Урок обучения грамоте "Звуки [с] и [с']. Согласная буква С". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  1. Познакомить с новыми звуками [c], [с’] и новой буквой.
  2. Уметь находить её в словах.
  3. Учить читать слова с буквой с.
  4. Расширить кругозор детей.
  5. Познакомить с написанием строчной буквы с.
  6. Развитие речи, памяти, внимания детей.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Введение в урок

- Ребята, сегодня на урок к нам прилетела гостья. Отгадайте загадку и вы узнаете, как её называют.

Трещала с самого утра:
«Пора! Пор-р-ра!»
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит ….. (сорока) КАРТИНКА

- Правильно. Посмотрите, какие же вести принесла нам сорока «на хвосте».
- Давайте посмотрим.
- Загадки!

1. Целый день он спать не прочь,
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать ….. (сверчок) КАРТИНКА

2. То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый ….. (светлячок) КАРТИНКА

3. Тонкая девочка,
Стройная, как веточка,
Очки огромные надела,
Оттолкнулась и взлетела. (стрекоза) КАРТИНКА

- Произнесём хором все эти слова! (сверчок, светлячок, стрекоза)

- Ребята, а одним словом, как мы можем назвать (это насекомые) – Хорошо!

- Какой звук в этих словах вы слышите первый? (звук [c])

- Произнесём его ([c])

- Какой он: гласный или согласный?

- Докажите.

- Что мы ещё знаем про согласные звуки?

Ребята, так над чем мы с вами будем работать на уроке?

- Правильно, молодцы!

- Придумайте слова, в которых звук [c] мягкий. (сирень, синька, сюртук)

III. Ребята, наша гостья приглашает нас поработать с учебником.

- Открываем учебник на стр. 62.

- Давайте дорисуем схему «человечка»

- Так звук [c] – какой? (согл.)

- Что мы ему дорисуем, шляпку или звоночек? Почему?

- Какого цвета обуем ботиночки? Почему?

Вывод: Звук [c] согласный, глухой, может быть твёрдым или мягким.

- Хорошо потрудились. А теперь отдохнём.

Физминутка:

Спал цветок,
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Потянулся, повернулся,
Вдруг вспорхнул и полетел.

IV. Работа с прописью.

- Звуки [c], [с’] на письме обозначаются буквой ЭС.

- Посмотрите (показ учителем)

- Найдите у себя в кассе и покажите букву эс.

- Молодцы!

- На что похожа эта буква?

Полумесяц в небе тёмном
Буквой ЭС повис над домом
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

- Сравните письменную и печатную буквы.

- Чем они отличаются?

- Найдите в рисунках букву С. Обведите её по точкам.

- Молодцы!

- Из какого элемента состоит буква ЭС?

- Посмотрите, ребята, как пишется эта буква. С

Начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, вверх веду округлую линию, довожу до верхней линии рабочей строки, закругляем, ведём линию вниз до нижней линии рабочей строки, делаем закругление в правую сторону.

- Обведите две буквы. Попробуйте написать две буквы самостоятельно.

- Молодцы! Покажите друг другу, как вы старались!

- Отложите прописи.

Физминутка.

V. Ребята, сорока даёт нам новое задание.

- Посмотрите на «слоговое» дерево.

- Надо посчитать слоги на листиках (хором)

- Найдите слоги, в которых согласный звук мягкий.

- Почему?

- Почему в остальных слогах согласные звуки твёрдые?

(гласные а, о, у, ы дают согл. зв. твёрдость)

- Дополните слог ти до слова (тина, тишь)

ка (каша, калина, каблук)

VI. - Посмотрите, какой необычный листик.

- Это сорока принесла ребус. Поставьте по цифрам буквы.

- Какое слово получилось? (су - ус)

- Что такое ус?

- Откройте кассы, составьте это слово (ученик у доски)

- Молодцы?

- Найдите в учебнике в первом столбике эти слова.

- Прочитаем их хором!

- Что вы заметили в написании этих слов?

- У этих слов есть одинаковая часть . Это корень слова, обозначается дугой. Общая часть слов-родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными.

- На письме корень слова выделяется дугой. (показ учителя на доске)

VII. - Ребята, мы выполнили задание сороки.

- Найдите картинку сороки.

- Что написано под картинкой? (предложение)

- Как догадались? Сколько слов в предложении?

- Какое первое слово? Второе?

- Прочитаем всё предложение.

- Давайте сделаем зв. буквенный анализ слова сороки.

(один ученик у доски, все в учебнике)

- В первом слоге слышим глас. зв. [а], а пишется буква о. это словарное слово, написание которого надо запомнить.

- Ребята, кто нарисован на правой картинке? (девочки)

- Прочитайте, что про них написано? (сначала один, хором)

- Почему девочек назвали сороками? (быстро, много говорят на уроке, «трещат, как сороки»)

- Это слово имеет переносное значение.

- Молодцы! Хорошо потрудились!

– Сорока даёт вам последнее задание.

У неё рассыпались бусы. У вас на столе лежат бусинки. Прочитайте, кто может, что написала сорока!

С П А С И Б О

- Как вы думаете, кому она говорит спасибо?

- А в этом слове есть буква, с которой мы сегодня познакомились?

- Обведите её в кружок.

- Какой звук она обозначает в начале слова? В середине?

- Молодцы!

- И я вам говорю за урок: «Спасибо»!

- А вот и бусы, которые мы с вами собрали сороке (конфеты)