Программа интегрированного курса литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральной деятельности (кукольный театр)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у детей младшего школьного возраста, психологи часто ставят диагноз: “недоиграл”, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе “сотворения игры”. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Цели данной программы: создать оптимальные условия полноценного проявления индивидуальных и творческих способностей личности ребенка.

Задачи:

1. формировать положительную мотивацию к обучению средствами кукольного театра и интегрированного курса.

2. Развивать познавательную сферу обучающихся (память, внимание, воображение, восприятие, речь, мышление).

3. Формировать социально – активную личность в начальной школе.

Принципы построения программы:

    • Актуальность
    • Прогностичность
    • Целеустремленность
    • Результативность
    • Мотивационная готовность
    • Научность.

Содержание:

Учебный материал программы позволяет интегрировать курсы литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральная деятельность (“Кукольный театр”)

    • Литературное чтение: творческая работа над литературными произведениями и постановка спектаклей.
    • Изобразительное искусство: эскизы персонажей, эскизы декораций.
    • Трудовое обучение: изготовление персонажей и декораций к спектаклям своими руками.
    • Кукольный театр (постановка спектаклей)

2 класс общеобразовательной школы

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Совершенствование звуковой культуры речи; развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять голоса, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

Правила подготовки к выразительному чтению; обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Программа общеобразовательной школы предусматривает

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлениях, образного мышления, воображения, фантазии.

Выполнение иллюстраций к спектаклю “Теремок”, “Непослушный котенок”, “Колосок”

Трудовое обучение

Программа общеобразовательной школы предусматривает

Основные операции шитья (разметка, раскрой ткани, подгибание ткани, приметывание швом “вперед иголку”).

Понятие о выкройке. Правила закрепления выкройки на ткани.

Коллективное составление плана работы. Приемы шитья швом “впередиголку”.

Приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом.

Обобщение ранее полученных сведений о приемах лепки. Закрепление умений работать стеками. Развитие у детей пространственного мышления, умения воспроизводить объемную форму, выявлять взаимосвязь и размеры отдельных частей и изделия в целом. Отделка изделий из глины. Приемы стилизации в лепке.

Изготовление героев русских народных сказок

Лепка игрушек, по образцам (скопинской, новгородской, ярославской, курской, абашевской и других игрушек).

Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать пальчиковые куклы для Кукольного театра.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Занятия с детьми младшего возраста дают возможность.

• выявить природные способности обучающихся,

• снять физические и психологические зажимы, которые имеются у многих детей,

• проводя групповые занятия в игровой форме, где постоянно чувствуется потребность в общении, подвести детей к созданию коллектива, •разбудить в младших школьниках первые ростки специализации, дав им возможность во время выступлений почувствовать себя актерами,

• воспитать в обучающихся чувство ответственности за общее дело.

Это позволяет изготавливать пальчиковые куклы для мини-спектаклей “Теремок”, “Колосок”, “Петрушкин цирк”

3 класс общеобразовательной школы

Литературное чтение

Программа общеобразовательной школы предусматривает

Уметь находить в тексте эпитеты, - сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность.

Уметь работать над загадками как развернутыми метафорами.

Уметь использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок; развитие у них творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.

Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием.

Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием.

Рисование портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов.

Сопоставление особенностей художественных образов, созданных разными видами искусства, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев, их настроения в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).

Изобразительное искусство

Программа общеобразовательной школы предусматривает

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства показывает картина);

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;

- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи “радостных” цветов в декоративной композиции;

- расписывать готовые изделия согласно эскизу;

- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда,

- применять навыки для оформления спектаклей кукольного театра.

Трудовое обучение

Программа общеобразовательной школы предусматривает

Обработка ткани, знакомство с основными операции по шитью.

Безопасность труда.

Личная гигиена.

Повторение, закрепление материала, пройденного во II классе.

Беседа: “Шелковые и шерстяные ткани”.

Швы “строчка” и “стебельчатый”, техника исполнения и назначения

Изготавливаем нарукавные повязки, мягкие игрушки.

Приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом

Обобщение ранее полученных знаний и умений по работе с глиной, пластилином, соленым тестом. Изготавливать героев сказок

Лепка глиняной посуды, игрушек по образцам (липецкая, орловская, дымковская, каргопольская, тульская игрушка)

Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать перчаточные куклы для Кукольного театра: “Целебная травка”, “лесная школа”, “У Слоненка день рождения” и т.д.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Материал обучения второго года построен на повторении пройденного раньше, постепенно переходя к выполнению от простых заданий к сложным.

Занятия с детьми 2-го года обучения дают возможность

• Постепенно переходить от игры к серьезным занятиям актерским мастерством.

• Во время работы над спектаклем сплотить коллектив в единое целое, занятое общим делом.

• Повысить ответственность детей при помощи назначения их ассистентами режиссера, костюмерами, декораторами. Сделать детей полноправными помощниками педагога в творческом процессе.

• Воспитывать активную общественную направленность.

• Воспитывать чувство уважения к товарищам по коллективу, в котором происходит работа.

• Научить ребят трудиться. В ходе работы над спектаклем дети привыкают к мысли, что без кропотливого труда спектакль поставить невозможно.

4 класс

Литературное чтение

Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений

Организация практикумов по выразительному чтению:

а) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания (“задувание пламени воображаемой свечи”), силы голоса, дикции;

б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;

в) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

Правила подготовки к выразительному чтению; обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок: “Красная Шапочка”, “Лиса и волк”, “Лягушка-путешественница”.

Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное; создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовольствия при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Программа общеобразовательной школы предусматривает

Знакомство с новыми видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью по металлу (Жостово) и по дереву (Хохлома), народной вышивкой, кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.

В работе над эскизами учащиеся постепенно учатся понимать простейшую связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них начинает формироваться представление о том, что родная природа, близкая и известная им с детства (ягоды, цветы, листья, птицы), служит основой для творчества народного мастера. Природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Применять навыки для оформления спектаклей кукольного театра.

Трудовое обучение

Программа общеобразовательной школы предусматривает:

Изготовление выкроек, разметка, чтение простейших технологических рисунков и эскизов изготовляемых изделий.

Знакомство с основными операциями по шитью изделия.

Правила чтения простейших эскизов швейных изделий. Снятие мерок, раскрой ткани, сметывание деталей. Примерка, шитье.

Правила изготовления деталей передника: лямок, грудки, юбочки. Снятие мерки, изготовление выкроек, раскрой ткани, сметывание деталей, примерка, шитье.

Увеличение и уменьшение рисунка вышивания. Расположение его на ткани, подбор ниток. Техника исполнения и назначение швов: тамбурного, строчкой, подрубочного

Изготавливаем:

Нарукавники, пилотка.

Рабочий передник для урока труда. Одежда до кукол.

Простейшие карнавальные костюмы, сувениры.

Опыты и наблюдения: рассматривание тканей различного происхождения (внешний вид, толщина, прозрачность, гладкость, отношение к влаге и др.) определение лица и изнанки.

Рассматривание переплетения нитей в различных тканях.

Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать перчаточные и тростевые куклы для спектаклей Кукольного театра: “Кошкин дом”, “Таинственный гиппопотам”, “Гуси-Лебеди” и т.д.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Куклы — основная составляющая кукольного театра. Учащиеся учатся работать с куклой, овладевают навыками кукловождения. Проходят весь путь театрального действа — от изготовления кукол до исполнения спектакля.

Участвуя в театральной постановке, дети проявляют творческую фантазию, изобретательность. У них развивается артистичность, музыкальность, чувство юмора, совершенствуются изобразительные навыки и умения.

Делая куклы, учащиеся осознают, что от их мастерства и качественно выполненной работы зависит то, какими будут игрушки, возможно ли использовать их в постановке кукольного спектакля.

Познакомившись с технологией изготовления кукол, можно переходить к постановке кукольного спектакля. Учащиеся активно обсуждают выбранную пьесу, участвуют в распределении ролей. Большое значение имеют индивидуальные качества исполнителя;

его голос, тембр, манера речи. Необходимо, чтобы образ куклы сливался с голосом исполнителя.

Работа по выполнению данной программы возможна только при наличии крепкого коллектива, способного решать многие проблемы.

Приложения.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3.

ЛИТЕРАТУРА

Алянский Ю.Л. Азбука театра. —М., 1998. Барман А. “Художественная атмосфера спектакля”.

Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. — Екатеринбург

1997.

Безбородова И.Т. “Занятия - тренинги”.

Брянцев А.Л. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневники. Письма. —М., 1979.

Буков А.Г. “Режиссура и педагогика”.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1991.

Губин Ю.Н. Театральная самодеятельность школьников.

Генералова И А. Интегративный предмет “Театр”, или Воспитание искусством. — М., 1997.

Горшкова В.Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. — М, 1993.

Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. —М., 1992.

Ершова А.Л., Букатов В.М. Актерская грамота— подросткам. —Ивантеевка, 1994.

Кнебелъ М.О. Поэзия педагогики. — М, 1984.

Козлянинова ИюЛ. Чарели Э.Ж.. Речевой голос и его воспитание. — М., 1985.

Корогодский З.Я. Начало. — СПб., 1996.

Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.Н. Алексеевой). — Нижний Новгород — Москва, 1993

Ладыжинская Т.А “Речевые уроки”..

Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. — М., 1979.

Львов М.Р. “Школа творческого мышления”.

Михайлова А.Л. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. — М., 1975.

МихайловаМ.А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в детском саду. — Ярославль, 1996.

Немеровский А. Пластическая выразительность актера — М., 1976.

Пикулева Н.В. Слово на ладошке. — М, 1997.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. — М., 1991.

Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. — М., 1978.

Савкова З.В. Техника звучащего слова: Методическое пособие. —М, 1998.

Самоукина Н.В. “Занятия - тренинги”.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М., 1995.

Современные проблемы театрально-творческого развития школьников: Сб. научных трудов.—М., 1989.

Соломеник И.И. “Куклы выходят на сцену”.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве 'Собр. соч.: В 8 т. —Т. 1. — М.,1954.

ТопорковВ.О. Станиславский на репетиции. —М., 1950.

Торшилова ЕМ., Морозова Т.В. Эстетические способности дошкольника: теория и диагностика. —М., 1994.

Уроки театра на уроках в школе / Сост. А.П. Ершова. — М., 1992. Успенский Э. “Школа клоунов”

Чурилова Э.Г. “Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников”

Чистякова М. Психогимнастика. —М., 1990.

Шахматов Л.М. Сценические этюды: Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных учебных заведений. — М., 1966.

“Школьный театр кукол”