Урок-практикум "Культура сильной власти" (Культура России конца ХV–XVI веков)

Разделы: История и обществознание


 

Цель урока:

знакомство с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти, показать на конкретных примерах ее фундаментальность.

Основное содержание:

Складывание великорусской культуры. Общественная мысль на распутье. Публицистика (полемика Ивана Грозного и Андрея Курбского). Официальное летописание и народные повести. Архитектурный стиль и его назначение для эпохи. Книгопечатание. Живопись. Знаменный распев как национальная музыка. Значение и вклад России в мировую культуру.

Оборудование:

по возможности альбомы по русской культуре этого времени; раздаточный материал: а) карточки с описанием памятников культуры России л.XV –XVI вв., б) карточки с биографией авторов документов или героев источников, в) карточки с описанием стилей речи XVI века, г) карточки с документами или источниками; видеофильм или презентация «Московский кремль»; ТСО: видео оборудование или компьютер (локальная сеть).

Оформление доски:

  • А) таблица на пластиковой основе;
  • Б) название урока;
  • В) схема <Рисунок 1>;
  • Г) иллюстрации - см. учебник А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века, – с.231-232; см. книгу А.В. Муравьева и А.М. Сахарова Очерки истории русской культуры IX-XVII вв., с.222-250

Методические рекомендации:

Тема рассчитана на два часа, но если Вам не хватаем времени, то можно организовать работу ребят в один час, но предусмотреть самостоятельные творческие задания на дом. В зависимости от месторасположения школы и ее материальной базы возможно несколько вариантов проведения урока. В Москве и Петербурге – урок-экскурсия с посещением исторических музеев, художественных галерей и выставок, архитектурных памятников того периода. В небольших городах или сельской местности возможно проведение урока-игры, урока - научно-практической конференции, урока - работы с источниками, интегрированного урока по истории и обществознанию на тему «Связь духовной и материальной культуры через культуру России к. XV- XVI вв.» и т.д.

Форма урока – урок-практикум в лицах, цель - рассмотреть вопросы культуры через призму взгляда современников, их биографию.

Виды работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Методы работы:

слово учителя, беседа, определение источника и его профиля, составление таблицы, анализ документа по плану: исторический портрет автора, стиль речи, основная информация, значение для эпохи и современности; просмотр видео фрагмента «Московский Кремль»; элемент ЕГЭ: тестовая работа (гр. А и Б), задание гр.С на дом; рефлексия и самоанализ, неформальный опрос.

Хронометраж урока:


Метод работы

Вид

Учитель

Учащиеся

Время

1.

Вводный контроль.

Коллективная

Сообщение цели и плана работы.

Запись в тетради темы практикума.

1 мин.

2.

Лекция с элементами беседы.

Коллективная.

Устное изложение с привлечением наглядности, составление и применение вопросов.

Выписка черт культуры XV-XVI вв.(3) в рабочую тетрадь.

3 мин.

3.

Определение источника и его профиля, анализ документа, составление таблицы (4 группы по 6 чел.).

Сочетание групповой и индивидуальной работы.

Направляющая,
координирующая роль.

Хронографисты (3 чел.) по информации о памятнике культуры опреде-
ляют его место в таблице.
Летописцы изучают автора документа как историческую личность.
Лингвисты анализируют стиль
изложения документа.
Рецензенты добывают информацию из документа.

5 мин.

4.

Творческая защита.

Коллективно- индивидуальная.

Анализ выступления.

Лаконичное выступление:
хронографистов,
летописцев,
лингвистов, рецензентов.

16 мин.

5.

Просмотр видео фрагмента «Московский Кремль». Элемент ЕГЭ

Коллективная

Комментарии видео сюжета.

Просмотр видео фрагмента и запоминание названий шедевров культуры Московского Кремля. Выполнение задания группы Б.

12 +1 мин.

6.

Беседа.

Коллективная.

Заключительное слово учителя.

Вывод (значение культуры России XV-XVI вв. и ее вклад в мировую культуру).

1 мин.

7.

Творческое задание.

Индивидуальное.

Инструктаж выполнения.

Запись в тетради задания группы С для выполнения дома..

1 мин.

 

 

Резерв.

5 мин.

Итого.

45 мин.

Хронометраж необходим для координации работы педагога и учащихся. Он помогает сохранять темп урока. Возможно, упущение некоторых менее важных элементов урока при нехватке времени или перенесение контрольных заданий на следующий урок.

Вводный контроль.

Тема нашего практикума «Культура сильной власти». Почему именно так можно охарактеризовать культуру России XV-XVI веков? На этот вопрос мы попробуем ответить в конце нашей работы. По ходу моей лекции выпишите основные черты культуры XV-XVI веков и определите, какие события на нее повлияли.

Лекция с элементами беседы.

Условия образования единого государства, создавшегося в борьбе против иноземного ига и при отсутствии сколько-нибудь реальных элементов буржуазных связей, породили специфические черты государственной централизации в России по сравнению с некоторыми централизованными государствами Европы, возникавшими примерно в то же время – в XV веке. Феодальные отношения в России находились еще на восходящей стадии своего развития, образование Российского государства оказалось теснейшим образом связано с ростом крепостничества, что наложило сильнейший отпечаток на социальную структуру, экономический строй нового государства и культуру.

В процессе формирования русской (великоросской) народности сложились особенности языка, материальной и духовной культуры великороссов, определилась их основная территория, подвергавшаяся в дальнейшем весьма существенному расширению в ходе колонизационных процессов. Именно в XVI столетии отстоялись и выработались многие явления русской культуры, сохранявшиеся в основных чертах и в последующее время. Это - стремление к высоким триумфальным сооружениям, более тесное языковое единство, проникновение разговорной речи в литературные произведения, расширение научных знаний, проявление светского начала в живописи и «иконописи». Произошли важные изменения в языке. Все большее значение приобретает московский говор, легший в основу делового языка.

Развитие русской культуры в XVI веке протекало в весьма сложных и противоречивых условиях. С одной стороны, невиданный дотоле рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры в целях укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства, задачи укрепления положения церкви требовали создания многих произведений в области культуры – зодчестве, живописи, книжном деле и т.д. С другой стороны – все более сковывающее влияние самодержавной тирании и крайностей крепостничества, опричного террора ставили серьезные преграды на пути развития культуры. Однако и в этих сложных исторических условиях развитие культуры продолжалось в целом по восходящей линии. Об этом свидетельствуют многие факты, о которых мы будем говорить.

Какие события, по вашему мнению, могли повлиять на развитие культуры? (Предполагаемые ответы).

Образование единого государства, зарождение крепостного строя, образование служилого сословия – дворянства, опричнина, расширение внешнеполитических связей и освоение Сибири.

Творческая работа в группах.

Хронографисты получают конверт с карточками и отдельный конверт с табличками. Им, необходимо ознакомившись с информацией о памятнике культуры России XV-XVI веков, найти соответствующую табличку и определить её место в таблице.

Достижения русской культуры XV-XVI веков.

Просвещение и наука.

Общественная мысль и литература.

Фольклор.

Живопись.

Архитектура.

Музыка.

Материальная культура.

 

 

 

 

 

 

 

Группа №1.

1. В конце XVI века на московском Пушечном дворе отлита знаменитая «царь-пушка», стоящая ныне в Московском Кремле. Эта огромная пушка весит 40 тонн и имеет диаметр канала ствола 89 см. Установлено, что, вопреки распространенному представлению о боевой непригодности «царь-пушки», она могла стрелять. Богато украшенная различными орнаментами и изображениями (среди них – сидящий на коне царь Федор Иванович), «царь-пушка» Андрея Чохова является одним из самых замечательных памятников русского литейного мастерства XVI века.

Таблички:

(Царь-пушка) (Андрей Чохов).

2. Книгопечатание способствовало распространению грамотности. «Букварь», напечатанный Иваном Федоровым в Львове в 1574 г., сталь первым светским учебником. Кроме самой азбуки в нем содержались тексты для чтения и сведения по грамматике с правилами склонений и спряжений. Сопровождались специальными предисловиями – инструкциями, обращенными к учителю: «Наказание ко учителем, како им учити детей грамоте и како детем учитися божественному писанию и разумению».

Таблички:

(«Букварь») (Иван Федоров).

3. В XVI веке появляются невиданные доселе каменные шатровые храмы. Первый такой храм был воздвигнут в 1532 г. на высоком берегу Москвы-реки в царском селе Коломенском. Церковь Вознесения построена по образцу «деревянного дела». Добиться легкости сооружения в камне было непросто, ведь собор мог выглядеть громадной каменной глыбой (площадь храма – 8,5 х 8,5 м., высота – свыше 60 м.). Современник-летописец не скрывал своего восхищения: «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже того в Руси». Строительство церкви Вознесения было связано с рождением наследника престола- будущего царя Ивана Грозного.

Таблички:

(Церковь Вознесения) (с. Коломенское).

4. Творческая деятельность Дионисия была тесно связана с высшими светскими и духовными кругами государства. Дионисий исполнял важнейшие заказы митрополита и великого князя. Воплощая в своем творчестве те идеи, которые отвечали интересам укрепляющейся власти и церкви. Его перу принадлежат фрески Ферапонтова монастыря и житийная икона «Митрополит Алексий», в ряде клейм которой нашли отражение реальные черты жизни этого известного церковного деятеля.

Таблички:

(Икона «Митрополит Алексий») (Дионисий).

Группа №2.

1.В третьей четверти XVI века при участии самого Ивана IV была составлена «Царственная книга», представляющая собой большую, богато иллюстрированную рукопись. «Царственная книга» возникла в момент обострения борьбы самодержавия против княжеско-боярской оппозиции. Недаром так много внимания в ней уделено описанию боярских «крамол» и мятежей. При описании восстания 1547г. содержится упрек в адрес бояр Глинских, поведение которых привело, согласно версии «Царственной книги», к народному восстанию.

Таблички:

(«Царственная книга») (участие Ивана IV).

2. Песня о Кострюке посвящена женитьбе Ивана Грозного на Марии Темрюкове. В этой песне рассказывается, между прочим, и о том, как простой русский человек победил иноземного князя Кострюка, хваставшегося своей силой. Образ Грозного выглядит весьма противоречиво, как противоречивы были и его реальные исторические деяния.

Таблички:

(«Песня о Кострюке»).

3. Недалеко от Коломенского, в селе Дьякове, была построена церковь Иоанна Предтечи (1547 – 1553 гг.) в память принятия Иваном IV царского титула. В отличие от церкви Вознесения дьяковский храм, сочетающий традиционную пятикупольную композицию с шатрами и башнями, поражает тяжеловесной торжественностью и пышностью.

Таблички:

(Церковь Иоанна Предтечи) (д. Дьяково).

4. Одним из самых замечательных музыкантов XVI века был Федор Христианин, прославившийся позднее и как композитор. Его произведения – стихиры евангельские были известны многим. Иван Грозный оценил талант Федора Христианина и пригласил служить в Александрову слободу.

Таблички:

(«Стихиры евангельские») (Федор Христианин).

Группа №3.

1. Значительным произведением монументальной живописи XVI века были фрески Золотой палаты Кремлевского дворца, построенной в 1547 – 1552 гг. Увы, Золотая палата была разобрана в XVIII веке, и фрески не сохранились. Главным мотивом росписей было утверждение идеи божественного происхождения царской власти и ее преемственной связи с римскими и византийскими императорами. Стенопись тематически начиналась с сюжета «Выбор веры князем Владимиром», затем «Низвержение идолов» и т.д. Большое место занимали композиции на темы Ветхого Завета и истории древнего мира. Особенно интересны были росписи сводов. Здесь – и представления о мироздании, и раздумья о добре и зле, о жизни и смерти, о временах года.… Эта торжественная живопись имела государственное назначение: в Золотой палате проходили парадные приемы иностранный послов и высоко поставленных гостей царя.

Таблички:

(Фрески «Выбор веры князем Владимиром», «Крещение киевлян») (Золотая палата в Московском Кремле).

2. 8 сентября 1549 г. Иван Пересветов подал свою челобитную с проектами государственных реформ. Эти проекты сохранились в архиве царя. Главным пороком государства являлось, по его мнению, засилье аристократии, ее произвол, неправый суд, ее равнодушие к общегосударственным делам. Иван Пересветов выступил решительным сторонником централизованной дворянской монархии. Он настаивал на том. Что государство должно возглавляться мудрым и сильным царем: «как конь под царем без узды, так и царство без грозы». Опорой такой власти должны являться «воинники», т.е. дворяне. К царю, по мнению Пересветова, должны быть приближены люди, заслужившие этого своими личными достоинствами, а не происхождением. Для достижения этой цели он считал необходимым произвести военную, судебную и финансовую реформы.

Таблички:

(«Проекты государственных реформ») (Иван Пересветов).

3. В конце XV века произошло новое оживление математической мысли. Когда в 1492 г. «конца света» не произошло, то церковникам пришлось. С одной стороны, объяснить, как это сделал, например, Иосиф Волоцкий, что воля божья никому неведома, а с другой – спешно заняться вычислением новых «пасхалий». Эта довольно сложная вычислительная работа была осуществлена в церковных кругах Новгорода и Москвы, где были составлены новые «пасхалии» на восьмое тысячелетие от «сотворения мира». Так как составление «пасхалий» требовало обязательного учета солнечного и лунного циклов, то оно способствовало также оживлению интереса к астрономическим вопросам. Так, был переведен и использовался «Шестокрыл», содержавший расчеты времени затмений и «Космография», правильно объяснявшая затмения прохождением теней Луны и Земли.

Таблички:

(«Шестокрыл» и «Космография»).

4. Царь интересовался церковным пением. Он был автором, по крайней мере, двух сочинений – музыки и слов службы в честь митрополита Петра и праздника иконы Владимирской Божией Матери. Не случаен выбор царем тем для своих сочинений: они прямо связаны с историей Русского государства, борьбой с внешними врагами. Иван Грозный и от музыки требовал служения державным идеалам.

Таблички:

(«Служба в честь митрополита Петра» и «Служба в честь праздника иконы Владимирской Божией Матери») (Иван Грозный).

Летописцы получают карточки с описанием автора документа или героя, описанного в источнике. Учащимся необходимо дать характеристику исторической личности автора или героя источника.

Группа №1.

Сильвестр (? – 1566)

Протопоп, политический деятель и писатель, был священником в Новгороде, с 1540-х гг. – священник Благовещенского собора Московского Кремля. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником (с 1547). Член Избранной рады. Автор одной из редакций «Домостроя». В 1550 г. Сильвестр написал послание Ивану IV, где развивал мысль о высокой ответственности царя перед богом, требующей устранения многих существующих в России бед. Среди которых «ненависть, и гордость, и вражда, и маловерие к богу, и лихоимство, и грабление, и насилие», и порча нравов. С 1560 г. – в опале, постригся в монахи.

Группа №2.

Ермак Тимофеевич (? – 1585).
Кто такой Ермак, откуда он родом – неизвестно. Рассказывали, будто бы при рождении назвали его Василием, а Ермак – это его прозвище. Появилось оно в ту пору. Когда был он кашеваром в казацком отряде и молол зерно на ручной мельнице. Называлась она ермаком. Отсюда и пошло его имя. Другие утверждали, что при рождении получил он имя Ермолай. От него пошло и прозвище – Ермак. Летопись сохранила нам описание его внешности: роста среднего, плечист. Плосколиц, борода черная, волосы густые, кудрявые. И еще одно достоверно: был Ермак казак отважный и решительный, умный и хитрый. Он организовал поход в Сибирь в 1581 – 1585 гг., в результате которого распалось Сибирское ханство Кучума, и было положено начало присоединения Сибири к Русскому государству. Ермак получил от царя в подарок доспехи, но недолго пришлось их носить герою.

Группа №3.

Курбский Андрей Михайлович (1528 – 1583)

Князь, воевода, писатель. В течение долгого времени был другом Ивана IV. Член Избранной рады. Отличился в Казанских походах. В Ливонской войне командовал русской армией. Опасаясь начавшихся репрессий против бояр и опалы за военные неудачи, в 1564 г. бежал в Литву. Назначенный польским королем Сигизмундом II членом Королевского совета, воевал на стороне поляков. После побега написал Ивану Грозному три послания, в которых осуждал репрессии, критиковал его правление, отстаивал древние боярские права, высказывал соображения об идеальном государственном устройстве. В своих ответах Иван Грозный писал о необходимости самодержавной власти.

Группа №4.

Иван IV Васильевич Грозный (1530 – 1584).

Князь московский и всея Руси (с1533), русский царь (с 1547), сын Василия III Елены Глинской. Детство прошло в обстановке обострившейся после смерти отца борьбы различных боярских группировок за власть. Был женат семь раз, имел пятерых сыновей и трех дочерей, но, за исключением Ивана, Федора и Дмитрия, все они умерли в малолетстве. Первые годы правил вместе с Избранной радой. Реформировал центральное и местное управление, военное строительство, создал законодательную базу правления. Около 1560 г. порвал с деятелями Избранной рады и подверг их опале. В 1558 г. начал Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю, которая длилась 25 лет и окончилась неудачей. После ряда поражений в войне Иван IV начал искать «виновных в измене». Устранив Избранную раду, Иван IV начал укреплять самодержавную власть, опираясь на дворянство и верхушку горожан. Уже в годы Ливонской войны он усилил борьбу с остатками феодальной раздробленности в стране, причем все чаще методами расправы с политическими противниками становятся опалы, казни, ссылки. С этой целью в 1565 г. была введена опричнина. В ходе опричного террора были истреблены многие представители боярской оппозиции, самих опричников, простого населения. За годы правления Иван включил в состав государства Чувашию, Башкирию, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, ряд других территорий. В 1572 г. опричнина была отменена. Однако ее итогом явилось разорение и опустошение страны, подрыв крестьянского хозяйства и пресечение династии Рюриковичей (наследник престола, старший сын Иван был убит самим царем в 1581 г.). Характерной чертой социальной политики Ивана IV было усиление крепостного гнета (отмена Юрьева дня, введение «заповедных лет»). Несмотря на это, Иван IV получил в народе прозвище Грозного, отразившее представление о нем как о царе-тиране, деспоте. Иван IV многое сделал для укрепления сильной центральной власти в России.

Лингвисты, ознакомившись с текстом документа или источника, определяют стиль речи изложения. Перед началом работы получают карточки с текстами и видами средневековых стилей речи.

Рецензенты добывают информацию из предложенного документа или источника.

Стили речи.

Панегирик:

литературный жанр; восторженное, часто неумеренное, восхваление. Например: «Вси же вои избранники оружницы и копейники… и доброконники – и вси на Казань дыхающе дерзостию брани и гневом, аки огнем…».

Торжественный церковный слог:

«Если кто не Бозе живет … и страху Божия не имеет…чинит всяку неправду и насилие и обиду, сильно отимет, взяв не даст, волокитою уморит..».

Средневековая риторика:

«Ты же, тела ради,
Душу погубил еси,
И славы ради мимотекущия
Нетленную славу презрел еси,
И на человека возъярився
На Бога возстал еси».

Разговорный (литературный) стиль:

Просторечие. Например, Иван IV о королеве Елизавете пишет: «И мы чаяли того, что ты на своем государьстве и сама владееш.…Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о наших государских головах и о честех и о землех прибытка не смотрят. А ищут своих торговых прибытков. А ты прибываеш в своем девическом чину, как есть пошлая девица».

Тексты

Группа №1.

Домострой (автор: духовник Ивана IV Сильвестр)

Како дети учити и страхом спасити.

«Казни сына своего от юности его, и покоит тя на старость твою, и даст красоту души твоей. И не ослабляй бия младенца: аще бо жезлом биеши его, не умрет, но здравие будет; ты бо, бия его по телу, а душу его избавляеши от смерти… Казни сына своего из млада и порадуешися о нем в мужестве…
Поучати мужу своя жена.… Подобает поучати мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодить и дом добре строити; и во всем ему покарятися…
Первие: имети страх божий…. Восстав от ложа своего и молебная совершив, женам и девкам дело указати дневное всякому рукоделию, что работы: дневная ества варити, и которои хлеба печи… все бы сама государыня умела; ино умеет и слуг научити, и все сама знает…
Как избная порядня устроити хорошо и чисто. Стол и блюда и ставцы (приделанные к стене шкафчики) и лошки, и всякие суды и ковши, и братены (сосуды), воды согрев из утра, перемыти и вытерьти и высушить, а после обеда такоже, и вечере…
Изба, и стены, и лавки, и скамьи, и пол, и двери, и в сенях, и на крылцы – вымыть и вытереть и выместь и выскресть, - всегда бы было чисто…. Ино то, у добрых людей, у порядливой жены, всегда дом чист и устроен; все по чину: и упрятано, где что пригоже, и причищено и приметено; всегды в устрои как в рай войти!..
А только жены, или сыны или дщери, слово или наказание не имеет, не слушает, и не внимает и не боитца и не творит того, как муж или отец или мати учит, - ино плетью постегать, по вине смотря; а побить не перед людьми, наедине: поучите да примоълвите и пожаловати, а никако же не гневатися ни жене на мужа, ни мужу на жену. А про всяку вину по уху, ни по видению не бити, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть; никаким железным или деревянным не бить: кто с сердца с кручины так бьеть, - многие притчи от того бывают, слепота и глухота, и руку и ногу вывихнут, и перст, и главоболие и зубная болезнь…. А плетью с наказанием бережно бити: и разумно и болно и страшно и здорова».

Группа №2.

Рассказ о взятии Казани.

«Перед самым солнечным восходом взорвало большой подкоп (в 48 бочек пороха), и обрушилась часть городской стены. Русское войско, заранее приготовленное, со всех сторон ударило на город. Татары встретили русских выстрелами из пищалей и тучею стрел; лили на них кипящую воду и скатывали бревна. Однако осаждающие влезли на стену и ворвались в город. Но тут многие из них, увлеченные корыстью, оставили битву и принялись грабить дома и лавки. Заметив это, казанцы удвоили усилия и потеснили осаждающих назад из города. Корыстолюбцы обратились в бегство с криком: «Секут! Секут!» Но храбрейшая часть войска устояла на месте. Между тем опытные мужи, окружающие Иоанна, взяв его коня за узду, поставили его близ главных городских ворот и подняли над ним большую хоругвь, а половине отборного царского полка велели сойти с коней и подкрепить сражавшихся. Побежденные казанцы отступили на царский (ханский – авт.) двор и еще несколько времени отчаянно оборонялись. Наконец они вывели Едигера на башню и сказали русским воеводам: «Пока наше царство стояло. Мы бились насмерть за царя и отечество; а теперь отдаем вам царя живым, а сами идем на широкое поле испить с вами последнюю чашу». Они спустились со стен. Перешли вброд реку Казанку и устремились через поле в соседний лес; их оставалось еще тысяч пять, и самых храбрейших; тут они были почти все истреблены после мужественного сопротивления.
3 октября Казань была очищена от трупов. На следующий день Иоанн торжественно вступил в нее с духовенством, боярами и войском; вокруг города совершен был крестный ход, священники окропили улицы и стены святой водою. Царь назначил места для христианских храмов и заложил соборную церковь Благовещения».

Группа №3.

Послание Ивана Грозного об измене князя Курбского.

«…Писание твое принято и прочитано внимательно. Змеиный яд у тебя под языком, и поэтому, хотя письмо твое и наполнено медом и сотами, но на вкус оно горше полыни….В слепоте твоей злобы ты не способен видеть истину…. Вы ведь еще с юности, подобно бесам, поколебали мое благочестие и державу, полученную мной от Бога и от моих прародителей, взяли под свою власть. А это ли совесть прокаженная – держать свое царство в руке и не давать господствовать своим рабам? Это ли противно разуму – не хотеть быть под властью своих рабов?..
Так обстоят дела с мирскими делами; в духовных же и церковных делах если я и совершал небольшой грех, то только из-за вашего же соблазна и измены; кроме того, и я – человек; нет ведь человека без греха, один Бог безгрешен; это только ты считаешь себя человеком, равным ангелу. А о безбожных народах, что и говорить! Так ведь у них цари своими царствами владеют, а как им укажут их подданные, так и управляют. А русские самодержцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи. А ты того в своей злобе не смог понять, считая благочестием, когда самодержавие находится под властью известного попа и под вашим злодейским повелением. А это, по-твоему, нечестие, когда мы сами обладаем властью, данной нам от Бога, и не хотим быть под властью попа и под вашим злодейским повелением…» (перевод Я.С. Лурье.)

Выдержки из подлинного послания Ивана Грозного князю Курбскому

«…Ты же, тела ради, душу погубил еси, и славы ради мимотекущия нетленную славу презрел еси, и на человека возъярився, на Бога возстал еси. …Кто бо убо и желает таковаго ефиопскаго лица видети?…И где ты хотел упокоен быти от всех твоих трудов, в Вольмере, и тут на покой твой Бог нас принес, и где, чаял, ушел – а мы тут, з Божиею волею сугнали, и ты тогда дальноконнее поехал…Туто о постелях, о телогреях и иные бещисленные, воистину, яко бы неистовых баб басни….».

Творческая защита.

Лаконичное выступление: хронографистов, летописцев, лингвистов, рецензоров. Учитель исправляет и направляет рассуждение ребят. Хронографисты заполняют таблицу на доске и ее защищают. Слово учителя: «Подъем русской культуры непосредственно отразился в небывалом оживлении общественно-политической мысли и литературы. Наглядно это можно проследить в выступлениях наших лингвистов и рецензоров».

Просмотр видеофрагмента «Московский кремль».

Обсуждение в ходе, которого закрепляются знания об основных шедеврах Кремля. Выполнение задания. Какие из перечисленных построек образуют архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля, возникший в конце XV-XVI в.:

  • А) Успенский собор
  • Б) Покровский собор
  • В) церковь Ризположения
  • Г) Архангельский собор
  • Д) церковь Федора Стратилата
  • Е) колокольня «Иван Великий»
  • Ж) Благовещенский собор
  • З) Большой Кремлевский дворец
  • И) Грановитая палата.

(А,В,Г,Е,Ж,И)

Итоговая беседа.

Какие явления говорят о расцвете культуры в к. XV – XVI века? Можно ли ее назвать культурой сильной власти? Докажи свое мнение.

Вывод:

В истории русской культуры в к. XV-XVI века были и трудные времена, и многие темные стороны, тяжелы были условия ее развития. Но, опираясь на богатейшие традиции народного творчества, вдохновленная идеей единства и независимости родной страны, культура России XVI в. стала тем надежным «предмостьем», с которого начиналось в XVII в. развитие новой русской культуры.

Творческое задание.

Домой учащиеся получают задание – написать мини-сочинение на любую предложенную тему: «Иван Грозный – политик или писатель, или музыкант, или шахматист, что в нем было больше»; «В чем заключался спор Ивана Грозного и Андрея Курбского. Кто, по-вашему, ближе к истине?»; «Домострой» - правда или вымысел».