Программа по внедрению физкультурно-спортивно-оздоровительных технологий "Здоровый ребенок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Развитие двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий для сохранения и улучшения здоровья детей на основе их творческой активности.

Задачи:

2002-2003 учебный год:

  • Продолжить работу ДОУ по внедрению активных методов оздоравливания в регламентированные и нерегламентированные виды деятельности. Создание развивающей предметно-пространственной среды по оздоравливанию.

2003-2004 учебный год:

  • Совершенствовать методы и приемы работы с детьми по повышению двигательной активности в течение дня за счет использования спортивных упражнений и элементов спортивных игр. Создание развивающей предметно-пространственной среды для спортивных упражнений и элементов спортивных игр.

2004-2005 учебный год:

  • Продолжить работу по воспитанию творческих способностей у детей в процессе ознакомления с подвижными играми. Создание развивающей предметно-пространственной средыдля подвижных игр.

Принципы:

I. Принцип модульного построения

СТРУКТУРНЫЕ БЛОКИ-МОДУЛИ ПРОГРАММЫ

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ-БЛОК:

1.1. Подбор методик медико-психолого-педагогической диагностики.
1.2. Скрининговое обследование детей.

2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МОДУЛЬ-БЛОК:

2.1. Теоретический анализ литературы.
2.2. Анкетирование педагогов ДОУ.
2.3. Организация специальной подготовки педагогических кадров.
2.4. Разработка структуры оздоровительной программы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ-БЛОК:

3.1. Обеспечение светового, теплового режимов.
3.2. Создание развивающе-оздоровительной двигательной среды.
3.3. Художественно-эстетическое оформление ДОУ.

4. СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МОДУЛЬ-БЛОК:

4.1. Профилактическая и спортивно-оздоровительная работа с детьми:

4.1.1. Оптимальный индивидуально-дифференцированный двигательный режим.
4.1.2. Рациональное питание.
4.1.3. Оздоровительно-закаливающие процедуры.
4.1.4. Культурно-гигиенические навыки.
4.1.5. Положительные эмоции.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ МОДУЛЬ-БЛОК:

5.1. Школа здоровья для родителей.
5.2. Лекторий по вопросам здоровья.
5.3. Выпуск газеты «берегите здоровье».

6. ИТОГОВО-ОЦЕНОЧНЫЙ МОДУЛЬ-БЛОК:

6.1. Отслеживание результатов физического развития и состояния здоровья детей.
6.2. Анализ и коррекция основных положений и выводов по результатам скринингово обследования.

II. Принцип оздоровительной направленности.

Оздоровление это не комплекс лечебно профилактических мер, а форма расширения, развития психофизологических возможностей детей, что осуществляется в их двигательной активности. Согласно экспериментальной программе создан наиболее благоприятный режим двигательной активности, для этого использовались следующие факторы:

  • рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности;
  • внесение дополнительных занятий по физкультуре;
  • оздоровительный бег на воздухе;
  • гимнастика после сна с контрастными воздушными ваннами;
  • упражнения с использованием тренажеров и велотренажеров;
  • ритмическая гимнастика;
  • психогимнастика;
  • упражнения для формирования правильной осанки, свода стопы;
  • дыхательная гимнастика;
  • релаксационные упражнения;
  • логоритмическая гимнастика;
  • двигательная разминка между занятиями;
  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • дифференцированные двигательные задания, направленные на регулирование двигательной активности детей;
  • формирование творческого двигательного воображения на занятиях по физкультуре, в режимных моментах, на кружковых занятиях и спортивных секциях.

III. Принцип культурообразности.

IV. Принцип Системности

Методологическая основа

В процессе работы по экспериментальной программе медицинские работники осуществляют мониторинг состояния здоровья, физического развития ребенка дважды в год. Первое обследование включает антропометрию, измерение жизненной емкости легких (спирометрию), определение силы рук (динамометрия), делается сводная таблица физического развития (валеолог).

Также проводится диагностика физической подготовленности (тесты на выносливость, скоростные качества, ловкость, и т.д.), что позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, неравномерности в развитии двигательных функций детей, определить причины отставания в усвоении программы по физкультуре и методы и приемы коррекции в отставании.

В процессе двигательной активности учим дошкольников использовать творчески в самостоятельной деятельности подвижные игры и упражнения, разученные во время организованных занятий.

Оздоровительная работа построена на:

Различных видах закаливания:

контрастные ванночки для рук и ног, в летний период - закаливающие воздушные ванны для тела, закаливание носоглотки, полоскание рта и горла, дыхательные и звуковые упражнения (развитие артикуляции), профилактические упражнения для верхних дыхательных путей.

Массаж: Гимнастика маленьких волшебников (элементы психогимнастики в сочетании с точечным массажем), игровые упражнения, «сухое плавание».

Ходьба: босиком, топтание в воде, по координационным дорожкам.

Различные виды гимнастики: дыхательная гимнастика в течение дня, гимнастика для глаз, утренняя гимнастика, гимнастика Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, мимические разминки, гимнастика с самомассажем, гимнастика танцевально-игровая, артикуляционная гимнастика, корригирующая.

Сбалансированное питание, питьевой режим: использование питной воды, напитка «Золотой шар», употребление свежих фруктов, фитонцидов.

Лечебно-профилактические процедуры: Медотерапия, ЛФК, УФО, ионизация воздуха люстрой Чижевского, сезонное лечение для детей группы риска, осмотр детей узкими специалистами и выполнение их назначений, работа с часто болеющими и ослабленными детьми.

Оздоровительные методы нетрадиционной медицины и нетрадиционной физической культуры.

Оздоровительные мероприятия с применением нетрадиционных методов проводятся медицинскими работниками, специалистом по физической культуре, а также воспитателями и педагогами, прошедшими соответствующую подготовку на курсах повышения квалификации и имеющими подтверждающие сертификаты.

К методам нетрадиционной медицины и нетрадиционной физической культуры относятся:

Рефлексотерапия

Пальцевой точечный массаж (Уманская А. А., 1987 г.) Приемы точечного самомассажа осваивают взрослые, а затем показывают детям. Дети с 2—3-летнего возраста (под игровые потешки и стихи) могут выполнять самомассаж кистей рук, ушей, носа. Эффективен в оздоровлении детей массаж подошвенной части стопы.

Музыкотерапия

Этот метод предполагает музыкальное воздействие на слуховую и зрительную системы. Звучание музыки вызывает положительные эмоции и чувства у детей, влияет на развитие интеллекта, сенсорной памяти, мышления. Музыка используется в сочетании с психотерапевтическими методами реабилитации, с комплексами релаксационной терапии. Осуществлен специальный подбор музыкальных произведений, звуков природы в сочетании с упражнениями по релаксации

Арттерапия

Изобразительная деятельность осуществляет эмоциональное, волевое, эстетическое, умственное, графомоторное развитие детей. В процессе изобразительной деятельности совершенствуются все психические функции: воображение, память, речь, мыслительные операции, укрепляется мелкая моторика кисти рук. Детский продукт творчества (рисунок, лепка, аппликация), с одной стороны, позволяет выявить характерные эмоциональные, личностные особенности ребенка, с другой — увидеть возможности их развития.

Фитотерапия

Применение витаминных сборов лекарственных растении общеукрепляющего и адаптогенного действия. Назначение витаминных чаев, коктейлей и настоев, лекарственных трав производится по схеме: первый курс (сентябрь) — при поступлении детей в дошкольное учреждение и формировании новых групп; второй курс (декабрь) — в период пика ОРВИ как профилактическое средство.

Пескотерапия – Юнгианская терапия (игры с песком и водой)

Используется для снятия физического и психоэмоционального напряжения. Песочная терапия является средством символической коммуникации, позволяет выплескивать негативные переживания, осуществлять снятие от стрессового состояния.

Проводится психологом для коррекции поведения гиперактивных детей.

Лечебные ванны с травами

Рекомендуются педиатром для проведения в домашних условиях. Полезны детям с легко возбудимой нервной системой при переутомлении, трудном засыпании, ночных страхах, в период адаптации. Для лечебных и релаксирующих ванн предлагаем использовать отвары корня валерианы, шалфея, пустырника, мяты и других лекарственных трав.

Ароматерапия

Лечение ароматами эфирных масел проводится по рекомендациям педиатра (Лавренова Г., 2000 г.). Детям, склонным к аллергическим заболеваниям, необходима предварительная проба на любое из используемых масел. Эфирные масла обладают специфическим бактерицидным, антисептическим, противовоспалительным действием и воздействуют на организм: уменьшают влияние стресса, предупреждают развитие невроза, облегчают адаптацию к новой среде, активизирует мыслительные процессы. Используем масла туи, ромашки, хвои.

Тренинг ощущений

Методика разработана в Биологическом центре Ганновера. Используется «Тропа ощущений» для босохождения с закрытыми (завязанными) глазами. Оборудуется тропа (дорожка) на участке или в помещении. Она состоит из участков, выложенных природным материалом: травой, песком, мелким гравием, лесными шишками, гладким кирпичом, галькой и т. д. Дети, проходя по тропе, массажируют стопы ног и отгадывают материал с помощью органов ощущений. Упражнение способствует развитию тактильной чувствительности, своеобразному массажу стопы, экологическому ориентированию.

Организация физической культуры.

Наряду с традиционными занятиями по физкультуре проводятся следущие нетрадиционные:

1. Занятия по формированию двигательной моторики с элементами акробатики, ритмической гимнастики, йоги, аэробики, развивающие двигательное воображение через самостоятельное создание детьми вариантов известных движений.

2. Игровые занятия, построенные на основе подвижных и оздоровительных игр, игр-эстафет, игр – аттракционов, куда включаются упражнения творческого характера; бег, как универсальное циклическое движение, пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой.

3. Для активизации двигательной деятельности проводятся эколого-оздоровительные прогулки-походы под руководством инструктора по физкультуре.

4. Сюжетно – игровые занятия, занятия на спортивных комплексах и тренажерах.

5. Занятия, построенные на танцевальном материале. В их содержание включается музыкально-ритмическая разминка, танцы по степени увеличения нагрузки, хороводы.

6. Занятия по логоритмике.

7. Занятия-тренировки.

8. Занятия с элементами психогимнастики.

9. Нетрадиционные занятия с элементами ушу, каратэ, йоги, хатха-йоги

Используются элементы восточных оздоровительных систем в образовательном процессе: динамические игры, релаксации, китайской энергетическая и дыхательная гимнастика. К средствам повышения настроения относятся разные виды физической деятельности. Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям старшего дошкольного возраста. Эти упражнения не требуют специальных снарядов и приспособлений. Йоговские упражнения - профилактика простудных заболеваний сколиоза, астмы, нарушений в работе внутренних органов. Они не только способствуют физическому укреплению организма, но и оздоравливают психику человека. Дети становятся спокойнее, добрее, сосредоточеннее, у них появляется уверенность в своих силах.

Мероприятия

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Материальное обеспечение

Источники финансирования

Приобрести:

1. Тонометры (полуавтоматы).

2. Динамометр.

3. Аппарат для измерения объема легких (спирометр).

4. Секундомер (автомат).

Организовать:

1. Закупку витаминизированной воды «Золотой шар».

2. Закупку недостающего оборудования для спортивной площадки и для игровых площадок на участках.

Закупить:

1. Аудио, видеокассеты диски для комплексов по релаксации.

2. Атрибуты для подвесной среды.

3. Оборудование для спортивных и подвижных игр.

4. Оборудование для релаксационной комнаты: детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, сухой душ, сенсорная тропа для ног, панно «живая вода».

5. Современное оборудование для физкультурного зала.

Оборудовать:

Тренажерный зал велотренажерами, беговыми дорожками, станками для силовых упражнений, перекладинами, турниками.

бюджет

 

 

 

 

спонсорская помощь

 

бюджет

 

 

 

 

спонсорская помощь

Вышеуказанное выявлено в результате анализа научного, програмно-методического обеспечения образовательного процесса; и анализа организации условий развивающего предметного пространства. Разработана система мер по укреплению и совершенствованию материально-технической и методической базы.

Промежуточные результаты

Медицинскими работниками и педагогом - организатором валеологической службы (врач-кардиолог высшей категории) проводится обследование детей старших и подготовительных групп. Измеряется сила кисти руки, жизненная емкость легких, артериальное давление, пульс. Для этого использовали закупленное оборудование: детские тонометры, спирометр и ручные динамометры. Результаты обследования объединены в сводную таблицу. Делаются выводы и определяются задачи на будущее.

Физическое развитие детей (сводная таблица статических данных)

Группы

 

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

Всего

Число детей

 

28

27

29

24

17

125

Возраст (лет)

5

4

3

0

2

0

9

6

23

23

21

8

4

79

7

0

0

7

14

13

34

Рост

низкий

0

0

0

1

0

1

н/средн.

3

5

0

0

1

9

средний

12

14

14

16

11

67

в/средн.

5

1

8

4

4

22

высокий

1

2

2

2

0

7

Телосложение

тонкокостное

0

2

7

3

2

14

норма

20

20

15

18

13

86

ширококостное

1

0

2

1

1

5

Сила кисти

ниже нормы

12

9

6

11

13

51

норма

12

9

18

13

3

55

выше нормы

0

0

0

0

1

1

Жизненная емкость легких

ниже нормы

3

6

4

0

3

16

норма

15

12

19

19

12

77

выше нормы

0

2

0

5

1

8

Артериальное давление

сниженное

1

1

1

0

2

5

нижняя граница

3

2

1

1

1

8

норма

13

15

20

16

10

74

верхняя граница

4

1

2

4

3

14

повышенное

3

2

3

3

0

11

Пульс (частота сердечных сокращений)

частый

3

3

2

0

2

10

учащение

5

5

7

3

3

23

норма

14

11

11

21

9

66

урежение

2

3

7

0

1

13

редкий

0

0

0

0

1

1

Физическое развитие

гармоничное

5

3

6

8

2

24

в пределах нормы

2

4

5

1

2

14

с незн. отклонен.

8

8

6

11

11

44

с умерен. отклон.

6

4

7

4

1

22

Выводы:

1. Физическое развитие соответствует норме только у одной трети детей.
2. Преобладают незначительные отклонения в физическом развитии (40%)
3. Около половины детей имеют слабую силу кисти.

Задачи:

1. В сентябре 2005 года собрать и оценить динамические данные физического развития детей (скорость, прыгучесть, ловкость, выносливость).
2. Составить и реализовать план коррекции физического развития на лето 2005 года.

План коррекции физического развития детей, имеющих отклонения.

По данным ЭКГ сделаны выводы, вывялены дети с моторной и эмоциональной нестабильностью. Определялось наличие стрессогенности. Даны рекомендации и советы родителям и педагогам по коррекции.

В результате проведения вышеуказанных мероприятий наблюдается положительная динамика: сокращается количество детей со 2 и 3 группой здоровья, увеличивается число детей с 1 группой здоровья.

Количество детей 6 – 7 лет по данным 2005 года со средним и высоким уровнем физической подготовленности значительно увеличилось, отмечено увеличение показателей скоростных качеств. Анализ каждого показателя говорит о том, что физическая подготовленность каждого ребенка улучшается. Умения и навыки, приобретенные детьми в организованных видах деятельности были ими перенесены в самостоятельную деятельность. У детей с низкой подвижностью наблюдалось использование физических упражнений в беге и прыжках, улучшилось качество их выполнения.

Ожидаемые результаты

К 2006 – 2007 году прогнозируем:

  • увеличение показателей жизненной емкости легких детей в старших и подготовительных группах на 20 и 30% соответственно;
  • рост числа детей со средними возрастно-половыми показателями мышечной силы кистей рук на 40% старших и 55% в подготовительных группах;
  • сокращение числа детей с физическим развитием ниже средневозрастного уровня с 50 до 22%.
  • увеличение количества детей с 1 группой здоровья с 41% до 55%.

Литература:

1. Глазырина Л.Д. Программа «Физическая культура дошкольникам»
2. Громова С.П. «Здоровый дошкольник». Калининград;
3. Запорожец А.В. «Развитие произвольных движений». М. Педагогика 1986;
4. Змановский Ю.Ф. «Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка». Москва;
5. Змановский Ю.Ф. «Нетрадиционные методы оздоровления детей». Москва;
6. Кудрявцев Б.Т. Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления». Москва;
7. Кудрявцев Б.Т. Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление»
8. Рунова М.А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». М. Мозаика-синтез;
9. «Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского». М. Аркти;
10. Страковская В.Л. «Триста подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет»;
11. Юрко Г.П. «Возрастные особенности ответных реакций у детей дошкольного возраста на физическую нагрузку». Москва