Урок русского языка в 6-м классе "Гласные о-а в суффиксах на конце наречий"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Создать условия для осознанного изучения новой темы учащимися в системе различных методов; учить воспринимать язык как систему: видеть связь правописания с фонетикой, словообразованием, этимологией и т.п.
  2. Выработать навыки анализа языковых явлений: сравнение, классификация, обобщение, вывод.
  3. Воспитывать самостоятельность, настойчивость, критическое отношение к себе, сотрудничество в работе.

Тип урока: урок изучения новой темы и первичного закрепления.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

Примерный ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний:

  • о-е в суффиксах наречий после шипящих,
  • не с наречиями,
  • н и нн в наречиях
  • способ образования наречий.

Выборочно-распределительный диктант. Работа на доске и в тетрадях.

Задача для учащихся: выписать наречия, распределив их по способу образования и графически обозначив знакомые орфограммы.

Неуклюже развернуться, горячо приветствовать, чувствовать себя неуютно, неплохо справиться, звучать торжественно, говорить неискренне, вылепить искусно, пойти вправо, повернуть направо, увидеть справа.

Приставочный

неуютно

неплохо

неискренне

Суффиксальный

Неуклюже

горячо

торжественно

искусн

Приставочно-суффиксальный

вправо

направо

справа

В трех последних наречиях учащиеся встретятся с еще незнакомой орфограммой, что позволит создать проблемную ситуацию урока.

III. Целеполагание.

- В трех последних словах слышится [а], но пишется по-разному: и а, и о. Почему?

Мы вряд ли сразу найдём ответ, надо разобраться. Сформулируйте тему урока: Суффиксы О-А на конце наречий.

- Какова цель нашей работы?

Узнать, когда в наречиях пишется суффикс А, а когда О, т.е. вывести правило; определить способ применения правила.

Выбор способа работы [1], формирование групп:

А) кто хочет решить задачу совершенно самостоятельно, как исследователи? – проблемный метод;

Б) кто хочет решить эту же проблему по программе, как экспериментаторы?– программированный метод;

В) кто хочет идти вслед за учеными, догадываться, как они пришли к решению проблемы, быть архимедами? – эвристический метод;

Г) кто хочет работать с учебником[2]? Быть экспертом? – объяснительно-иллюстративный метод.

IV. Работа учащихся по изучению темы.

Группам учащихся предлагаются карточки- задания:

(Работа протекает быстрее, если организовать ее в компьютерном классе, используя презентации PowerPoint, или написать каждое слово на отдельной карточке – для первых двух групп)

1. Проблемный метод, группа “Исследователи”

Задание.

1. Изучите предложенные наречия, сделайте вывод, когда нужно писать суффикс О, когда – суффикс А, обозначьте графически условия выбора орфограммы.

2. Составьте способ применения правила (алгоритм) или опорный конспект.

Слева, справа, вправо, снова, заново, налево, влево, наново, сгоряча, свысока, намертво, замертво, дотемна, затемно, досветла, досуха, насухо, дочиста, начисто, догола, засветло, наголо, добела, издавна, иссиня, издалека, набело, искоса, изредка.

2. Программированный метод, группа “Экспериментаторы”

Задание.
  1. Сгруппируйте наречия, взяв за основание группировки различные суффиксы.
  2. Выделите приставки в наречиях.
  3. Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками;
  4. Сделайте вывод: какие приставки сопутствуют суффиксу А, какие – суффиксу О;
  5. Сформулируйте правило и выполните графическое обозначение орфограммы.
  6. Составьте способ применения правила (алгоритм) или опорный конспект.

Слева, справа, вправо, снова, заново, налево, влево, наново, сгоряча, свысока, намертво, замертво, дотемна, затемно, досветла, досуха, насухо, дочиста, начисто, догола, засветло, наголо, добела, издавна, иссиня, издалека, набело, искоса, изредка.

3. Эвристический метод, группа “Архимеды”.

Задание.

  1. Изучите последовательно записи (I - III) и сделайте вывод, каким образом получены результаты.
  2. Сформулируйте правило написания суффиксов О-А в наречиях и выполните графическое обозначение орфограммы.
  3. Составьте способ применения правила (алгоритм).

I. Слева, справа, вправо, снова, заново, налево, влево, наново, сгоряча, свысока, намертво, замертво, дотемна, затемно, досветла, досуха, насухо, дочиста, начисто, догола, засветло, наголо, добела, издавна, иссиня, издалека, набело, далеко, искоса, изредка.

II. 1. Слева, справа, снова, сгоряча, свысока, дотемна, досветла, досуха, дочиста, догола, добела, издавна, иссиня, издалека, искоса, изредка;

2. Налево, влево, направо, вправо, заново, наново, намертво, замертво, затемно, засветло, насухо, начисто, наголо, набело.

III. 1.

1) слева, справа, снова, сгоряча, свысока;

2) дотемна, досветла, досуха, дочиста, догола, добела;

3) издавна, иссиня, издалека, искоса, изредка;

2.

1) налево, направо, наново, намертво, насухо, начисто, наголо, набело;

2) влево, вправо;

3) заново, замертво, затемно, засветло.

4. Объяснительно-иллюстративный метод, группа “Эксперты”

Задание.
  1. Прочитайте § 118
  2. Составьте способ применения правила (алгоритм) или опорный конспект.
  3. Подберите примеры к правилу из предложенных слов:

Слева, справа, вправо, снова, заново, налево, влево, наново, сгоряча, свысока, намертво, замертво, дотемна, затемно, досветла, досуха, насухо, дочиста, начисто, догола, засветло, наголо, добела, издавна, иссиня, издалека, набело, искоса, изредка.

V. Обсуждение итогов работы. Формулирование правила, алгоритма, графического обозначения.

Отчет групп о результатах работы по плану:

  1. Что общего и что различного в словах?
  2. По какому основанию произведена первая группировка?
  3. Что общего и различного в словах внутри получившихся групп?
  4. По какому основанию проведена следующая группировка?
  5. Каковы условия выбора орфограммы? Правило? Графическое обозначение орфограммы?
  6. Каков способ применения правила (алгоритм)?

1. Группа “Исследователи” рассказывает о своих действиях (п.1-4), группа “Архимеды” оценивает:

Общее: эти слова – наречия, образованные от прилагательных приставочно-суффиксальным способом;

различия: разные приставки и суффиксы. Поскольку орфограмма в суффиксе, группировку лучше производить по этому основанию. (Ученики могут сгруппировать наречия и по одинаковым приставкам, вывод не изменится).

В получившихся группах слов выделяется общий признак: одинаковый суффикс, но разные приставки, поэтому вторую группировку производим по единственному различию – по приставкам.

2. “Экспериментаторы” и “Архимеды” докладывают о результатах работы (п.5), “Эксперты” оценивают:

3. “Эксперты” предлагает свой алгоритм (п.6), все остальные группы оценивают их работу.

Как правило, предлагается такой алгоритм.

Суффиксы О - А в наречиях

1. При помощи каких приставок образовано наречие?

Доработка алгоритма. Вторая проблемная ситуация.

Учитель предлагает проверить, как “работает” алгоритм, записав следующие наречия: снова, сызнова, слепо, дословно, досрочно, изначально. Как правило, ученики без труда справляются с первыми тремя словами (снова – точно по правилу; сызнова – тоже, приставка с – вторичная; слепо – здесь вообще нет приставки), а вот дословно, досрочно, изначально создают вторую проблемную ситуацию урока. Коллективный мозговой штурм справляется и с этой задачей: эти наречия образованы суффиксальным способом от прилагательных с уже имеющейся приставкой.

Вносится уточнение в алгоритм:

Суффиксы О - А в наречиях

1. Каким способом образовано наречие: приставочно-суффиксальным?

VI. Этимологическая работа.

-Хотите знать, почему именно такие соответствия (приставки в-, на-, за- и суффикс о; приставки из- до-, с- и суффикс а) сложились в языке?

Посмотрите, мы говорим: от мала до велика, средь бела дня, по белу свету;

Ещё примеры: “Ибо как Василий учил, собрав юношей: ...соблюдать слово господне: “Есть и пить без шума велика…” (Поучение Владимира Мономаха) [3]

Кнзь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит. (А. Пушкин) [4]

- Что для нас удивительно? Краткие прилагательные склоняются, причем как существительные. Видимо, наречия с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за- возникли в эпоху, когда краткие прилагательные ещё склонялись по типу склонения существительных [5].

Вывод: Сопоставив эти наречия с существительным, например, “окно” с данными предлогами, мы “услышим”, какую конечную гласную букву следует писать в наречии: за окно – заново, в окно – влево, до окна – дотемна и т.п.

VII. Выработка “правила-для-себя”, “правила – своими словами”.[6]

На этом этапе работы ученики выбирают для себя, каким вариантом правила им легче и понятнее пользоваться: алгоритмом или каким-то своим способом - и отражают его в виде своей схемы, опорного конспекта. (Опорный конспект)

VIII. Тренировочные упражнения:

Работа в парах:

1. Образуйте возможные наречия от слов: простой, легкий, красный, белый, желтый с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-.

2. Объясните правописание конечных суффиксов в наречиях: дочерна, иссиня, сызмала, доблестно, заботливо.

  1. № 514 (Дописать суффиксы на конце наречий, обозначив орфограмму – самопроверка по ключу: а, а, о, о, а, о, о, а, о, а.)
  2. № 518 (Вставить суффиксы наречий, записав предложения – взаимопроверка по ключу: а, а, а, о, а, о, а, о, а.)
  3. № 515 (Составить свою программу зарядки (физкультминутки), используя глаголы повелительного наклонения и наречия)
  4. Контрольная проверка усвоения. Диктант-перфограмма: учитель диктует слова, ученики ставят точки в нужном столбце на соответствующей строке (первое слово – точка на первой строке, второе – на второй и т.д., затем соединяют линией последовательно). Каждый ученик сверяет свою получившуюся кривую с образцом и выставляет себе оценку.
  1. Глядеть искоса
  2. Повернуться влево
  3. Начать сначала
  4. Решить заново
  5. Переписать набело
  6. Отмыть дочиста
Image1154.gif (423 bytes)

IX. Рефлексия

  • Что вам понравилось и что не понравилось в сегодняшней работе?
  • Как вы оцениваете свою работу, работу своей группы?

X. Домашнее задание

№ 516 или составить тест и диктант-перфограмму на изученное правило.

Литература

1. В.В.Гузеев. Образовательная технология: от приема до философии. М., Сентябрь, 1996, с. 12-13:

“Если ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном, или объяснительно-иллюстративном методе.

Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированное обучение. …

Если промежуточные результаты открыты, но способ их получения ученику не сообщается, то приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата. Перед нами стандартная схема эвристического поиска, то есть мы говорим об эвристическом методе обучения.

Далее, если не известны и промежуточные результаты, и пути их достижения, ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает сложный характер. В этом случае учитель использует проблемный метод обучения”.

Поскольку данный урок – начало изучения темы, всех учащихся можно считать одинаково некомпетентными и предложить им самим выбрать способ работы. Однако учитель в зависимости от своих целей и задач может сам сформировать группы.

2. Учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой.

В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 кл., М., Дрофа, 2007.

Г.К.Лидман-Орлова, А.Ю. Купалова, С.Н.Молодцова и др. Русский язык. Практика. 6 класс. М., Дрофа, 2007.

3. Русская литература XI – XVIII вв. М., Художественная литература, 1988, с.49.

4. А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1, М., Художественная литература, 1985, с. 614.

5. В.В.Иванов, З.А.Потиха Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. М., Просвещение, 1985, с. 93.

6. А.А.Мурашов. Абсолютная грамотность. Москва-Воронеж, 2003, с. 120.