Внеклассное мероприятие в 10–11-х классах по русскому языку «Башкир и русский — братья и дустар»

Разделы: Русский язык


Цели: воспитывать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, чувство гордости своей маленькой родиной, развивать творческие способности, навыки выразительного чтения, интерес к истории России и Башкортостана, научить видеть и слышать прекрасное.

Оформление: выставка книг русских писателей – рассказы Л.Толстого «Ильяс», «Много ли человеку земли нужно», «За что?», книги С. Аксакова «Семейная хроника», «Детские годы Багрова – внука», рассказ А. Платонова «Крестьянин Ягафар», стихотворения В. Наседкина, М. Карима, К. Аралбаева, Н. Наджми, С.Кудаш, З. Биишевой, Б.Бикбая.

1. Из истории Башкирии

Звучит народная мелодия на курае.

Учитель.

Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
Веками тот листок
Сорвать с березы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,
И сколько гусениц
К ней прилипало встарь?
«Религия»,
«Покорность»,
«Государь!»
Но зеленел листок
Среди ветвей,
Питаясь соком
Матери своей.
Но, бури и ветра
Преодолев,
Крепчает листьев
Радостный напев.

(Мустай Карим)

1 Ведущий. Башкиры жили на Южном Урале еще в первом тысячелетии. Тогда они занимались скотоводством, охотой, рыболовством. Когда в XII в. татары-монголы напали на Европу, башкиры долго сопротивлялись им, не пропуская их на запад, в глубь Русского государства. Однако силы были неравны, и Башкирия, как и другие соседние государства, оказалась под игом татаро-монгол.
В середине 16в Башкирия добровольно присоединилась к Русскому государству. Переговоры с русским государством продолжались в течение нескольких лет, и присоединение завершилось в 1557 году. Войдя в состав Русского государства, башкиры переняли у русских многие положительные черты их жизни и быта. Больше стали заниматься земледелием.
Но не все шло гладко. Против притеснений русских помещиков и местных богачей народ поднимался на восстания. Только в 18в на территории Башкирии произошло несколько крупных восстаний под руководством Карасакала, Б. Алиева, А. Исекеева. А в крестьянской войне 1773–1775 годов под предводительством Е. Пугачева принимали участие многие народы Урала и Поволжья. Ближайшим сподвижником Пугачева был легендарный герой башкирского народа поэт-импровизатор Салават Юлаев.

Звучит башкирская народная песня «Старый Урал».

2 Ведущий. Салават Юлаев – поэт-сэсэн, национальный герой башкирского народа. С. Юлаев присоединился к Пугачеву, который присвоил ему звание полковника, затем бригадира, был схвачен 24 ноября 1774 года, публично наказан плетьми и сослан на пожизненную каторгу в крепость на Балтике. Стихи его не дошли в подлиннике. Сохранилась лишь небольшая часть в подстрочном переводе Давлетшина на русский язык. Сохранившиеся тексты посвящены красоте природы Урала, поэт призывает башкир к борьбе, восхищается людьми. Образ С. Юлаева увековечен в произведениях литературы, театрального и изобразительного искусства. Первый художественный фильм о Башкирии был посвящен С. Юлаеву. Улицы, бульвары, проспекты, район, город носят имя Салавата Юлаева. Ведь «не каждому дано так жить, на память людям города дарить. В 1967 году в Уфе открыт памятник С. Юлаеву, в Салавате конная статуя поэта-борца, на одноименном бульваре находится памятник – бюст. Уфимский хоккейный клуб высшего дивизиона носит имя поэта. Учреждена премия им. С. Юлаева за лучшие произведения литературы, искусства и исполнительское мастерство.

1 чтец.

Ай, Урал, ты мой Урал,
Великан седой Урал!
Головой под облака
Поднялся ты, мой Урал!
Моя песня о тебе,
О любви моей к тебе.

(Салават Юлаев)

2 чтец.

О Салавате летит молва,
Что в бобровой шапке его голова,
Что бригадиром стал Салават,
Когда было ему 22.
Салавата могучий конь
Первым устремляется в бой.
Его хозяин – живой огонь
Воинов песней ведет за собой.
Слышите, едет батыр Салават –
Вдоль Узени копыта гремят.
Салават с Пугачевым вдвоем
Поднялись на борьбу с врагом.
Гнул я лук, летела стрела.
Была завидна наша судьба.
Вершили великие мы дела,
Вверив Салавату себя.
Горы Уральские – камни скал
Для гнездовища птичьих стай.
Пусть Салавата меж нами нет, –
Он оружием нашим стал…

(Народная песня)

1 Ведущий. Башкирский и русский народы всегда жили в тесном общении друг с другом. Им часто приходилось вместе защищать интересы России – в одних рядах сражаться против иностранных интервентов. О дружбе башкирских и русских воинов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, сложены народные песни. В войне против французов участвовало 28 башкирских кавалерийских полков. Рассказывают, будто бы после одного крупного сражения, в котором башкиры отличились отважностью, Кутузов выразил предводителю башкирских войск благодарность. Походная песня башкир «Любизар», по преданию, была сложена в честь этого события.

Звучит песня «Любизар».

2 Ведущий. Заметное место в изображении героизма советского народа в Великой Отечественной войне занимает публицистика. Во фронтовой публицистике И. Эренбург и К. Симонов рассказывают и о героизме башкирского народа на фронтах Великой Отечественной войны. «Башкиры мирный и добрый народ, но башкиры любят свободу», – пишет Эренбург, начиная свой рассказ. В очерке приводятся выражения из записок французского мемуариста 19в Дюпюи, высказывание доктора Мейера из немецкой газеты «Доче цейтунг»: «В донских степях мы вынуждены сражаться с людьми, не ведающими страха, принадлежащими к племени башкир». Именно людьми, не ведающими страха, показаны герои очерка.
К. Симонов в очерке «В башкирской дивизии» обращаясь к истории дружбы русского и башкирского народов, говорит о бесстрашном сыне Башкирии Салавате Юлаеве. По-военному кратко, внешне не броско, но метко отмечает главное в характере своих героев. Таков образ народной песни, песни, которая веками сопровождала воина-башкира в его походах, помогая переносить разлуку с родным Уралом, поддерживала в нем отвагу и силу. «Гортанная, протяжная песня несется над средней русской степью. Далеко за тысячу верст от мест, где они родились, поют в воронежской степи под знойным солнцем башкирские джигиты свою старинную песню «Урал», – пишет К. Симонов. Но нежное к песне сердце воина было готово к смертельной схватке с врагом.

Звучит народная песня «Урал».

2. Красоты родной природы

1 Ведущий. Чудесна природа Башкортостана. Густые леса, скалистые горы, горы-шиханы, буйные реки, глубоководные озера. Воспетая в песнях и легендах красавица Агидель течет в горах и по равнине, даря живительную влагу. Особенно красивы верховья Агидели – Белой, поражающие множеством карстовых пещер, гротов, каньонов, тоннелей. Многометровые каменные громады скал вздымаются прямо из реки. В долинах уютно расположились пасеки, где переполнены янтарные соты, ароматным медом пахнут кусты и цветущие луга.
На территории Бурзянского района находится знаменитая пещера Шульган-таш. Высота ее входа достигает двадцати метров. Три зала пещеры расположены этажами. На стене одного из них есть рисунки первобытных людей.

3 чтец.

Шульган-таш

С поэтами, кому в урочный срок
Досталась неслучайной славы чаша,
Переступил я вековой порог,
Чтобы войти под своды Шульган-таша.
Мы, как паломники в чертог святой,
Вошли и слушали, как сердце бьется.
Стояли мы не в праздности пустой
Пред божеством, что Вечностью зовется.
Наскальные рисунки. Сквозь века
К нам проступили точные детали.
То пращура далекая рука
Писала нам, и мы письму внимали.
Мы думали в пещере Шульган-таш:
Способны ль мы в сердцах оставить
Свое письмо, как этот предок наш,
Чтобы его в грядущее отправить?
Хотя б строку!
Чтоб в точности она
Сквозь сто веков дошла до адресата,
Как эти в Шульган-таше письмена,
Начертанные на скале когда-то.

(Г. Рамазанов)

2 Ведущий. В Салаватском районе, на правом берегу Юрюзани, находится гора Янгантау («горящая гора»). Такого уникального явления природы нет больше ни в одном уголке мира. Из глубины горы через трещины выходят горячие газы. В южных отрогах Янгантау есть места, где земля постоянно бывает теплой, и даже зимой растет зеленая трава.

4 чтец.

Янгантау

Горящая гора! Пласты пород горят,
Дымишь и, значит, вся заполнена огнем.
Так, масляный горшок завидя, говорят:
«Блестит со всех сторон, – знать, много масла в нем».
Горящая гора! В горении твоем
Сокрыт великий смысл, волшебной тайны власть:
Ведь люди, дотащась к тебе с большим трудом,
Уходят прочь, испив целебной силы всласть.
Горящая гора! Спасибо, что горишь.
Наверно, это труд – гореть день изо дня,
Гореть, и исцелять, и полнить гулом тишь,
И жить лишь для того, чтоб не гасить огня.
Наверно, в этом смысл! Гореть… Живем – горя,
В горении пишу, горю, чтобы любить,
И верю, что огонь горит во мне не зря:
Кому-нибудь и он на пользу, может быть.

(Н. Наджми)

1 Ведущий. Башкирия известна кумысолечением. Л. Толстой неоднократно приезжал к башкирам на лечение и подолгу жил среди них. Писатель находил много поэтичного в кочевой жизни башкир. В письме к А. Фету он писал: «Край здесь прекрасный, по своему возрасту только что выходящий из девственности, по богатству, здоровью и простоте, в неиспорченности народа..». Приезжали на кумысолечение М. Горький, М. Цветаева.

2 Ведущий. Мустай Карим – человек большой души и высокой культуры, поэт-интернационалист. Он много ездил по свету. И везде поэт оставался влюбленным в землю и людей. И где бы ни находился, он всегда оставался преданным родной земле, родному краю.

5 чтец.

Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, –
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой!
Родной моей, единственной, великой
Простерлась ты от Ика до Яика,
И у тебя такие горы есть:
Вершин достичь – орел сочтет за честь!..
Я с детства так люблю –
И гордость гор ,и красоту долин,
И золото земли,
И серебристость вод,
Но всех дороже мне
Родной народ!

(Мустай Карим)

Звучит башкирская народная песня «Журавлиная песнь».

3. Мысли о русском языке

1 Ведущий. Высказывания великих мыслителей, художников слова о величии русского языка, его выразительных возможностях, значении и роли в жизни различных народов России имеют большое значение в воспитании любви к русскому языку. Хрестоматийными стали изречения И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, В.В.Маяковского и других известных писателей о силе и выразительности русского слова.

2 Ведущий. Интерес к русской культуре, русскому языку появился у башкир давно и усилился после добровольного присоединения Башкирии к Российскому государству. Открытие русско-башкирских школ, обучение башкирских детей в Оренбургском кадетском корпусе, Казанском университете способствовали распространению русского языка.

6 чтец.

Русский язык

Узнав тебя, я снова родилась –
Простор земли возрос, окрепли силы,
И выросло число друзей, и власть
Любви и дружбы всласть я ощутила.
Ты Пушкина открыл мне, ты донес
Дыханье Ильича, его обличье.
И потому в мое ты сердце врос,
Язык могучий дружбы и величья.

(З. Биишева)

7 чтец. «Я пишу и думаю по-башкирски, но для меня русский язык существует как эталон. Поэтому, работая над словом, подсознательно проверяю себя по-русски. Точно ли ложится мое башкирское слово? Обращение к русской речи помогает мне глубже постичь тайны моего родного слова. Если бы я знал также сносно и другие языки, то я был бы еще более свободен в распоряжении богатством моего родного языка» (М. Карим)

8 чтец.

Русский язык

Где ты, друг детства, Толя! Мне бы,
С тобой сойдясь, как в те года,
Твердить по-русски: воздух, небо,
Земля, трава, огонь, вода.

Отец твой кузнецом был, Толя,
Крестьянином отец был мой.
Тебе лет восемь было, что ли,
А мне пошел седьмой.

Ты помнишь ли, как мы играли,
Купались в речке Юшатыр?
Друг друга мы не понимали –
Ты русский мальчик, я – башкир.

Но чувства детские, однако,
Объединили нас с тобой:
Трав аромат был одинаков,
Один был воздух голубой…

И как, освоив эти только
Слова, был горд твой ученик.
Я ликовал: «Ах, Толя! Толька!
Я тоже знаю твой язык!»

Запас тех русских слов немногих,
Что ты в тот день мне подарил,
Большие мне открыл дороги,
Пути в большую жизнь открыл.

(Б. Бикбай)

4. Я – сын Башкортостана

9 чтец.

Башкирская песня

Концерт башкирских песен по утрам…
Я песни эти слушать не устану.
Они и сердцу русскому – байрам,
Кто на земле живет Башкортостана.
Они, что крылья думам и мечтам,
И в трудные, и в радостные годы.
Слова: юла, чишма и яратам –
Давно понятны всем без перевода.
Живой родник, дорога и любовь –
Попутчики курая не случайны.
Как радуют они, волнуют кровь,
В чем сила так понятных слов, в чем тайна?
Ответ в любой мелодии найдем:
Башкирские и русские созвучны!
Уж пятый век, как вместе мы идем
И в радости, и в горе – неразлучны.

(А. Пучкин, почетный гражданин г. Салавата)

10 чтец.

Я – россиянин

Не русский я, но россиянин. Ныне
Я говорю, свободен и силен:
Я рос, как дуб зеленый на вершине,
Водою рек российских напоен.
Своею жизнью я гордиться вправе –
Нам с русскими одна судьба дана.
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Пять жизней дай!
Им может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.
С башкиром русский – спутники в дороге,
Застольники – коль брага на столе,
Соратники – по воинской тревоге,
Навеки сомогильники – в земле.
Не русский я, но россиянин. Зваться
Так навсегда, душа моя, гордись!
Десятку жизней может поравняться
Моей судьбы единственная жизнь.

(М. Карим)

Учитель.

Я – сын Башкортостана

Я не башкир, но сын Башкортостана.
Здесь я родился, вырос, в дело встал.
Доколе жив, твердить я не устану:
Башкир и русский – братья и дустар.
Еще в мальчишестве своем бесштанном
Ребячьим сердцем смог понять тогда,
Что жизнь мою с родным Башкортостаном
Судьба связала крепко навсегда.
Друзей среди башкир имел я много.
И в гости всякого готов позвать.
Но не судите меня слишком строго,
Что всех сейчас я не смогу назвать.
Их до сих пор я помню поименно,
Но жизнь есть жизнь, она нас развела.
И согласитесь, что вполне резонно,
У каждого теперь свои дела.
Я не башкир, но сын Башкортостана.
Понятен мне его живой язык.
Хранить мы будем вместе непрестанно
Свободу, счастье, братство хем дуслык.
Цвети и пой, Башкирия родная.
Расти и крепни, мой Башкортостан.
Теперь уже навеки, точно знаю,
Башкир и русский – братья и дустар.

(В. Путенихин)