Открытый урок по русскому языку в 5-м классе. Тема: "Лексическое значение слова"

Разделы: Русский язык


Цель: Дать понятие лексики, лексического значения слова, способов словотолкования.

Задачи:

  1. Познакомить с понятиями лексика, лексическое значение слова, способы словотолкования;
  2. Сформировать умение пользоваться толковым словарём и словарём синонимов;
  3. Повышение мотивации обучения.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала.

1. Представление сказки.

Учитель: Тема нашего урока “Лексическое значение слова”. Открыли свои тетради, записали число, классная работа, тему урока (ребята оформляют записи в тетрадях). Сегодня вы познакомитесь с понятиями лексика, лексическое значение слова, способы словотолкования, научитесь пользоваться толковым словарём.

И для начала... вам предлагается небольшая сказка. Не удивляйтесь! Помните, как оценил сказку А.С.Пушкин: "Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок".

Вот и наша сказка, разумеется, с "намёком". Постарайтесь определить, найти его.

Итак, "Сказка о слове". [2]

1-й вариант: чтение сказки по ролям подготовленными ребятами.

2-й вариант: прослушивание магнитофонной записи.

3-й вариант: презентация. (Приложение 1).

СКАЗКА О СЛОВЕ

Действующие лица:

С л о в о колобок.

Ф о н е т и к а.

Л е к с и к а.

С л о в о о б р а з о в а н и е.

М о р ф о л о г и я.

С и н т а к с и с.

Было это или не было, но говорят, что было: выпало из сказки (а из какой - догадайтесь сами) слово колобок и покатилось по дороге.

Катится колобок, катится, а навстречу ему Фонетика.

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово, - отвечает колобок.

- Какое слово?

- Ко-ло-бок!

- Вот теперь слышу, что ты слово: все твои звуки звучат, как им положено, и ударение на своём месте стоит. Звучи так и впредь! - напутствовала слово Фонетика, и колобок покатился дальше. Долго ли, нет ли он катился, но остановила его Лексика.

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово, - гордо отвечает колобок. - У меня есть свой звуковой облик. Вот послушайте, как я красиво звучу: ко-ло-бок!

- Ну, - улыбнулась Лексика, - для слова этого мало. Например, ло-ко-бок тоже звучит неплохо, но словом это звукосочетание не назовёшь, потому что оно бессмысленно. Слово непременно должно быть наполнено смыслом. Ты действительно слово, потому что обозначаешь небольшой круглый хлебец (в народных сказках) - ведь так?

- Так, - согласился колобок. - Как же вы догадались?

- Я много знаю и о тебе, и о других словах; приходи ко мне в гости - расскажу.

Поблагодарил колобок Лексику и отправился дальше, но вскоре дорогу ему преградило Словообразование:

- Ты кто? - спрашивает.

- Я слово колобок.

- А как ты устроено? И кто твои родственники?

- Не знаю, - растерялся колобок.

- Не огорчайся, это мы сейчас выясним, - проговорило Словообразование и надело очки.

- Так вот, приятель, ты образовано от старого слова колоб (круглый хлеб) с помощью суффикса - ок, который внёс в твою основу признак "маленький" (как в словах дымок, лесок, дубок). Вот почему ты обозначаешь "маленький круглый хлебец". Ну а колоб в свою очередь было образовано когда-то от слова коло (колесо). Теперь тебе понятно, кто твои предки?

Обрадовался колобок, что у него встарь были такие родственники, и весело продолжил свой путь. Вдруг видит: стоит на дороге Морфология. Остановился колобок, а Морфология спрашивает:

- Ты кто?

- Я слово колобок.

- А какая ты часть речи?

- Никакая. Я просто слово.

- Так не бывает, - строго заметила Морфология. - Каждое слово - непременно какая-то часть речи: есть слова самостоятельные, есть служебные, а есть и междометия. И у каждой части речи свои грамматические признаки. Без этих признаков тебя ни в одно предложение не примут - так и будешь в одиночестве по дорогам кататься.

- Что же мне делать? - огорчился колобок.

- А ты помни, что колобок - имя существительное со всеми полагающимися ему признаками. Есть у тебя и род, и число, и падеж...

Не успела Морфология договорить, как на дороге возник Синтаксис:

- Вы уж простите, но я слышал ваш разговор. Правильно Морфология сказала: грамматические признаки помогают словам включаться в предложение, в нём у каждой части речи свои роли.

- А у меня - какие роли? - робко спросил колобок.

- Ну, если ты имя существительное, то можешь быть и подлежащим, и дополнением, да и другая работа тебе не заказана. Так что возвращайся скорее в сказку, из которой выпало, да займись-ка делом.

И пошли Морфология и Синтаксис своей дорогой, а колобок не покатился дальше, а поспешил назад, в свою родную сказку, потому что каждое слово должно стоять на своём месте.

Тут и сказке конец.

Учитель: Итак, какой намек, какой урок содержит наша сказка? Для этого давайте посмотрим, кто является героями сказки? (Ребята дают ответы).

Учитель: Как вы поняли, героями сказки являются разделы науки о языке. Слово настолько многогранно, что оказывается по-своему интересным для разных разделов языка.

2. Беседа о значении слова для разных разделов языкознания:

1. Как вы думаете, что является важным в слове для фонетики? (Это соединение звуков, объединённых ударением).

2. А кто из вас может определить, как рассматривает слово словообразование? (Интересуется тем, как образуются слова, из каких морфем они состоят.)

Для морфологии, ребята, слово - это часть речи со всеми грамматическими признаками, для синтаксиса - прежде всего член предложения, а в лексике слово называет и обозначает предметы, явления окружающего мира.

Ребята, мы можем сделать вывод, что каждая наука языка изучает слово и изучает его по-своему.

Чтобы наша речь была красивой, точной, понятной для других, мы должны правильно употреблять слова, знать их точное значение. Вот об этом мы и поговорим сейчас.

3. Чтение и пересказ лингвистического текста упр.234 на стр.77. [4]

Учитель: Что такое лексика? (Это словарный состав языка). Обратите внимание из какого языка пришло к нам это слово, смотрим дополнительный материал, выделенный пунктирной линией на стр.77.

Учитель: Как вы поняли, что такое лексическое значение слова? (Главный смысл, о котором мы думаем, когда произносим слово).

Существует несколько способов объяснения лексического значения слова. Об этих способах рассказывается далее в упр.234. читаем текст под цифрой 3 (чтение текста учащимися). Рассмотрим способы толкования слов более подробно.

4. Беседа о способах толкования слов.

1-й способ - краткое толкование, которое чаще всего используется в толковых словарях. В школьной библиотеке вы можете найти различные виды словарей: толковые, антонимов, иностранных слов, синонимов, этимологические, фразеологические, устойчивых сравнений и др. (Выставка толковых словарей, которые можно найти в школьной библиотеке).

Знакомство с историей словарей на основе лингвистического текста. [3] (Текст может быть распечатан для каждого учащегося или показан через проектор).

Задание. Выразительно прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните, как вы понимаете высказывание, которое служит эпиграфом к тексту. Спишите эпиграф.

Словарь – это вселенная, расположенная в алфавитном порядке. (А.Франс)

Русские толковые словари имеют многовековую историю. Известны, например, словари 1282 года. Многие “азбуковники” толковали редкие слова, которые встречались в книгах религиозного содержания.

Первые печатные словари в России появились в конце ХVI века, они тоже в основном служили своеобразным пособием при чтении книг, в которых встречалось много непонятных, “нерусских” слов.

В конце ХVIII века выходят первые словари, авторы которых пытались включить как можно больше слов русского языка. Наиболее полным и интересным стал “Толковый словарь живого великорусского языка”, составленный в середине ХIХ века В.И. Далем.

В ХХ веке лингвисты составили и выпустили несколько толковых словарей. Самым полным является 17-томный словарь, в котором разъясняется лексическое значение 120 000 слов. Чтобы выпустить такой словарь, группа лингвистов работала более 20 лет.

И по сей день современные учёные ведут огромную работу, выявляя всё новые и новые слова, определяя и уточняя их лексическое значение.

(Ребята читают текст самостоятельно)

Работа с эпиграфом в начале текста (объяснение его значения и запись в тетрадях).

Работа со словарём в конце учебника.

Учитель: В конце учебника [4] на стр. 279 тоже находится толковый словарик. В него включено, конечно, совсем немного слов, но это слова, значения которых стоит запомнить.

Чтобы быстро и легко найти слово в словаре, мы должны знать хорошо алфавит. Какое лексическое значение имеет слово “завистник” (завистливый человек). А теперь скажите мне, в каком из художественных произведений встречается такой завистливый человек. Обратите внимание, в словарях, кроме лексического значения слова даётся дополнительная информация – это правильное произношение и правильное написание слов.

Определите, пожалуйста, лексическое значение слова “золотой” (сделанный из золота). А теперь заглянем в толковый словарик и посмотрим, правильно ли вы определили лексическое значение данного слова. Посмотрите, оказывается, слово “золотой” имеет несколько значений. Первое значение то, которое мы с вами определили, и оно является главным. Кроме того, второе значение – цвета золота.

Такую пору изобразил художник Исаак Левитан на картине “Золотая осень”. Это пора, когда листья имеют жёлтый цвет, цвет золота, ярко светит солнце. Третье – переносное. Счастливый (золотая пора). Учёные считают, что в истории человечества был период, который называли золотой век. Подробнее об этом периоде вы узнаете на уроках истории. Четвёртое значение – тоже переносное. (Дорогой, любимый).

Слова, которые имеют более одного значения, называются многозначными. Подробнее с такими словами мы познакомимся на следующих уроках.

Итак, над каким способом словотолкования мы сейчас работали? (Краткое толкование, которое чаще всего используется в толковых словарях).

Не всегда мы можем обратиться к толковому словарю, иногда их просто не бывает под рукой, и тогда используются другие способы толкования.

2-й способ - подбор синонимов

Задание: подберите синонимы к слову "красивый" (Прекрасный, пригожий, очаровательный, хорошенький, привлекательный, прелестный, обаятельный, симпатичный, приятный, милый, славный и т.д.).

Учитель: Синонимы помогают не только уточнить значение слова, но и вспомнить другие слова с таким же значением. (Выполнение упр.236 на стр. 78 [4])

Беседа об антонимах.

Учитель: Вспомните определение антонимов (антонимы – слова, противоположные по лексическому значению).

Различение синонимов и антонимов. (Выполнение упр. 244 на стр. 80 [4]).

Заканчивая беседу об антонимах, можно предложить творческую работу (индивидуально или в парах): вставить пропущенные слова в рассказе о мальчиках Пете и Коле. [1]

Петя и Коля

Живут в нашем доме два одноклассника - Петя и Коля.

Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя - разговорчивый, весёлый, а Коля - ...? И нередко ...?. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, - ...?, ...?.

Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.

- Как тепло сегодня! - сказал Петя.

- Нет, - возразил Коля, - сегодня вовсе не тепло, а ...?.

Помолчали. Потом Петя снова заговорил:

- Смотри: облака высоко поднялись; наверное, и завтра будет сухая погода.

- А мне кажется, - засомневался Коля, - что завтра погода будет ...?.

Приятели опять помолчали. Потом Петя предложил:

- Пойдём к ребятам на спортивную площадку: сегодня там интересная игра.

- Нет, - отказался Коля, - не пойду: эта игра, конечно, вовсе не интересная, а ...?.

Тогда Петя достал из кармана два румяных яблока и протянул одно товарищу:

- Подкрепись, может, тогда и играть захочешь, - улыбнулся он. - Яблоко спелое, сладкое.

- Откуда ты знаешь, - проворчал Коля. - Может быть, это яблоко как раз наоборот - ...? и ...?.

Петя укоризненно посмотрел на приятеля, а Коля надкусил яблоко и смущённо улыбнулся: оно действительно было сочное, вкусное!

Другой вариант. Отгадать загадки – антонимы [1]

1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня - ... . (Прохлада).

3. Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - ... .(Зима)

2. Я антоним к слову смех,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ... . (Плач).

4. Не бываю без начала

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ... . (Конец).

5. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь ... . (Тишина)

3-й способ - подбор однокоренных слов.

Подбор однокоренных слов к слову "лесник" (лес, лесной, лесистый, лесничество, лесовик). Однокоренные слова помогают понять, почему именно так назван предмет. (Выполнение упр. 240 на стр. 81[4])

4-й способ - рисунок, который часто используется при знакомстве с новым словом в книгах для маленьких детей и книгах, где разъясняются значения редко употребляющихся слов. (Выполнение упр. 238 на стр. 81 [4])

3. Подводятся итоги урока.

Итак,

чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

Мы с вами познакомились сегодня на уроке с лексикой.

Лексика - это... (словарный состав).

Каждое слово имеет... (лексическое значение).

Лексическое значение - это... (главный смысл слова).

Существует несколько способов объяснения лексического значения слов. Это... (краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок).

Мы с вами также познакомились... (учитель показывает на словари)... (с толковыми словарями).

4. Домашнее задание: & 32, упр.247 (1), 239. [4]

Список литературы

  1. Корсаков В.А.. Занимательные задачи и упражнения по лексике и фразеологии. - Йошкар-Ола: Стезя, 1992. - 53 с.
  2. Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1995. - 160 с.
  3. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. – 384 с.: ил., 8 л. цв. вкл.
  4. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; Под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. - 13-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2006. – 286, [2]с.: ил., 8 л. цв. вкл.