Доклад "Формирование педагогического мастерства в условиях предпрофильной и профильной школы"

Разделы: Администрирование школы


По данным опроса родителей и учащихся около 70 % девятиклассников видят необходимость продолжения обучения в подготовке к поступлению в ВУЗы в стенах своей школы (предпочтение отдаётся техническим вузам – Авиационному и Химико-технологическому) . Учащиеся хотят знать основу главных предметов, а углубленно изучать только те, которые им необходимы в будущем. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

И именно профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной программы, социализации учащихся, обеспечивание преемственности между общим и профессиональным образованием.

К 15-16 годам, по итогам анкетирования, у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных Центром социологических исследований Минобразования России, “профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8 классе и достигает своего пика в 9 классе, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9 классе”. При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9 класса уже определились в выборе сферы профессиональной деятельности.

Ученики нашей школы хотят, чтобы им было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, чтобы они имели учебный успех, получили качественное образование.

Анализ итогов социальной диагностики микрорайона школы показал, что здесь довольно высокий процент неблагополучных, многодетных, неполных, малообеспеченных семей, не занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребенка. Но вместе с тем до 70% семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям. Но представление выпускников о взрослой жизни в любых условиях следующее:

Получение достойного образования всегда стоит на первом месте. Поэтому модель нашего общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

Прежде, чем приступить к организации предпрофильной подготовки и отбору содержания профильных и элективных курсов, мы изучили опыт ряда школ города Казани и РТ. В первую очередь мы учли специфику микрорайона (большая часть родителей работает на промышленных предприятиях “Оргсинтез”, “Татхимфармпрпараты” КВЗ) и социальный заказ (эти предприятия нуждаются в высококвалифицированных , образованных рабочих.) Наша задача - заложить базу знаний и привить интерес к профессии через интерес к предмету.

Профильное обучение в нашей школе проходит по следующим этапам:

Подготовительный этап – обновление содержания образования и его обеспечение. На этом этапе составляются учебные планы, программы , методические пособия. Проводится выбор профиля по результатам анкетирования учащихся, бесед с родителями. Введение ЕГЭ. Учащимся нашей школы представлена возможность участия в пробном экзамене .

Первый этап – переход на предпрофильное обучение в 9 классе.

В школе уже третий год работают элективные курсы .

-“Технический перевод” (курс по английскому языку)
-“Комплексные числа”, “Элементы комбинаторики и теории вероятностей” (курсы по алгебре)
-“Анатомия и физиология нервной системы” (курс по биологии)
-“Уголовное право” (курс по обществознанию)
-“Астрономия и законы физики” (курс по астрономии)
-“За страницами учебника химии” (курс по химии)
- “Знакомство с компьютером” (курс по информатике)
-“Официально-деловая письменная речь” (курс по русскому языку) и другие.

Внедрение элективных курсов способствует не только обновлению содержания школьного образования, но и специализированной подготовке учащихся в старшей школе, отработке гибкой системы профилей с учетом реальных потребностей рынка труда.

Второй этап – процедура приема выпускников предпрофильных классов в профильные классы, создание профильных групп, через собеседование, тестирование, заявления родителей.

Профилизация школ является одним из наиболее позитивно оцениваемых мероприятий модернизации школы. Профильное образование - это механизм, позволяющий учесть способности и интересы учеников. Вместе с тем это возможность плавного преодоления порога “школа – вуз”. Выбор профиля самими школьниками часто происходит по вполне случайным причинам, а иногда под давлением родителей. Но именно родители являются главным авторитетом в жизни любого ребёнка, именно они стимулируют подростка к раннему самоопределению относительно выбора жизненного пути.

Еще в середине 1990-х годов по опросам ВЦИОМ две трети населения РФ предвидели, что через 15 лет в России нужно будет более высокое образование, чтобы получить хорошую работу. И это очевидно на современном этапе. Причём взгляды на данную проблему юношей и девушек существенно отличаются.

В ходе проведения массового опроса среди населения РФ ВЦИОМ задавал вопрос: “каким образом повлияет на перспективы поступления в вузы абитуриентов наличие специализированных классов с углубленным изучением некоторых предметов в 10-11 классах школы – для тех, кто закончил эти классы?”

Две трети (62%) опрошенных среди всего населения РФ 18 лет и старше ответили, что “им будет легче поступить”. Ответ “ничего не изменится” выбрали 19%, ответ “им будет сложнее поступить” выбрали 2%. Это убедительно свидетельствует о том, что общественность в целом приняла профилизацию.

Между тем, проведенное качественное исследование вскрыло ряд проблем, связанных с профилизацией. Выбор профиля для школы, чаще всего, зависит от наличия кадров.

Современная профильная школа невозможна без педагогов, размышляющих над собственным трудом, продвигающих его и делающих это занятие, в свою очередь, важнейшим фактором образования своих подопечных. Сейчас требуется, профессионально компетентный педагог, владеющий большим творческим потенциалом, обладающий высокими духовно-нравственными качествами и новым педагогическим мышлением, новым видением школы, ученика, окружающего мира.

Вопросы педагогического профессионализма всегда волновали и волнуют не только педагогов, но и детей и их родителей. Педагогический профессионализм определяется через понятие “педагогическое мастерство”, которое несёт большую смысловую нагрузку. Педагогическое мастерство может рассматриваться и как идеал педагогической работы, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогической деятельности.

Прежде всего необходимо определить критерии педагогического мастерства. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в 100% успеваемости учащихся и устойчивом их интересу к предмету. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

На сегодняшний день пути повышения мастерства учителя в школе профильного обучения разнообразны: работа в методическом объединении школы, консультации в методкабинетах и участие в разнообразных семинарах, курсах, лекциях, творческих группах, которые в последние годы интенсивно реконструируются, ищут новые формы и методы работы. У всех форм повышения педагогического мастерства учителей есть цель – помочь учителю в решении актуальных задач, предоставить возможность выбора, многообразных, гибких, мобильных и динамичных путей обучения, стимулировать профессиональный рост и развитие в современных условиях.

Растущий образовательный спрос побуждает учителя повышать свою научную эрудицию, творчески подходить к изменению содержания своего предмета. Достаточно широкий ассортимент новых учебных программ и учебников вынуждает глубоко анализировать их, прежде чем выбрать.

Совершенствование профессионального мастерства учителя в условиях реформирования образования предполагает переосмысление учителем своих профессиональных ориентаций и устремлений, функциональных обязанностей, собственного опыта и педагогических находок учителей-новаторов. Этот процесс требует внутренней целеустремленности, умений выявить возникшие несоответствия собственной профессиональной квалификации требованиям, предъявляемым сегодня школьному учителю. Помочь ему в этом, призваны методические службы разных уровней системы повышения квалификации.

Выбор профиля самими школьниками должен происходить самостоятельно включая рекомендации педагогов. Сначала ученики пишут заявление о своих желаниях относительно профиля. И в процессе непосредственного формирования профильных классов учителя проводят индивидуальные беседы с родителями. Нельзя не учитывать при выборе профиля и тот факт, что готовность к различным жизненным ситуациям у юношей и девушек не одинакова.

Конечно, ещё не мало проблем, возникающих вместе с введением предпрофильного и профильного обучения.

1. Одна из главных проблем, по словам ряда учеников и родителей, увеличение количество часов предмета далеко не всегда ведет к качественному углублению знаний:

- Вообще нет такого, чтобы что-то углубленно изучали. Только часов побольше дают, а так знания дети те же самые получают. – цитата из данных опроса населения РФ.

И именно от педагогического мастерства учителя и зависит, чтобы данный вопрос никогда не возникал среди учащихся нашей школы. Поэтому необходимо рассматривать в первую очередь вопрос о личности учителя, работающей в профильных классах, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.

2. Еще один распространенный аргумент в пользу профильной школы – разгрузка учащихся за счет непрофильных предметов. Однако на практике так происходит далеко не всегда. Во-первых, учителя по непрофильным предметам часто предъявляют достаточно высокие требования к ученикам:

- Бессмысленная нагрузка по всем предметам, хотя они выбирают свой профиль, но по непрофильным предметам  количество часов не уменьшается. – из опроса жителей РФ.

Во-вторых, известно, что нагрузка в старших классах формируется из-за дополнительных занятий с репетиторами или на подготовительных курсах при вузах, а эту проблему профильные классы ещё не всегда могут самостоятельно решить.

Поэтому при составлении календарно-тематических планов как по профильным, так и по непрофильным предметам , при составлении планов элективных курсов необходимо учитывать все вышеперечисленные проблемы, а не только научную , теоретическую сторону вопроса по усвоению учащимися ЗУН. Ведь наука – это одно, а на практике мы должны очень хорошо представлять, чего ждут от нас дети, именно они являются главными индикаторами нашей деятельности.

Одним из возможных выходов из данной ситуации представляется создание сети школ, где старшая ступень в каждом учебном заведении будет иметь один профиль.

И ещё - целесообразнее было бы начинать со среднего звена, что позволит вводить элементы профилей и выяснить интересы и способности учеников на более ранней стадии обучения.

Система профессионального образования призвана учитывать требования мира труда, которые в последние десятилетия связаны не только и не столько с происходящими изменениями в технологиях, сколько с изменениями востребованных и необходимых человеку для работы и жизни качеств. Школа, ориентирующаяся только на знания, с точки зрения новых запросов мира труда, устарела.

Наша задача не только помочь ученику углубить и расширить знания, необходимые им в будущей профессии, но и научить их гибкости и способности к адаптации в социальной и профессиональной сфере.

И, совершенствуя структуру и содержание профильного обучения, мы сможем создать условия для успешной социализации нашего выпускника.

Приложение 1.