Рейтинг@Mail.ru

Развитие творческого потенциала личности младших школьников

Разделы: Начальная школа


Развитие образования на современном этапе предполагает усиленное внимание к личности каждого конкретного ребенка, его индивидуальности.

Ребенок живет в динамично изменяющемся мире и для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста развивать творческие способности каждого ребенка, активизировать его творческий потенциал.

Творческий потенциал личности младшего школьника наиболее полно раскрывается при использовании “театральной деятельности”, что и развивает художественно-творческое мышление и воображение младшего школьника.

Развитие образования на современном этапе предполагает усиленное внимание к личности каждого конкретного ребенка, его индивидуальности.

Ребенок живет в постоянно изменяющемся мире и для того, чтобы выжить в нем, должен быть готов изменениям. Для этого необходимо с раннего возраста развивать творческие способности каждого ребенка, активизировать его творческий потенциал.

Творческие дети в большей мере реагируют на стимулы, более автономны, честны, обладают склонностью к игре, спонтанностью и юмором, менее тревожны, более уверенны в себе, более настойчивы.

Каждый учитель, я думаю, ставит перед собой решение этой задачи в своей профессиональной деятельности.

В своей практике, я систематически уделяю внимание, развитию личностного потенциала младших школьников, используя различные творческие задания. Например:

1. К доске вызываются 5–7 учеников. Им предлагается найти взглядом того, кто в дальнейшем может стать твоим партнером. Эта связь устанавливается с помощью зрительного взгляда. По команде учителя, все меняются местами, одни выходят к доске, другие садятся на их места. Новой группе у доски дается то же задание, но не брать в партнеры тех, кто уже был у доски. Такое задание помогает выявить уровень дружественного отношения в классе, способность каждого из детей к широкому общению.

2. Упражнение “моментальная фотография”. На каждом уроке можно получить “выразительные фотографии” по команде “замри”. Эти сцены запечатлевают секунды из жизни класса, разнообразными позами и выражениями лиц, которые многое могут рассказать об учениках. Учитель выбирает наиболее выразительную композицию, разрешает всем другим детям “отмереть” и дает задание прокомментировать “фотографию”. Сочинение смешных комментариев проходит легко, на творческом подъеме и становится навыком театральной игры.

Для развития образно-ассоциативного мышления, художественного воображения, фантазии можно использовать ряд таких упражнений, как:

– произнесение небольших предложений с разной интонацией: вежливо, с обидой, с просьбой, требовательно. (“Дай котёнка”, “Спой мне песенку”, “Иди спать” и т. д.);

– воспроизведение стихотворных текстов с различной интонацией: насмешливо, удивленно, недоуменно, тревожно;

– дети читают стихотворные тексты от лица различных персонажей: медведя, зайки, лисы, мышки, птички, ёжика и др.

Наиболее увлекательным видом театральной деятельности в работе с младшими школьниками, в моей практики, является – обыгрывание детских песен. Обыгрывание песни осуществляется с помощью движения рук и мимики. Выступающие дети выстраиваются в традиционной постановке хорового коллектива и поют свой репертуар, передавая в движениях содержание песни. Для примера, можно взять такие песни, как “Песня мама” из телефильма “Чехарда” (муз. Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина), “Мы маленькие дети” из телефильма “Приключение Электроника” (сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова). Вот фрагмент, разбора движений при инсценировке детской песни из телефильма “Приключение Электроника” “Заводные игрушки” (сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова).

1 куплет поют все дети:

на слова

Спешите нас приобрести Дети шагают на месте, изображая бег
Ведь это не музей Смотрят по сторонам
Мы так хотим приобрести Скрещивают руки на груди и смотрят в зал
Скорей себе друзей Поворачиваются парами друг к другу и жмут правые руги в дружеском рукопожатии

В своей работе, обыгрывание детских песен, я использую на динамических паузах, предлагая детям войти в роль того или иного героя песенки (“В траве сидел кузнечик”, “Жили у бабуси два веселых гуся” и т. д).

Во внеклассной работе часто предлагаю детям поставить музыкальную сказку, спектакль и дети с большим удовольствием принимают участие. Например, на “Праздник Осени” с учащимися 1 класса мы подготовили сказку “Репка” в стихах.

Репка

Жили-были дед и баба,
С маленькою внучкой.
Ели кашу с молоком,
Угощали Жучку.
Надоела деду каша:
“Сколько можно ее есть?
Больше есть ее не буду,
В доме что-то ещё есть???”
Тут и мысль к нему влетела:
Решил репку посадить,
Холил он ее, лелеял
Поливать всегда спешил.
Репка выросла большая,
А румяная какая!!!
Всем на зависть подросла,
Деду славу принесла!

(репка танцует)

Пришло время репку дергать.
Нарядился дед тогда
Подошел в любимой репке,
Хвать ее он за бока!
И давай тянуть ее он,
Да не вытянет никак.
Решил бабку тут же кликнуть:
“Бабка, ну пойди сюда!”
Бабка грузная была,
Еле к деду подплыла!!!
Ухватилась бабка в деда,
Он аж взвизгнул от нее...
Стали вместе тянуть репку,
Да не вытянут никак!!!
Внучку звать тогда решили:
“Внучка, ну пойди сюда.”
Внучка бабку обхватила,
Изо всех сил потащила...
Тянут репку так и сяк,
И не вытянут никак.
Внучка Жучке закричала:
“Жучка, Жучка к нам беги,
С репкой ты нам помоги”.
Жучка добрая собака,
Прибежала в тот же миг,
Хвостом шустро завиляла,
В помощи не отказала.
Тянут репку, так и сяк,
И не вытянут никак!
Кошка мимо проходила
И помочь она решила.
Жучку нежно обняла
И тянуть уж начала.
Тянут репку во все силы,
Да не вытянут никак.
Что же с репкой им поделать?
Как решить такой пустяк?
Мышка к норке пробегала,
Кошка мышку задержала.
Стали все ее просить,
В деле этом подсобить.
И схватился дед за репку,
А бабуся уж за дедку,
Внучка бабку обхватила,
Жучка внучку зацепила,
Кошка внучку обняла
И тянуть уж начала.
Раз, и два, и три рывок –
И достали репку в срок.

(Все танцуют).

В качестве заключения, хотелось бы отметить, что использование в процессе обучения и внеклассной работе творческо-игровых заданий повышает общий уровень обучаемости учащихся, ведет к сплочению коллектива.