Тема урока: "Происхождение, сущность и функции денег"

Разделы: Экономика


Цель: сегодня мы повторим историю возникновения денег;

постараемся доказать сущность денег как всеобщего эквивалента;

еще раз поговорим о функциях денег, и выполним письменную проверочную работу.

НАЧНЕМ СО СКАЗКИ : Однажды шла Красная Шапочка к своей бабушке по темному при темному лесу и несла в корзинке ровно 10 пирожков, испеченных ее мамой. Вдруг из-за кустов выскакивает Волк и вежливо говорит Красной Шапочке: “ Отдай мне пирожки!” Красная Шапочка скептически посмотрев на хищника, отвечает вкрадчиво загадочным голосом: “ Господин Волк, если я отдам Вам пирожки просто так, то это будет элементарный грабеж. А вот обменять пирожки я могла бы на… ( на что?) ну, хотя бы на вашу шляпу. Согласны?” “ По рукам, то есть по лапам” - ответил Волк и совершил предложенный обмен. И пошел Волк пить чай с пирожками, а Красная, теперь уже Волчья Шапочка пошла на сельскую дискотеку…

Что это? - простейший обмен в традиционной экономической системе.

Подобного рода первоначальный простой обмен одной полезной вещи на другую был случайным и однообразным. Позже, когда товар стал производиться в большем разнообразии, владелец мог его выменять на несколько иных продуктов, каждый из которых служил ему эквивалентом. Однако в этом случае одна вещь непосредственно обменивалась на другую, что не всегда устраивало продавцов покупателей.

Что по этому поводу свидетельствует история?

Выступления учащихся: “ История Верни Камерона 1873г”;

“ Древняя Греция, Гомер”;

“ История Руси XIV век”.

Однако различные местные эквиваленты не соответствовали требованиям международной торговли. В результате выделяется один, признанный всеми народами, всеобщий эквивалент : ДЕНЬГИ. Так было открыто поистине “ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО” , которое способно превратиться в любую желанную и заманчивую вещь.

Первоначально под деньгами подразумевали только монеты. Предлагается выслушать сообщение учащегося - “ Что из себя представляли самые первые монеты”.

Со временем , для выполнения роли денег наиболее подошло золото – благородный металл, обладающий большой сохранностью. Но золото обладало еще и рядом других качеств:

Золотой стандарт был установлен в Великобритании еще в XVIII веке.

Он широко распространился в последней четверти XIX века в Германии, во Франции, Японии, и России. Как Вы понимаете, что такое “золотой стандарт”?

Энциклопедический словарь дает такую трактовку этому понятию: “Это денежная система во многих странах, при которой только золото выступало всеобщим эквивалентом и непосредственно основой денежного обращения. Классической формой золотого стандарта был золотомонетный стандарт, характеризующийся неограниченной чеканкой и обращением золотых монет.

В условиях такого стандарта Деньги выполняли следующие функции:

В начале 70-х гг. прошлого века произошел полный крах золотого стандарта ( т.е. был прекращен обмен денежных знаков на золото), а золото на мировой арене вытеснено бумажными символами кредитных операций, среди которых наиболее распространенными были бумажные деньги.

Из истории бумажных денег (сообщение учащегося)

Отмена золотого стандарта привела к тому, что отпали две функции денег, которые не могут осуществляться без золота в качестве денег – СРЕДСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СОКРАВИЩ, МИРОВЫЕ ДЕНЬГИ.

Решение задачи

Назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

А) выплата заработной платы ( измерения);

Б) покупка товаров за наличные деньги ( обмен);

В) оплата коммунальных услуг ( обмен);

Г) установление цены товара ( измерения);

Д) уплата долговых обязательств ( обмен) ;

Е) помещение денег в банк ( сбережения).

Что же представляют собой современные денежные средства, пришедшие на смену золотому стандарту? Обратимся к таблице: “ Национальная валюта стран мира”. ( см. Рисунок1).

В настоящее время к деньгам относятся и разнообразные ценные бумаги ( чеки, облигации государственных займов и т.д.) Широкое распространение кредитных операций в промышленно развитых странах привело к тому, что в виде денег выступают долговые обязательства государств, банков и сберегательных учреждений. Как аккумулируются денежные средства, предоставляются кредиты, осуществляются денежные расчеты. Что такое эмиссия кредитных средств? И многие другие вопросы связанные с новым понятием БАНК мы рассмотрим на следующих уроках.

Для закрепления изученного выполните, пожалуйста, тест с аналогичным названием “ДЕНЬГИ”. Работаем в парах, получившуюся цепочку ответов (цифр) записываем в тетрадь.

( см. Рисунок2 ). ( Ответы: 5, 6, 1, -, 2, 8, 3, 11, 4, 9, 12, 7).

Задание на дом: выполнить тест “ Происхождение, сущность и функции денег”.

( см. Рисунок3).

Выставление оценок.

Благодарю всех за работу на уроке.