Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Антарктида. Географическое положение материка. История его открытия. Современные исследования

Разделы: Преподавание географии


Тема урока: Антарктида. Географическое положение материка. История его открытия. Современные исследования.

Цель урока: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об Антарктиде;  вспомнить уже известное и разобрать с учащимися новые термины и понятия, познакомить с историей открытия и исследования Антарктиды – самого материка и окружающих его вод; рассказать ученикам о наиболее значительных экспедициях и исследованиях Антарктиды; показать вклад русских учёных в открытие и исследование Антарктиды.

Оборудование: карта мира, карта Антарктиды, контурные карты, таблицы, книги, видеофильм.

ХОД УРОКА

I. Мобилизирующая часть урока

II. Изложение нового материала

– Мы начинаем изучать новый материк, но вы должны по описанию исследований определить, что это за материк. Исследователи называют его ледяным, безмолвным, пустынным, загадочным, белым. Зимой он погружён во мрак полярной ночи, а летом солнце не опускается за горизонт, освещая ледяную пустыню в полуночные часы. Восходом и заходом солнца можно любоваться только один раз в год. Этот материк самый высокий и холодный. Здесь наблюдаются самые сильные ветры на земле. На материке отсутствует постоянное население. На данном материке содержится 80% пресной воды.
Что это за материк?

Учащиеся определяют, что это Антарктида, записывается тема в тетради учащихся и на доске.
Учитель знакомит учащихся с планом урока, который записан на доске.

План урока:

1. Географическое положение материка.

2. Открытие и исследование Антарктиды:

А) путешествие Джеймса Кука;
Б) открытие Антарктиды русскими мореплавателями;
В) открытие южного полюса Руаль Амудсеном и Робертом Скоттем.

3. Современное исследование Антарктиды.

1. Географическое положение

Используя страницу учебника 313 ответить на вопрос: каковы особенности географического положения Антарктиды?
Согласно плану, учащиеся, используя атласы и учебники, определяют особенности географического положения.

Особенности:

А) материк почти весь расположен в пределах южного полярного круга;
Б) находится в антарктическом климатическом поясе;
В) от других материков отделён огромным океаническим пространством;
Г) покрыт мощным слоем льда, средняя мощность 2300 м, а остальных материков – 900 м, на 99% материк покрыт мощным льдом;
Д) самый высокий материк за счёт толщины льда.

Работа с учебником.

На странице 7 определите, чему равна площадь материка и какое место он занимает среди других материков?
S = 14 млн. км2, занимает 5 место.

Есть понятие Антарктика (греч.) – анти «против», т.е. лежащая против северной полярной области.
А есть ещё понятие: Антарктика – южная полярная область, включающая материк Антарктиду с прилегающими к ней островами и акваторией океанов. Распространяется примерно до 50о– 60о Ю.Ш.

На столах лежат контурные карты с заданиями. Выполните данные задания.

Лёд на материке движется, обламывается и образует айсберги (подсчитано, что у Берегов Антарктиды одновременно плавает более 100 айсбергов).
Вопрос: А что такое айсберг?

Сейчас мы с вами посмотрим фрагменты видеофильма. При просмотре дайте понятие, что такое айсберг?
Делаем выводы о географическом положении Антарктиды.

Учащиеся делают вывод.

Переходим ко второму вопросу.

2. Открытие и исследование Антарктиды (используем справочные материалы).

А) Джеймс Кук – английский капитан, 29.01.1774 г. достиг широты 71о10'. Это место в последствии было названо морем Амудсена. Он не смог пробиться сквозь льды к материку и пришёл к мрачному выводу, что земля, находящаяся на юге никогда не будет исследована. Этим высказыванием он отодвинул изучение Антарктиды почти на 50 лет.

Сообщение ученика. Учащийся представляет Джеймса Кука, а внешний вид и одежда соответствует времени 1774 г.

Б) Открытие Антарктиды русскими (Используя справочный материал). Это была кругосветная антарктическая экспедиция.

Беллинсгаузен – представляет ученик.
Михаил Петрович Лазарев – представляет другой ученик.

Антарктида была открыта 16 января 1820 г.

Разыгрывается театрализованное представление (одежда учащихся соответствует времени XIX века).

В) Путешествие к полюсам.

Руаль Амудсен – доклад представляет ученик.
Роберт Скотт – доклад представляет учащийся.
Погиб в 19 км от склада пищи и топлива во время сильной бури. Только через 10 месяцев была обнаружена последняя стоянка. Обледенелый труп Р. Скота найден в занесенной снегом палатке. Под головой у него лежала записная книжка. До последней минуты он не прекращал работу, записывая свои последние впечатления. До последней минуты он обращался со словами к своей жене и сыну. Его последние слова – «Идти и не сдаваться, искать и побеждать».

Вопрос: Что он хотел этим сказать?

Учащиеся высказывают своё мнение. При работе используют данную таблицу.

Дата

Исследователь

Событие

1773–1775

Дж. Кук (Англия)

Первое пересечение Южного полярного круга

1819–1821

Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев (Россия)

Открытие материка русской кругосветной экспедиции

1838–1842

Ч. Уилкс (США)

Открытие Земли Уилкса

1839–1840

Ж. Дюмон – Дюрвиль (Франция)

Открытие Земли Адели

1841–1842

Д. Росс (Англия)

Открытие моря и ледяного барьера Росса, Земли Виктории

1895

К. Борхгревинк и
Л. Кристенсен (Норвегия)

Первая высадка на берег Антарктиды

1898–1899

К. Борхгревинк (Норвегия)

Первая зимовка на материке

1902–1903

Р. Скотт (Англия)

Открытие шельфового ледника Росса

1908

Э. Шеклтон (Англия)</