Урок русского языка с использованием информационных технологий по теме "Русский литературный язык. Культура речи, языковая норма"

Разделы: Русский язык


 

Тема: Русский литературный язык. Культура речи, языковая норма

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

  1. Закрепление понятия «русский литературный язык»; знакомство с понятием «языковая норма»; закрепление теоретических знаний и практических умений по теме.
  2. Развитие умения работать с компьютерными программами по русскому языку; развитие речи учащихся; развитие внимания.
  3. Воспитание любви к родному языку, бережного к нему отношения.

Средства обучения:

  1. А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М.: Вербум-М, 2004.
  2. Программно-методический комплекс по русскому языку «Семейный наставник. Русский язык. Средняя школа. 7 класс» (обучающая компьютерная программа).
  3. Печатные карточки.
  4. Персональный компьютер.
  5. Задание для самостоятельной работы на компьютере – файл «Редактирование».

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация учащихся

Учитель. Знаете ли вы, как правильно поставить ударение: жАлюзи или жалюзИ, обеспЕчение или обеспечЕние?

(Ответы учащихся).

А как правильно сказать: «у рыб нет зуб», «у рыбов нет зубов» или «у рыбей нет зубей»? А может быть, как-то иначе?

(Ответы учащихся).

Как записать числительное словами: «Дорожил своими 888 книгами»?

(Ответы учащихся).

Почему нельзя сказать «местные аборигены», «розовое фламинго»?

(Ответы учащихся).

На эти и многие другие вопросы отвечает культура речи – раздел языкознания, где изучаются нормы русского языка, т.е. правила литературного употребления языковых единиц: слов, словосочетаний, предложений.
Латинское слово «культура» восходит к глаголу «возделывать, ухаживать». Хлеборобы возделывают землю, ухаживают за ней, чтобы собрать богатый урожай. Наша речь, как и земля, тоже нуждается в заботе, бережном уходе.[1]
Сегодня на уроке вы продолжите познавать секреты литературного языка, познакомитесь с понятием «языковая норма» и будете развивать, совершенствовать свою речь.
Запишите в тетрадь тему урока.

II. Новый материал

1. Беседа

Учитель. Какой язык мы называем литературным?

(Ответы учащихся).

Запишите в тетрадь определение: «Литературным называется образцовый язык повседневного общения, официально-деловых документов, школьного обучения, науки, культуры, художественной литературы».
Какова отличительная черта литературного языка, вы узнаете из знакомой вам программы «Семейный наставник».

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Учитель. Откройте программу «Семейный наставник», выберите в учебном курсе «Часть 1», откройте «Справочник», в содержании активизируйте «Введение», откройте страницу «Понятие о литературном языке. Литературные нормы». Изучите теоретический материал.

3. Продолжение беседы

Учитель. Какова же отличительная черта литературного языка?

(Ответы учащихся).

Продолжите запись в тетради: «Его отличительная черта – нормированность, т.е. наличие правил, норм, соблюдение которых обязательно для всех членов общества».

Где закреплены эти правила, или нормы?

(Ответы учащихся: в справочниках, словарях, школьных учебниках).

Какие же нормы определяют литературный язык?

(Ответы учащихся: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические нормы).

III. Закрепление теоретического материала

1. Работа по карточке

Задание: В печатной таблице соотнесите названия норм с их определениями (Приложение 1).

(После выполнения задания – фронтальная проверка).

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Работа с программой «Семейный наставник»: «Русский язык. Часть 1» - «Уроки и экзамены» - «Закрепление теоретического материала» - «Основные разделы науки о языке» (Ученики самостоятельно выполняют тест, пользуясь памяткой «Языковые нормы литературной речи» - Приложение 2).

IV. Практикум

1. Фронтальная работа с классом

Учитель. А теперь на конкретных примерах определите, какие языковые нормы нарушены в следующих предложениях

(Примеры записаны на доске):

  1. Покладите тетради на стол. (Положите тетради на стол – морфологическая ошибка).
  2. Взятничество – бич нашего времени. (Взяточничество – бич нашего времени – словообразовательная ошибка).
  3. В подтверждение этому приведу такой пример. (В подтверждение этого приведу такой пример – синтаксическая ошибка).
  4. Кто же не слышал об этом юном вундеркинде? (Кто же не слышал об этом вундеркинде? - речевая ошибка).

2. Работа учащихся за персональными компьютерами

Работа с программой «Семейный наставник»: «Русский язык. Часть 1» - «Уроки и экзамены» - «Самоконтроль практического материала» - «Основные разделы науки о языке».

3. Редактирование

Учитель. Знать нормы литературной речи очень важно. Но это только первый шаг в развитии вашей речи. Следующий шаг – уметь исправлять ошибки согласно нормам. Отредактируйте предложения из школьных сочинений. Откройте файл «Редактирование» на рабочем столе (Приложение 3).

(После самостоятельной работы – ответы уч-ся с комментариями.)

V. Проверка знаний

Работа с печатными карточками: выполнение теста в формате ЕГЭ (Приложение 4).

VI. Заключительный этап

1. Работа с учебником

Учитель. Мы говорили с вами о культуре речи как разделе языкознания. Но у слова культура есть несколько значений. Какое ещё значение имеет выражение «культура речи»?

(Ответы учащихся: культура – высокий уровень чего-либо, высокое развитие, умение; культура речи – это высокое умение владеть родным языком).

Упр. 34. Чтение и запись высказывания учёного-лингвиста В.В.Виноградова.

2. Заключительное слово учителя.

Персидский поэт и мыслитель 13 века Саади писал:

Умён ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово не сказал.

Если вы хотите занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением людей, вы должны овладеть родным языком, культурой речи и постоянно совершенствовать свою речь.
Об этом – рассуждение Д.С.Лихачёва в тексте упр. 31, которое вы выполните дома.

VII. Домашнее задание

Упр. 31. Списать весь текст, определить его тему, основную мысль, выполнить задание 1-3.

Литература

1. Нарушевич А. Культура речи «желает лучшего». Лексические ошибки// Русский язык и литература для школьников. – 2005. – №1. – С.2-9