Урок-КВН по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" (методические разработки)

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель: Проверить знания учащимися романа. Вспомнить интересные эпизоды.

Оборудование: Портрет Булгакова, выставка книг, иллюстраций к роману, варианты обложки романа.

Класс делится на две команды. Выбирается заранее ведущий. Команды готовят название, приветствие, выбирают капитана (заранее дается домашнее задание (подготовка сцены)).

I. Для разминки командам предлагаются вопросы из биографии М.А. Булгакова: (20 сек.)

1 команда:

1) Где родился автор и что закончил?

2) Когда Булгаков приехал в Москву?

3) В каком году на родине был издан роман “Белая гвардия”?

2 команда:

1) Имеет ли Булгаков отношение к армии Деникина?

2) Что стало постоянным местом его службы в Москве?

3) Сколько времени писался роман “Мастер и Маргарита”?

II. От команды выделяется 2 человека для проведения следующего конкурса

“Продолжить фразу…”

1 команда:

1) “Простите, не поверю, - ответил Воланд, - этого быть не может …”

2) “Впрочем, ведь все теории стоят одна на другой. Есть среди них и такая …”

3) “Ты прав. Горожане сильно изменились…”

4) “Истина прежде всего в том, что …”

2 команда:

1) “Он не заслужил света…”

2) “Маргарита ощутила вкус соленый на губах и …”

3) “Это ты меня называешь добрым человеком…”

4) “В числе прочего я говорил, что всякая…”

III. Конкурс знатоков. (По 2 человека от команды)

Общий вопрос:

Кто и кому послал телеграмму следующего содержания: "Меня только что зарезало
трамваем на Патриарших. Похороны в пятницу, три часа дня. Приезжай.
Вопросы:

A. Нечистая сила

  1. Кто сказал эти слова: "Ведь говорил я ему тогда за завтраком: "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали! Оно может, и умно, но больно непонятно. Над вами все потешаться будут" и о ком?
  2. Чьи слова: "Они, они! - козлиным голосом запел длинный клетчатый, ... вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами..."
  3. О ком речь? "Дай-ка я тебя поцелую, - нежно сказала девица, и у самых глаз его оказались сияющие глаза. Тогда ... лишился чувств".
  4. "Голову ему оторвать! - сказал кто-то сурово с галерки".
  5. "Седой как снег, без единого черного волоса старик, побежал к двери, отстегнул пуговку, открыл дверь и кинулся бежать..."

B. Москва

  1. В какой момент это было?

    "На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна, и в лунном свете ... показалось, что тот стоит, держа под мышкою не трость, а шпагу."

  2. Где и когда?

    "Еще несколько секунд, и вот какой-то темный переулок с покосившимися тротуарами...Опять освещенная магистраль - Улица Кропоткина, потом переулок, потом Остоженка и еще переулок, унылый, гадкий и скупо освещенный..."

  3. На чьем пути?

    "И на всем его трудном пути невыразимо почему-то мучил вездесущий оркестр, под аккомпанемент которого тяжелый бас пел о своей любви к Татьяне"

  4. О чем? И когда?

    "Свет надо потушить за собой в уборной, вот что я вам скажу, Пелагея Петровна, - говорила та женщина, перед которой была кастрюля с какой-то снедью, от которой валил пар, - а то мы на выселение на нас подадим"

  5. О ком речь?

    "Мороз, летящие трамваи. Я знач. что эта клиника уже открылась, и через весь город я пошел в нее. Безумие! За городом я, наверно, замерз бы, но меня спасла случайность..."

IV. Вопросы командам. Собери по 2 фразы из слов, вложенных в конверт.

1 команда:

его, руках, я, в, Москва, чертям, всем, разрешите, ко, из, мессир, его, и, выкинуть, жизнь, кончилась, тогда, и, жизнь, моя, в, вышел, держа.

Ответ: “Разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям из Москвы”.

“И я вышел в жизнь, держа его в руках, и тогда моя жизнь кончилась”.

2 команда:

мы-то, веры, старой, новый, да, погиб, живы, храм, рухнет, храм, погиб, создастся, истины, но, и, погиб.

Ответ: “Рухнет храм старой веры и создастся храм истины”.

“Да, погиб, погиб… Но мы-то ведь живы”.

V. “Узнай героя”

Ведущий зачитывает описания внешности героев, а команды записывают на листочках.

Вопросы задаются сразу обеим командам

  1. “ Явившийся к Пилату человек был средних лет, с очень приятным и опрятным лицом, с мясистым носом. Волосы его были какого-то неопределенного цвета. Сейчас, высыхая, они светлели. Национальность пришельца трудно было установить.
  2. Это был человек лет 27. Одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба...
  3. “ Это был молодой гражданин, дико заросший щетиной, дня три не мывшийся, с воспаленными и испуганными глазами, без багажа и одетый несколько причудливо.
  4. “ Низенький, совершенно квадратный человек, бритый до синевы, в роговых очках, в новенькой шляпе, не измятой и без подтеков на ленте, в сиреневом пальто
    и лайковых перчатках...”
  5. “... теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом... он летел беззвучно,
    подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.

Ответы:

1. Афраний (начальник тайной полиции).

2. Иешуа.

3. Лиходеев.

4. Иностранец в магазине.

5. Бегемот.

VI. “Меню героев”

Из названий блюд составить меню. (Командам выдают одинаковые конверты с названием блюд).

1. Обеденный стол Н. Босого.

2. Завтрак С. Лиходеева.

3. Ужин в ресторане для Бегемота и Коровьева.

Названия блюд: белые маринованные грибы, балычок, филейчики из рябчиков, водка, паюсная икра, белый хлеб, селедка, борщ.

Ответ:

Босой: Селедка, борщ.

Степа Лиходеев: белый хлеб, паюсная икра, белые маринованные грибы, водка.

Бегемот и Коровьев в ресторане: филечики из рябчиков, балычок.

VII. Блицтурнир (поочередно отвечают).

1. Какая музыка сопровождала Ивана Бездомного по дороге к дому Грибоедова? (Из оперы “Евгений Онегин”)

2. Сколько комнат было в квартире, где жил Степа Лиходеев? (5 комнат)

3. Как звали фельдшерицу из клиники Стравинского, у которой Мастер утащил ключи? (Прасковья Федоровна)

4. Какие цветы любил Мастер? (Розы)

5. Кличка собаки Понтия Пилата? (Банга)

6. Откуда приехал дядя Берлиоза? (Киев)

7. Как назвал себя гость Ивана? (Мастер)

8. Имя Крысобоя? (Марк)

9. Имя женщины, пролившей масло недалеко от трамвайных путей? (Аннушка)

10. Откуда родом дальняя родственница Семплеярова? (Саратовская племянница)

11. Сколько Маргарит обнаружила свита Воланда в Москве? (121)

12. Как проник Мастер в палату Ивана? (Через дверь)

VIII. Конкурс капитанов. (Поочередно задаем вопросы).

1. Кому принадлежат реплики:

а) “Я не намерен лететь на незаконное сборище”.

б) “…ибо всякая власть является насилием”.

в) “Что вы, Наталья Прокофьевна, нас услышит кто-нибудь”.

г) “Слушай беззвучие, … слушай и наслаждайся тем, что тебе не давали в жизни – тишиной”.

2. В каком виде появляются герои?

а) В какой одежде был Иешуа, когда его привели во дворец Пилата?

б) В каком виде был Иван Бездомный, когда вошел в ресторан Дома Грибоедова?

в) Во что была одета Маргарита, когда впервые встретилась с Мастером?

г) В чем был дет Мастер, когда Воланд его вернул Маргарите?

IX. Вопросы командам (один и тот же).

Даны фамилии: Мастер, Босой, Иван Бездомный.

Номера палат: 117, 118, 119.

(Распределить пациентов по палатам).

X. Вопросы командам.

1 команда

1. Что впервые увидел Мастер в руках Маргариты?

2. Когда Иешуа смело говорит с Пилатом?

3. Как проводили день влюбленные?

4. Какой сон снился Пилату?

2 команда

1. Закончите фразу: “Любовь выскочила перед нами …”

2. Кому дал указание Пилат следить за казнью Иешуа?

3. В какой момент сказала Маргарита: “… Вот так приходится платить за ложь, - говорила она, - и я больше не хочу лгать”.

4. Кто пытался спасти Иешуа перед казнью?

XI. Кому принадлежат строки или фразы из статей, появившихся после публикации романа Булгакова. (Даны конверты с карточками, на одних фамилии авторов, на других строки или названия статей.)

1. Лапшенникова, Крик Ариман, Критик Латунский.

2. “Воинствующий старообрядец”, “Враг под крылом редактора”, “Редакция обеспечена материалами на два года вперед и поэтому вопрос о напечатании отпадает”.

XII. Заключительное задание.

1. Каждая команда получила домашнее задание изобразить сцену из романа (на свой выбор), а команда соперников должна угадать, о каком эпизоде идет речь.

Итог:

1) Слово жюри для подведения итогов.

2) Заключительное слово учителя.