – пособие “Гласные звуки” – домики с девочками в красных платьях со звоночками в руках, на домиках геометрические фигуры

Сейчас зайдем мы в первый дом
“А” хозяйничает в нем.
Рот свободно открывает,
Громко песни распевает.

Дети одной рукой держат зеркальце, смотрят и произносят плавно и долго звук “А”.

Другой рукой охватывают горло, для того, чтобы ощутить вибрацию голосовых связок.

Постучимся к гласной “У”,
Ротик, сложенный в трубу.

Дети смотрят в зеркальце и пропевают – “У”, рука на горлышке.

Вот открытое окно
Нас встречает гласный “О”.
Рот, как в хоре, открывает,
Тоже что-то напевает.

Дети смотрят в зеркальце и пропевают – “О”, рука на горлышке.

“Э” поет как будто эхо
Тут уж, братцы, не до смеха:
Ротик круглый, будто точка,
Растянулся в полкружочка.

Дети смотрят в зеркальце (контролируют артикуляцию и вибрацию горла).

К гласной “Ы” теперь пойдем
Вместе с ней мы пропоем.
Рот растянем, как овал,
Что споткнулся и упал.

Дети смотрят в зеркальце (контролируют артикуляцию и вибрацию горла).

Гласный “И” всех веселей
И улыбка до ушей.

Дети смотрят в зеркальце (конролируют артикуляцию и вибрацию горла).

3. Физкультминутка.

Логопед: Да