День погружения в тему "Россия – Родина моя"

Разделы: Музыка, Начальная школа


Чтение

Цель урока:

  • осознать связь русской поэзии с русским фольклором.

Задачи урока:

  • анализ языка, образов, композиции и идеи стихотворения;
  • выявление авторской позиции Никитина;
  • закрепление умений и навыков работы с поэтическим текстом.

Ход урока

- Сегодня мы продолжим перелистывать поэтическую тетрадь. Поэта, чьё стихотворение мы сегодня будем слушать, зовут Иван Саввич Никитин. И.С. Никитин жил в 19 веке. Он был современником уже знакомых вам поэтов: Плещеева, Бенедиктова, Фета, Тютчева, Некрасова и других. Однако начнём мы сегодня необычно – с песни.

Звучит 1 куплет песни “Здравствуй, гостья-зима” в исполнении учащихся.

Как мы называем такие песни (народные, плясовые). Удивительно, что не только вы, но многие взрослые считают эту песню народной. А на самом деле у слов этой песни есть автор – И.С. Никитин. Почему мы даже не сомневались, когда пели эту песню, что она народная? (Слова и музыка в духе народных песен). Для Ивана Саввича обращение к народным корням было не случайным. Через всё творчество этого истинного певца народной жизни проходит тема беззаветной и неподкупной любви к Родине, её природе, человеку труда.

И прежде, чем мы услышим ещё одно стихотворение И.С. Никитина, я хотела бы сказать несколько слов об авторе. <Приложение 1, слайд 1>

Иван Саввич родился и жил почти безвыездно в городе Воронеже. Там он собирал у себя дома любителей поэзии, музыки, театра. В 27 лет он издал первый сборник стихотворений. С этого момента и начинается его литературная известность. В этот сборник входило и стихотворение “Русь”, с которым мы сегодня познакомимся. Откройте учебник. Я прочитаю вам это стихотворение, но не одна, мне помогут Эдик, Катя и Настя.

Понравилось? Что интересного услышали в звучании стихотворения? (Песня, былина). Недаром мы так его читали: как песню пели вместе.

А теперь присмотримся к нему внимательней. Начнём с названия - “Русь”.

Почему именно так оно называется? (Предложить ряд других названий, сходных по смыслу: «Родина», «Родные края», «Россия»). Русь подходит больше, т.к. это древнее название, а стихотворение написано в духе народной поэзии.

Вспомним, что обязательно должно быть в стихотворении (запись на доске):

  • язык (отбор слов, эпитеты, сравнения…)
  • ритм
  • рифма
  • строфа

Всё ли есть в стихотворении Никитина? (Нет рифмы). Почему? Что заставило поэта отказаться от рифмы? Связь с фольклором: ритм сохранился, деление на строфы есть, а рифмы нет (как во многих старинных песнях, былинах. Обратите внимание на отбор слов и словосочетаний.

А теперь посмотрим как построено это большое стихотворение. Построение – это композиция. В композиции обычно можно выделить несколько частей. Попробуйте разделить текст на части (работа в парах).

По результатам работы составляем план-схему. (Дети на листочках, а учитель использует <Приложение 1, слайд 2>)

I. часть – пространство обозначается как в былинах, а потом и расширяется на юг и на север. Ключевые самые важные слова: простор, раздолье, даль.

Почему заканчивается многоточием? (Додумать самим).

II. часть

“Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная…”

А дальше – вопросы. Обычные? Почему Никитин не даёт ответов?

(Риторический вопрос подразумевает ответ, который знают все).

Какая же Русь в стихах Никитина? (Хлебосольная, гордая, сильная, красивая…).

III. часть

“На полях своих
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища…”

История Руси, т.е. откуда она пошла (Напомнить летописи “Откуда пошла русская земля”). Не сама собой Русь возникла, люди творили её историю. Татаро-монгольское нашествие, борьба с Литвой, Польшей (ляхи); совсем недавние события 19 века – война с Наполеоном (Найти в тексте).

IV часть

И теперь среди
Городов твоих
Муравьём кишит
Православный люд…”

Почему это самая важная часть? В ней вывод автора:

“И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью”

Что заключено в этой части? Кульминация! Все остальные части стихотворения должны были привести нас к тому же выводу: нельзя не любить такую Русь!

Понравилось вам так читать стихотворение, вдумчиво, стараясь раскрыть его тайны? Понятнее, ближе оно стало для вас? Особенное слово о России сказал И.С. Никитин? Чем его стихи вам запомнились? Сам русский человек, Иван Саввич глубоко чувствовал народное искусство. Не случайно многие его стихи стали народными песнями.

Вот о русских народных песнях мы и поговорим на уроке музыки.

Музыка

Обобщение: «Жанры русской народной песни.

Цель урока:

  • обобщить представление детей о разнообразии русской народной песни;
  • выявить связь русской народной песни с жизнью и бытом русского человека.

Задачи урока:

  • выделить особенности таких жанров русской народной песни как календарные, семейно-бытовые (колыбельные, хороводные и плясовые, лирические протяжные, частушки
  • исполнить песни различных жанров
  • подготовить (по содержанию) детей к написанию сочинения с элементами рассуждения на тему: “Песня – душа народа”.

Ход урока

Как затянет, как зальётся православный наш народ,
Ведь откуда что берётся, прямо к сердцу так и льнёт!
Запоёт про тёмну ночку иль про белые снега,
Про купеческую дочку, про шелковые луга;
Запоёт про сине море, иль про матушку-реку,
Про кручинушку и горе, про сердечную тоску;
Да как гаркнет: “Эй, калина, не шуми, дремучий бор!”
Чуешь Руси-исполина и раздолье и простор!…
Русь и в песне-то могуча, широка и глубока,
И свободна и гремуча, и привольна и звонка!
В. Межевич

Каждое произведение народного творчества – чудо. Никто не задумывал его с карандашом в руке, да и вообще в один присест не складывал. Долгие века звучит оно в минуты радости и тоски и тут же творится. Что-то, порой незаметно, а порой и сознательно меняется, подправляется, сокращается или дополняется. Поэтому мы и говорим, что фольклор создаётся всем народом. Письменная литература делала только первые шаги, а народная поэзия уже имела за плечами многовековой опыт.

Помните, как переводится с английского языка слово фольклор? Народная мудрость, народные знания, т.е. весь опыт народа, вся его жизнь. А вместе с этим и душа человека русского, его характер.

Родился малыш, и сейчас же звучали для него песни в доме: колыбельные. Какие они? (Нежные, ласковые, с певучей мелодией спокойного характера).

Исполняется колыбельная “Котя, котинька”.

Подрос немного малыш, и к колыбельным другие песни добавились: пестушки. А они зачем? (Помогают малышу расти, осваивать речь, ориентироваться в окружающем мире)

Исполняются на свирелях песенки: “Сорока”, “Ладушки”.

Даже маленькие дети принимали участие в народных праздниках: Масленице, встрече весны, колядовании... Какие мы с вами пели календарные песни? Чем они отличаются? (Тематически связаны с календарным событием, музыка основана на постоянно повторяющихся интонациях)

Исполняются: “Колядка”, “Веснянка”.

А уж хороводится, играть да плясать сам Бог велел! На гулянья девушки и наряды самые яркие надевали. <Приложение 1, слайд 3>

Чем же эти песни отличались? (Подвижные, весёлые, в танцевальных ритмах) <Приложение 1, слайд 4>

Выходи, народ, становись в хоровод! Исполняется песня “Просо” (Можно поиграть в классе, если позволяет место).

А теперь потешим себя весёлой плясовой В деревне было в Ольховке” (исполняется в сопровождении ложек и бубнов).

А где праздник: там и частушка под язык!

Как называли частушки в народе? Верно, коротушки. Этот жанр русской народной песни удивительно приспособился к современной жизни. Она звучит везде, выражая лукавство и озорство русского характера.

Исполняются “Школьные частушки”.

Вот парни подросли, да в рекруты попали. Кто это?

<Приложение 1, слайд 5> Да, так называли новобранцев. А им без песни тоскливо, да и солдату без неё нельзя. Чем солдатские строевые песни особенны? (Маршевые, чёткие)

<Приложение 1, слайды 6 и 7>

Исполняется песня “Солдатушки, бравы ребятушки”.

Не всегда, однако, веселье звенело в русских народных песнях, не всегда удаль слышалась. Бывало, что и грусть-печаль на сердце ложилась. Вот тогда очень хотелось в песне душу высказать. Что это за песни были? Да, лирические протяжные. А что обязательно в них есть? (Распевы, протяжная, широкая, свободно льющаяся мелодия).

Звучит песня “Вечерок вечерается” в исполнении ансамбля песни и пляски имени Пятницкого. <Приложение 1, слайды 8-10>

В русских народных песнях – мудрость русского народа, его жизненный опыт, его душа (чувства, мысли, надежды, чаяния…).

Послушайте, какие слова нашёл для русской песни Н.В. Гоголь: «Покажите мне народ, у которого было бы больше песен! Под песни рубятся из сосновых брёвен избы на всей Руси, под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города, под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек"

Русский язык

Развитие речи. Сочинение с элементами рассуждения не тему:
“Песня – душа народа”.

Цель урока:

  • обобщить впечатления уроков чтения и музыки в форме сочинения с элементами рассуждения с готовым началом.

Задачи урока:

  • научится оформлять свои размышления на заданную тему в сочинение с элементами рассуждения с готовым началом (эмоционально-образного характера);
  • закрепить умения правильно строить текст типа рассуждения.

Ход урока

Заметили вы, ребята, что два предыдущих урока – чтение и музыка - связаны между собой? А что их связало? (Русская народная песня, вообще фольклор.)

Мы завершим наш разговор небольшим сочинением на тему: “Песня – душа народа”.

Мы уже работали сегодня с листочками-копилками. Сейчас можно достать их и мы продолжим пополнять их содержимое.

Прочитайте внимательно название нашего сочинения. Какие слова в нём самые важные? (Песня, душа). Поговорим о первом слове.

Мы много пели и слушали сегодня песен. Давайте вспомним, какие они, песни русские.

(Дети с помощью учителя работают на листочках, а по окончании работы на экране появляется обобщающая схема <Приложение 1, слайд 11>)

Слово «песня» у нас получилось как солнышко, волшебный, магический круг.

А лучики – это определения, прилагательные к этому слову.

Я хочу предложить вам необычную игру со словом «душа». Я надеюсь, что она поможет вам написать сочинение, разбудит вашу фантазию.

Напечатайте это слово. Разделите на слоги и придумайте 4 слова, в которых были бы эти слоги.

ДУША

ДУ

душа

дух

дуб

дуло

ША

шар

шаль

шалить

шапка

А теперь подберите определения к этим словам, какие они?

Дума глубокая, +

Дух сильный, +

Дуб могучий, одинокий, +

Дуло страшное.

Шар круглый, блестящий,

Шаль пестрая яркая, +

Шалить – играть, озорничать, +

Шапка тёплая, мягкая. +

Теперь выберите те словосочетания, которые могли бы нам пригодиться в разговоре о песне как душе народа (отмечено «+»). Составьте предложения с этими словосочетаниями по теме нашего сочинения.

Послушаем, что у вас вышло: “В русских песнях много глубоких дум". “Песни бывают могучими как дуб”. “Частушки всегда звучат озорно, игриво”. “Песни народные пёстрые и яркие как шаль”.

А теперь, когда мы так много сказали о песне, как вы думаете, какого типа сочинение мы будем писать. Конечно, рассуждение! У нас есть тема. А что, значит, рассуждать на заданную тему? (Размышлять, высказывать свои суждения, искать доказательства…).

Кроме того, у вас ещё будет начало сочинения (Пишу на доске):

“Почему так говорят? Русского человека всю жизнь сопровождала песня. И каждая песня создавалась всем народом”.

А дальше вы напишите свои рассуждения. Подумайте, а я немного помогу вам.

В таких сочинениях не обойтись без слов-помощников: «потому что», «я думаю, что», «мне кажется» и т. п. (Пишу на доске)

Итак, открываем тетради и начинаем работать. Помните, что последним предложением должен быть вывод: “Вот поэтому песню называют душой народа”.

Удачи вам, друзья!

Примечание: на столах орфографические словари.

Урок рисования

Мой любимый сказочный герой

Цель урока:

  • развитие у детей образного представления

Задачи урока:

  • воспитание интереса к народному творчеству
  • обучение передачи в рисунке характерных черт сказочного героя
  • закрепление технических умений и навыков работы кистью

- Весь день ведём мы разговоры о народном творчестве, а о самом любимом жанре позабыли. Ну-ка, кто не любит сказки слушать? То-то! Вот и посвятим урок рисования нашим любимым сказочным героям.

На стенде оформлена выставка иллюстраций сказочных герое, выполненных разными художниками: Т. А. Мавриной, И. Я. Билибина, В. М. Конашевича, В. М. Васнецова,

Е. М. Рачева, В. В. Лебедева и др.

- Посмотрите, ребята, что общего в этих иллюстрациях? Как художники стараются передать характер сказочных героев? (Краткая беседа о средствах выразительности в изобразительном искусстве)

Затем детям предлагается нарисовать своего любимого героя русских народных сказок.

В помощь им можно предложить послушать, как описывают разных сказочных героев в русских народных сказках:

«Морда жилинная, нога глиняная. На печи лежит, нос в потолок врос». (Баба-Яга)

«Добрый молодец – кудри чёрные, очи соколиные, брови соболиные, ухватки богатырские». (Иван-Царевич)

«Душа-девица, да такая прекрасная, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!» (Василиса Прекрасная) и т. д.

Пока дети будут заниматься на уроке физкультуры, учитель может устроить выставку «Мой любимый сказочный герой» с последующим обсуждением.

Урок физической культуры

И делу время, и потехе час

Цель урока:

  • раскрыть богатство подвижных русских народных игр

Задачи урока:

Вместо традиционной разминки начать урок можно с простых народных игр:

  • “Золотой рожок”
  • “Болван”
  • “Тетёра”
  • “Петушки”
  • “Дударь” и др.

Учитель по своему усмотрению выбирает либо уже знакомые детям игры, либо обучает их одной – двум.

Основная часть урока посвящается разучиванию старинной русской игры «Лапта».

Если по каким-либо причинам этот вариант урока невозможен, то я предлагаю поиграть с детьми в более простые народные игры. <Приложение2>

Правила русской игры ЛАПТА

  • игровая площадка размером 40-55 м в длину и 25-40 м в ширину с травяным или искусственным покрытием
  • небольшой резиновый или теннисный мяч
  • лапта («бита») - круглая палка длиной 80-100 см и толщиной 3-4 см, весом не более 1,5кг

Игра характеpизyется большой подвижностью и pазнообpазием движений. Она построена на беге, ударах, метаниях, ловле, прыжках. Местом для игры может служить любая ровная площадка длиной 50-60 м и шириной 20-30 м. Площадка делится двумя поперечными параллельными чертами, отстоящими друг от дpyга на 40-50 м. Площадка между этими чертами называется полем. За одной чертой отводится место для города (или дома), а за другой - для кона. Участники игры делятся на две равные по количеству команды от 5 до 10 человек в каждой. По жребию одна из команд располагается за линией города и называется "бьющей командой", а другая - "водящая" - размещается в поле. Один из игроков бьющей команды, так называемый "метальщик", становится на линию города и бьет лаптой по мячу, подбpасываемомy одним из игроков водящей команды - "подавальщиком". С этого момента начинается игра. После удачного yдаpа, когда мяч далеко полетел в поле, метальщик, оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то и обратно в чеpтy города. В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который всячески yвеpтывается от мяча. Возвратившись благополучно в свой город, игрок пpиобpетает право опять бить по мячу. Если удар по мячу неудачный и мяч упал близко или метальщик промахнулся, тогда он отходит обратно за линию города и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Если в момент перебежки игрок окажется «запятнанным», то все игроки водящей команды бегут в город и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в город, бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, "запятнав" одного из противников, не успевших скрыться в городе. В этом случае водящие покидают город. Но они тоже могут отыграться, «запятнав» кого-нибудь из игроков бьющей команды, находящихся на поле.