Межсубъектные технологии диалога на уроках литературы. Урок внеклассного чтения в 8-м классе

Разделы: Литература


Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, огромны. Война в который раз показала всю свою жестокость, бесчеловечность. Ясно, что литература не смогла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны. Писатели того времени принимали активное участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали справедливость на Земле.

Борис Васильев относится к тем писателям, кто сам прошел трудными дорогами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Самые известные его произведения военной тематики: “А зори здесь тихие…”, “В списках не значился”. Кроме того, Васильевым написано немало рассказов о том, что ему пришлось пережить в трудные фронтовые годы. И это переживания очевидца, а не домыслы фантаста.

Сам анализ текста целесообразно начать с пересказа содержания повести, чтобы выделить основные сюжетные линии произведения.

Повесть “А зори здесь тихие…” рассказывает о далеких событиях 1942 года. В расположение зенитно-пулеметной батареи, которой командует старшина Васков, забрасывают немецких диверсантов, а у него под началом только девушки-зенитчицы. Рано утром Рита Осянина увидала в лесу двух немцев-разведчиков. И старшина Васков, отобрав пять девушек, отправился наперерез немецкой разведке – не дать ей произвести диверсию на железной дороге. Командуя своей боевой единицей, думая, что немцев гораздо меньше, он решает уничтожить немецких захватчиков (гл. 5). Задание Васков выполняет, правда слишком дорогой ценой.

Первые вопросы учителя звучат так:

- Где происходит действие повести? Какую мысль хотел выразить писатель, начав действие повести далеко от линии фронта, на стратегически незначительном участке?

Отвечая на эти вопросы, ученики должны определить нравственную проблематику произведения.

  • Особенность произведений Б. Васильева в том, что писатель всегда выбирает события “незначительные” с точки зрения глобальных исторических событий. Более того, в тексте много неточностей: действие развивается в лесах и болотах Карелии (так, Беломоро-Балтийский канал, на который нацелена диверсионная группа, с осени 1941 года не действовал).
  • Главное для автора - показать народный характер войны, показать, что благодаря таким “незначительным” событиям народ смог выиграть эту войну.
  • Однако писателя интересует не историческая достоверность, а сама ситуация, когда пять девушек, во главе со старшиной, вступают в неравный бой с шестнадцатью немцами, – ситуация, по смысловой емкости близкая к притче, а точка зрения на происходящее принимает черты, характерные именно для народного понимания войны.
  • Автор убедительно раскрывает такой секрет нашей победы в Великой Отечественной войне, как массовая инициативность русских людей, где бы им ни пришлось сражаться, - выковывая победу в тылу, сопротивляясь захватчикам в плену и в оккупации или воюя на фронте.

Таким образом, учащиеся выделяют следующие проблемы, которые автор поднимает в произведении. Они записываются и в тетрадях учениками, и на доске учителем.

Проблематика повести:

  1. Патриотизм русского народа.
  2. Массовая инициативность людей.
  3. Проблема нравственного выбора.
  4. “ У войны не женское лицо”.
  5. Бесчеловечность войны.
  6. Преемственность поколений.

Далее учитель вместе с учениками останавливается более подробно на каждой из них. Анализируя текст, обращает внимание на то, как они раскрываются в повести. В процессе совместной работы ученики должны увидеть и другие проблемы, которые не смогли назвать в начале урока.

Аналитическая беседа по тексту.

- В чем своеобразие образа Васкова? Как меняется Васков после сближения с девушками?

Рассказ одного ученика о герое.

Именно через этого героя раскрывается авторская позиция.

Васков – человек, может быть, малообразованный, однако цельный, умудренный жизнью и наделенный благородным и добрым сердцем. Он сердцем чувствует звериную сущность этой войны, ее причин и никакими высшими интересами не может оправдать гибель пяти девушек.

На протяжении повести меняется сама речь старшины: сначала она шаблонна и напоминает речь обыкновенного вояки, изобилуя уставными фразами и армейскими терминами (“В запасе двадцать слов, да и те из уставов” - характеризуют его девушки, гл. 2), даже свои отношения с хозяйкой он осмысливает в категориях военных (“Поразмыслив, он пришел к выводу, что все эти слова есть лишь меры, предпринятые хозяйкой для упрочения собственных позиций: она … стремилась укрепиться на завоеванных рубежах”, гл. 1).

Однако, сближаясь с девушками, Васков постепенно “оттаивает”: забота о них, стремление найти к каждой свой подход делает его мягче и человечней (“Во леший, опять это слово выскочило! Потому ведь, что из устава оно. Навеки врубленное. Медведь ты, Васков, медведь глухоманный…”).

И в конце повести Васков становится для девушек просто Федей. Васков превращается в свободного человека, на чьих плечах лежит груз ответственности за чужую жизнь, и осознание этой ответственности делает старшину много сильнее и самостоятельнее. Потому-то он и увидел личную вину в гибели девушек (“Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что?”, гл. 14).

Далее идет работа в группах. Учащиеся заранее были разделены на пять групп. Каждая самостоятельно готовила рассказ о судьбе одной из героинь повести (Рите Осяниной, Жене Комельковой, Соне Гурвич, Гале Четвертак, Лизе Бричкиной) по следующему плану:

- к какой среде принадлежит героиня;
- какие черты характера героини можно считать определяющими;
- как складывалась ее довоенная жизнь;
- что привело героиню на войну;
- как проявила она себя на войне.

Завершая работу в группах, учащиеся должны сделать вывод о том, что в образе пяти девушек воплотились типичные судьбы женщин предвоенных и военных лет: разного социального положения и образовательного уровня, разных характеров, интересов. Однако при всей жизненной точности эти образы заметно романтизированы: в изображении писателя каждая из девушек по-своему прекрасна, каждая достойна своего жизнеописания. И то, что все героини гибнут, подчеркивает бесчеловечность этой войны, затрагивающей жизни даже самых далеких от нее людей.

- Какой смысл в повести имеет сцена купания Жени на виду у диверсантов (гл. 6)?

Эпизод подвига Жени, отвлекающей внимание врагов, глубоко символичен. Сколько ненависти к фашистам, расстрелявшим ее близких, должно быть в этой девушке, когда она вдруг вышла на берег, “завела-закричала” песню о девушке простой Катюше.

Именно в этот момент бала одержана главная победа над врагом. Ненависть к врагам победила ужас, красота схлестнулась со смертью в борьбе за свободу – и победила, и только глаза Жени без слов рассказали, чего ей стоил ее поступок.

Она из героинь повести говорит: “Родина не с каналов начинается”. И действительно, они защищали Родину, а не один канал. Они вышли на неравный поединок с врагом, выдержали это испытание и одержали победу над фашистами (патриотизм русского народа и массовая инициативность людей).

Инсценировка эпизода: “Последний разговор Ваского и Риты Осяниной” и последующий его анализ. (Инсценировку эпизода учитель заранее готовит с двумя учащимися).

Война. Погибают девушки. У каждой своя судьба, свои мечты, стремления. Все самое лучшее, прекрасное, что было в них (нежность, любовь, наивные девичьи раздумья), скрылось за горьким словом “солдат”, от которого так недалеко до другого еще более горького и ужасного слова “смерть”.

- Как в повести изображены немцы? Зачем писатель рассказывает о первом убитом немце Риты Осяниной, Жени Комельковой?

Осмысление ситуаций нравственного выбора весьма характерно для военной повести. Васильев продолжает размышления своих предшественников над “вечными” вопросами о природе человека, степени ответственности за свои поступки:

  • Фашисты приемом контраста противопоставлены романтизированным образам девушек. Их образы гротесковые, намеренно снижены, и в этом выражается основная мысль писателя о природе человека, вставшего на путь убийства (“Человека ведь одно от животных отделяет...”, гл. 9). Немцы противопоставлены девушкам не только внешне, но и тем, как легко им дается убийство, тогда как для девушек убийство врага – тяжелое испытание (гл. 4, 6, 9).
  • В этом Б. Васильев следует традиции русской батальной прозы – убийство человека противоестественно, и то, как человек, убив врага, переживает его, является критериям его человечности.
  • Поведение девушек во время выполнения задания (поведение Гали Четвертак во время первого боя (гл. 10); выбор девушек после того, как они остались одни, когда Васков уводит немцев от них, отвлекает внимание диверсантов (гл. 12).
  • Если девушки “растопили” душу Васкова, то он открыл им глаза на истинное лицо войны, чуждое и высоким фразам, и романтическим представлениям о ней. Он учит их не осуждать другого, прервав нелепую затею с комсомольским собранием (гл. 10).
  • Особенно же чужда война природе женщины: позднее белорусская писательница С. Алексиевич скажет, что “у войны не женское лицо”. “У войны не женское лицо” - центральная мысль большинства военных произведений Б. Васильева.
  • Мысль о несовместимости войны и женской хрупкости, красоты, материнства развернул, углубил автор не одним только поединком с шестнадцатью опытными диверсантами и гибелью пятерых девушек-зенитчиц. До этого поединка следует серия, можно сказать, полукомических эпизодов, шутливо говорящих о “неудобствах” войны для девушек и негодности их для войны (гл. 1,3). Эта мысль с особой ясностью освещает собой тот эпизод повести, в котором звучит предсмертный крик Сони Гурвич, вырвавшийся, потому что удар ножа предназначался для мужчины, а пришелся в женскую грудь (гл. 14).

- Какую роль в повести играет эпилог? Почему он написан в форме письма? Как раскрывается смысл названия повести?

Финал повести раскрывает смысл ее названия. Замыкает произведение письмо, судя по языку, написанное молодым человеком, который стал случайным свидетелем возвращения Васкова на место гибели девушек вместе с усыновленным им сыном Риты Альбертом. Таким образом, возвращение героя на место его подвига дано глазами поколения, чье право на жизнь отстояли люди, подобные Васкову. В этом заключается утверждающая мысль повести, поэтому произведение венчается образом отца и сына – символом вечности жизни, преемственности поколений.

Подведение итогов.

- Итак, еще раз давайте назовем проблемы, которые поднимает автор в своем произведении.

- В чем актуальность этого произведения и в наши дни?

Пережитое на войне неотделимо от духовной жизни сегодняшних людей. Мужество и стойкость народа в Отечественной войне – это высший нравственный опыт, принадлежащий многим поколениям. Это высший пример силы преодоления. С нравственным выбором человек сталкивается и сегодня, в разных ситуациях. И всегда следует знать, что есть истинное мужество.

Все эти девушки погибли, но они победили, не пропустили ни одного фашиста. Победили потому, что беззаветно любили Родину. Автор вкладывает в уста Риты слова: “Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищали. Сначала ее, а уж потом канал”.

Эта книга – напоминание. Каждый из нас не просто читатель. Мы приняли эстафету погибших и должны передать следующему поколению то, что завещано нам. Помнить, какой ценой было завоевано счастье, спокойная, мирная жизнь.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать мини-сочинение по одной из проблем, поднятой автором в повести.

Приложение 1

За презентацией обращайтесь, пожалуйста, к автору