Образ человека-бунтаря в повести Горького "Фома Гордеев"

Разделы: Литература


Оформление: портрет А.М.Горького, рисунки к произведению, эпиграф

Цели урока:

  • показать мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героя, силы характера человека-бунтаря в произведениях русской литературы, в повести «Фома Гордеев» в частности;
  • выявить, по каким позициям герой не приемлет мир отцов, доказать, что Фома Гордеев – человек-бунтарь;
  • вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека;
  • поговорить о чувстве человеческого достоинства, о самооценке;
  • в ходе беседы помочь учащимся понять и оценить поведение героев;
  • совершенствовать навыки анализа текста;
  • воспитывать активную жизненную позицию и стремление бороться за воплощение идеалов в жизнь.

Предварительное домашнее задание:

  1. Прочитать повесть «Фома Гордеев» и отметить отрывки, в которых автор рассказывает о формировании характера героев.
  2. Творческие задания по группам:
  • 1-я группа: проанализировать, какие факторы повлияли на детские мировоззрения Фомы. Какова роль сцены с пойманной совой?
  • 2-я группа: найти материалы, где показывается влияние близких людей на характер Фомы.
  • 3-я группа: рассказать о жизни Фомы в доме отца и в доме Маякиных. Сравнить Любу и её брата с Фомой.
  • 4-я группа: рассказать об обучении Фомы в гимназии.
  • 5-я группа: проанализировать сцены, в которых наиболее ярко проявился бунтарский дух Фомы.
  • 6-я группа: проанализировать сцену пуска нового корабля и показать схватку Фомы с миром «отцов».
  • 7-я группа: образ человека-бунтаря в ранее изученных произведениях.
  1. Выяснить для себя и доказать, победитель или побежденный Фома.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя.

Сегодня мы проводит завершающий урок по повести "Фома Гордеев".

Эпиграфом я взяла строчки Лермонтова: "А он, мятежный, просит ..."

Чего же просит главный герой? Вам предстоит дополнить и вписать в эпиграф урока слова, какие?

Замечания учащегося: жаждет, а не просит: просят нищие, слабые, а Фома - человек сильный, мужественный, поэтому заменим слово "просит" на слова "хочет, жаждет" и дополним ещё одним словом - "Ищет", так как на протяжении всей повести герой страстно ищет смысл жизни.

– Да, действительно, Фома знает, что каждому в этой жизни надо найти свою дорогу, у него нет достойного проводника, но он методом проб и ошибок идет вперед. Образ героя-бунтаря вы уже встречали в ранее изученных произведениях. Кто же эти люди?

а) Чацкий "Горе от ума"

б) Онегин и Печорин

в) Раскольников

г) Савелий, богатырь святорусский, в поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо", восставший против Фогеля, отстаивая свое человеческое достоинство; Матрена Тимофеевна Корчагина из этого же произведения

д) Чаще всего в произведениях Горького: Сокол, Буревестник, Данко, мать, Челкаш и другие герои – борцы из произведений Горького

– Против чего же бунтуют эти люди?

Работа по лексике: лжи, несправедливости, подлости, защищают свое человеческое достоинство, противники людской трусости, двуличия, чинопочитания, приспособленчества — того, что мешает жить по-настоящему счастливо и плодотворно.

II. Образ Фомы Гордеева.

– Фома продолжает череду героев - бунтарей, но это самый яркий тип в произведениях Горького. С чем это связано?

Вступает в схватку с ненавистным ему обществом в критический этап истории, когда каждый чувствовал на себе эти изменения.

– Сама судьба Фомы была необычной.

  • Каким рос Фома, что повлияло на формирование его характера?
  • Атмосфера в доме Маякиных, Гордеевых... Что общего? В чем различие?
  • О чем мечтал? Чего хотел? Какие уроки дают ему люди старшего поколения?
  • Все ли он их усваивает и почему?

– Итак, рождается (прикрепляем на доску листок с запись НЕПОНИМАНИЕ)

– Чего не мог никак понять (принять) Фома?

Не мог жить в обществе, где царят:

лицемерие

ханжество

двуличие

расчетливость

ложь

самоунижение

непонимание,

т.е. приставка в этом слове должна исчезнуть. Почему?

Да, Фома понял этих людей, и родилось недовольство, хотя у других молодых

(приставку в слове убираем), родилось довольство.

Кто эти люди, и чем они довольны?

(рассказы о молодых)

– Они пошли по стопам отцов, ни в чем не сопротивляясь, ни в чем не переча, ни в чем не отступая от законов их жизни.

– Как, в чем проявилось недовольство Фомы?

Постоянные пьянки, кутежи, общение с разными людьми - все это проявление недовольства.

– Какие сцены считаете наиболее важными в раскрытии характера Фомы? (Избил зятя вице-губернатора, хотя тот и был подлец, - защищал честь кокотки Медынской; утопил свою баржу - хотел сам почувствовать силу реки руля, история с пикником на плоту - хотел утопить мелких подлых людишек.)

– Но именно в этот момент Фома чувствует в себе потребность быть настоящим (как учил отец). В каких сценах наиболее ярко проявляется его характер? (на плоту, спасение баржи. Плакал, слушая русскую народную песню) Почему?

Видел силу свою в единстве с силами народа. Читаем сцену спасения баржи.

– Какая музыка должна сопровождать эту сцену? (Чайковский "Времена года" март, апрель.) Как ручейки, легко позванивая, рождают бурный поток, сильный, могучий, так и в душе Фомы чувства радости, счастья копилось от причастности к общему труду и вот, наконец, вылилось в бурный порыв.

Дополнения учащихся.

– Я бы добавила, что надо включить и тревожные нотки: Фома непредсказуем, как и поток

– Надо бы в музыкальный оркестр ввести партию трубы – символ чистого, светлого, что нашел Фома - это смысл жизни, осуществление какого-то заветного желания.

Читаем сцену. Звучит "Гимн труду". Почему я взяла именно эту музыку в финале сцены?

Да, пообщавшись с работниками, он чувствует себя сказочным героем теткиных рассказов, но это лишь единственный случай, когда Фома смог применить свои силы.

– Что мешает ему жить по-настоящему счастливо?

НЕПОНИМАНИЕ — НЕДОВОЛЬСТВО - БУНТ

За что он борется?

Правда
Любовь
Смысл жизни
Вера
Собственное достоинство
Честность
Польза людям

Анализ сцены на корабле.

– Против кого, чего бунтует герой? Были ли эти комариные укусы Ежова, или что-то посерьёзнее?

– Докажите, что Фома серьёзно (смертельно) их ранил словами? (Готовы были даже на убийство)

– Победитель или побеждённый в этой сцене Фома?

– Почему его судьба - трагедия?

– Какие детские сцены вспоминает Фома, лежа связанным на корабле? Почему? (история с совой, которая слепа днем, и в конце концов разбивается, и история с Христовым крестником - НЕ СМОГ БЫТЬ ИМ!)

– Ваше отношение к Фоме?

– Были ли в романе еще герои, которых в чем-то можно назвать бунтарями? Почему жизнь этих людей трагедия?

ВЫВОД: Еще сильна власть денег, подлости, а на смену злому зверю капитализму ещё не пришел строй, где ценят человека и его лучшие качества.

Итак, какие же слова допишем в эпиграфе? (Правды, чести, смысла жизни, любви, счастья).

Создавая роман, Горький видел судьбу человека, богатого, властного, сильного, пожертвовавшего огромную сумму в фонд революции — судьбу Саввы Морозова, умнейшего человека своего времени, талантливого физика и химика, человека феноменальных способностей, но он закончил жизнь самоубийством. Его тоже все считали "белой вороной".

Почему же совершил самоубийство Савва Морозов? Какой вы видите дальнейшую судьбу Фомы?

Оценки за урок.

III. Письменный опрос "Слово о Фоме. Бунтарь ли он?" (2 час)