Внеклассное чтение: "Осень"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление:

Класс убран гирляндами из листьев дуба, клена и других деревьев. Стоят букеты осенних цветов. Все исполнители одеты в костюмы.

Ведущий: Огромны просторы нашей страны. Богата и разнообразна ее природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна чудес, тайн и загадок. Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере и даже около дома. Надо только внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года! Вот как об этом рассказал писатель Георгий Алексеевич Скребицкий.

Зачитывается отрывок из книги об осени, звучит музыка Чайковского “Времена года”.

Ведущий: Стала осень рисовать свои картины. Для своей работы она взяла самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрасила осень лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий столетний дуб – богатырь одела в медную, кованную браню.

  • Ребята, скажите, сколько месяцев в году?
  • Назовите осенние месяцы.

Ученик: Ясным утром сентября
Хлеб молотят села
Мчатся птицы за моря
И открылась школа.

Дети читают стихи И. Бунина “Лес, точно терем расписной”. Поют песню Т. Топатенко “Скворушка прощается”.

  • Перечислите, какая бывает осень? (Поздняя, ранняя, золотая)
  • А эта осень, какая?

Дети читают любимые стихи об осени А.С. Пушкина “Унылая пора”, “Уж небо осенью дышало”, Ф.И. Тютчева “Есть в осени первоначальной”, Н.А. Некрасова “Славная осень”, А.А. Фета “Ласточки под нами”, С.А. Есенина “Нивы сжаты, рощи голы”. Награждение чтецов. Исполнение песни С.А. Есенина “Отговорила роща золотая”.

Ведущий: В 1492 году на Руси было решено начинать год 1 сентября. А с 1700 года новый год указом Петра Великого был перенесен на 1 января. По-древнеславянски сентябрь назывался “вересень”, от слова “красенец” - иней. В середине месяца обычно выпадает первый иней. А в народе сентябрь называли “хмурень”. Да и сейчас говорят: “Смотрит сентябрем”, “засентябрило”.

Увядшая природа дремлет под осенними лучами солнца. Красив лес в начале осени. В золотистый, бронзовый, парчовый наряд оделись деревья. Огнем загорелись плоды стройной красавицы рябины. 23 сентября – замечательный день.

  • Как этот день называется? (Этот день считают началом осени)
  • Какие народные приметы вы знаете об этом месяце? (Они записаны на доске)

“Холоден сентябрь, да сыт”

“Чем суше и теплее сентябрь простоит, тем позднее наступает зима”

“Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлет пошла”

“6 сентября – Тит-листопадник. Тит отдает свой последний гриб”

“11 сентября – Иван Предтече. На Ивана убирают репу. Если в этот день журавли на юг пошли – к ранней зиме”

“14сентября – Симеон лето провожает, бабье лето наводит (14-21). Бабье лето ненастное – осень сухая, бабье лето ветрено – осень будет ненастная, холодная”

“19 сентября – Михаилов день. Морозы, похолодание”

“24 сентября – Федора. В Федору лето кончается, осень начинается”

“26 сентября – Корнилов день. Корень не растет, а зябнет”

“17 сентября – Воздвиженье. Начинают уборку капусты”

Прослушивание сказки “Лягушка – путешественница”.

Ведущий: Назовите второй месяц осени.

Ученик: В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе”

Ведущий: А что вы ребята знаете об октябре?

На доске народные приметы октября

Осенью листопад пройдет скоро – ожидай крутой зимы.

Поздний листопад к суровой и продолжительной зиме.

Листья осины лежат на земле кверху лицом – зима будет холодная, кверху изнанкой – теплая.

Большие муравьиные кучи к осени – на суровую зиму.

Морозный иней на траве – к дождю.

Октябрьский гром сулит белоснежную зиму.

Несколько дней кряду видны белые облака – к похолоданию, темные и черные - к дождю.

Выходит Осень

Осень: Ветки голые стучат.
Галки черные кричат.
В тучах редко просинь –
Наступила осень.

Проводится игра “Что принесла осень”. Прослушивание записи “Октябрь” из альбома Чайковского “Времена года”. Выходит Ноябрь

Ноябрь: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало…”

Игра “В музее осенью”

Содержание: Воспитатель говорит о том, что в музее пропала картина. Для того чтобы ее отыскать, хранителю музея необходимо дать ее словесное описание и при поиске руководствоваться им. Учащиеся выбирают “хранителя музея” и “сыщика” Хранителю музея предъявляют осенний пейзаж (другие его не видят) и предлагают сделать его словесное описание. Сыщик, руководствуясь этим описанием, ищет среди представленных картин пропавшую. Если сыщик нашел картину, все учащиеся хлопают в ладоши.

Игра “Осень читает свое письмо”

Содержание: Осень читает письмо. “Дорогие ребята! Сегодня я хочу пригласить вас в свой осенний музей. На картинах я изображена разной: грустной и веселой, солнечной и пасмурной, золотой и уже с облетевшей листвой. Но есть в музее картина, которую я очень люблю, Постарайтесь найти ее по моему словесному описанию”

Читается описание одной из картин, представленных на классной доске, после окончания чтения учащиеся называют картину

Правило: по команде осени учащиеся поднимают карточку с цифрой, соответствующей порядковому номеру репродукции картины, к которой дано описание.

Эстафета “Веселый узор”

Материал: узор – образец, состоящий из ягод, листьев.

Правило: участник эстафеты выходит выполнять свой узор, только тогда, когда предыдущий по команде сядет на свое место. Выигрывает та команда, участники которой правильно, красиво и бесшумно справились с работой, не нарушив правило игры.

Игра “Лото”, “Знаешь ли ты дерево, овощи, фрукты?”

Материал: набор карточек с изображением деревьев, овощей, листьев, фруктов.

“Пушистые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает –
Когда это бывает?”
“Всех наградила, всех погубила”
“Без рук, без ног стучит, в дверь просится”

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”

“В сенокос горькая, а в мороз сладкая. Что это за ягода?”

Награждение.

Ведущий: Угадайте, какие деревья вели этот разговор.

Расхвалилось дерево своим осенним нарядом:

- Красивее моей одежды не придумаешь: тут и красное, и зеленое, и розовое, и оранжевое, и желтое.

- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева не приличен, - сказало соседское дерево. – Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменю.

Содержание: Осень читает загадку об одном из деревьев, фруктов, овощей, а учащийся, у которого на карточке есть это изображение, должен закрыть его фиалкой и т.д., пока осень не загадает все загадки.

Загадки.

В белом сарафане
Стояла на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все же обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Что за дерево стоит
Ветра нет,
А лист дрожит. (Осина)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)

“Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала
А когда пора настала
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Звучит песня П.Л. Чайковского “Осенняя песня”

Осень: Ребята среди нас обязательно есть художники. Попробуйте нарисовать свою картину осени.

Выставка рисунков

Исполнение песни Ю. Чичкова и М. Плецковского “Это называется природа”.

Осенние задания.

С утра в лесу над нитью серебристой
Хлопочут паучки – телефонисты.
И вот уже от елки до осинки,
Как провода сверкают паутинки.
Звенят звонки –
Внимание! Внимание!
Послушайте осенние задания.
- Алло, медведь?
- Я слушаю, да, да.
- Уже не за горами холода
Пока зима не подошла к порогу,
Вам нужно срочно подыскать берлогу!
Звенят звонки у белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.
- Проверьте поскорей свои кладовки –
Хватает ли припасов для зимовки?
Звенят звонки у старого болота:
- У цаплей все готово для отлета?
- К отлету все готово.
- В добрый путь! Не забывайте снова заглянуть!

Учащиеся зачитывают пословицы, поговорки, любимые стихи о ноябре.

Ноябрь – полузимник: и колесо и полоз любит.
Ноябрь – сумерки года.
Ноябрьские ночи до снега темны

“Снегопад” В. Берестов.

День настал, и вдруг стемнело.
Свет зажгли, глядим в окно.
Снег ложится белый-белый
От чего же так темно?

“Встреча зимы” И.С. Никитин

В стекла окон стучал над землею туман,
Облаками вставал от угрюмых небес,
И, бог знает, о чем, плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал
И что белый туман, на осеннюю прядь
Начал падать снежок.

Входит Осень, проводится викторина.

  • Какие птицы зимуют в наших краях?
  • Какие птицы прилетают к нам на зиму? (Зимогляд)
  • Кто бросается в постель вниз головой? (Тетерев, перепелка)
  • Что птицам страшнее холод или голод?
  • Какая птица выводит птенцов в любое время года? (клест, голубь)
  • Как называется цветок, который цветет осенью?

Загадки:

“Вьется, извивается, в небо устремляется”
“Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост как синее стекло: скользко, весело, светло”
Подведение итогов, награждение.

Используемая литература:

В.М. Петров, Г.Н. Гришина “Осенние праздники, игры, забавы для детей”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 1998.

Н.Сладков “Лесные тайнички”, издательство “Мир искателя”, Москва, 2004.

В Бианки “Лесная газета”, издательство “Детская литература”, Ленинград, 1983.