Урок истории в 8-м классе по теме " Русская живопись второй половины XIX века"

Разделы: История и обществознание


Цель:

  • создать у учащихся представление о русской живописи второй половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающие произведения искусства;
  • развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе, подбора материала на заданную тему;
  • побудить у учащихся чувство любви и интереса к отечественной культуре.

Оборудование: для технического и методического обеспечения урока используются smart-доска, CD диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», компьютерная презентация «Товарищество передвижных художественных выставок» (Приложение 1), репродукции картин художников второй половины XIX века.

Опережающее задание:

Подготовить сообщение о художнике - передвижнике или о каком-либо произведении культуры второй половины XIX века.

Ход урока

Слово учителя. Во второй половине XIX века ведущим жанром живописи становится критический реализм.

Запись на доске и в тетради:

Критический реализм – художественный стиль, сочетающий остроту постановки коренных социальных проблем, широту исторического охвата с живописным изображением конкретных жизненных явлений.

Учащиеся рассматривают картины художников второй половины XIX века.

Беседа по вопросам:

  1. Кто главный герой картин, на которых изображены современные художникам события?
  2. Каким событиям посвящены картины?
  3. Какие исторические события изображались художниками?

Слово учителя. Уже в 60-е годы стало очевидно, что передовое изобразительное искусство доступно одним лишь жителям Петербурга, отчасти Москвы, а вся остальная Россия только понаслышке, из газет имела представление о новостях художественной жизни. Понимая это, Крамской в 1865 году пытался организовать передвижную выставку в Нижнем Новгороде во время ярмарки. Однако вся торговая атмосфера была малоблагоприятна для художественной выставки. А между тем общие интересы русских художников и общественности требовали, чтобы реалистическое искусство, демократическое по своему содержанию, стало доступно широким кругам зрителей, тем, кому оно было адресовано и интересы кого выражало. Если прибавить к этому распространившееся в передовых кругах в конце 60-х - начале 70-х народнические идеи о долге интеллигенции перед народом, то организация передвижных выставок вполне отвечала духу времени.

Переговоры о создании нового объединения начались в кругу художников.

Г. Г. Мясоедов, которому принадлежала инициатива, привлек В. Г. Перова. Этой идеей зажглись И. Н. Крамской и Н. Н. Ге. Петербургские художники (среди них были Ф. А. Васильев, И. Е. Репин, И. И. Шишкин и др.) поддержали москвичей.

Устав нового объединения был утвержден 2 ноября 1870 г. «Товарищество имеет целью, - значилось в нем, - устройство с надлежащего разрешения во всех городах империи устройство передвижных художественных выставок в видах: а) доставления возможностей желающим знакомиться с русским искусством и следить за его успехами, б) развития любви к искусству в обществе, в) облегчения для художников сбыта их произведений»

Первая передвижная художественная выставка открылась 29 ноября 1871 г. В Петербурге. Она была невелика - участвовали 15 живописцев, но зато очень интересная. Вслед за первой выставкой в конце 1872 г. открылась вторая и так на протяжении почти полувека, до 48-ой в 1823 г. За это время выставки побывали в большинстве крупных городов России.

Давайте и мы совершим небольшую виртуальную экскурсию.

Экскурсовод (ведущий группы учащихся, готовившей материал о художниках передвижниках). Уважаемые дамы и господа! Мы приглашаем вас на экскурсию по картинной галерее. Здесь вы ознакомитесь с лучшими образцами изобразительного искусства России второй половины XIX в., узнаете о жизни и деятельности выдающихся художников этого периода.

Первый зал нашей выставки посвящен Григорию Григорьевичу Мясоедову – художнику, первому зародившему мысль о создании Товарищества передвижных художественных выставок. О его творчества нам расскажет Наташа Т.

Ученица. Стремление создать Товарищество «подвижных» выставок стало основной жизненной задачей Григория Григорьевича Мясоедова. На первую выставку Мясоедов представил историческую картину «Дедушка русского флота». На картине изображен молодой Петр I, который с большим вниманием Ра осматривает старый ботик. Тиммерман дает ему разъяснения. Мясоедов стремился показать пытливость ума и энергию будущего преобразователя России. На второй выставке была показана картина «Земство обедает», которая определяет весь дальнейший творческий путь художника. «Земство обедает» - одно из первых произведений не только в живописи, но и во всем русском искусстве, где прямо и резко показано бесправие пореформенного крестьянства. В конце 80-х и начале 90-х годов Мясоедов выступает с серией произведений утверждающих величие и суровую красоту крестьянского труда. Самое яркое произведение этого цикла «Страдная пора (Косцы)». Картина вызывает ассоциации со стихами Кольцова:

«Степь раздольная
Далеко вокруг
Широко лежит
Ковылем-травой.
Раззудись, плечо,
Размахнись, рука,
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!».

О Мясоедове - художнике можно сказать, что это острый наблюдатель, почитающий задачей художника отражение существенных сторон народной жизни.

Экскурсовод: Проходим в следующий зал. Он посвящен художнику Василию Перову. О его творчестве нам расскажет Данил Г.

Ученик Данил Г.: Василий Григорьевич Перов родился в 1833 г.

Большую роль в становлении живописи передвижников сыграло творчество Василия Григорьевича Перова. Сын барона Криденера, родился в Тобольске. Отец его губернский прокурор славился своей гуманностью, просвещенностью и либерализмом. Последнее стало причинной перевода его в Архангельск и затем отставки. Тогда Криденер переехал в Самарскую губернию. Василий Григорьевич окончил Арзамасскую школу живописи, а затем Московское училищe живописи, ваяния и зодчества. В 1861-1862 гг. Перов написал три картины: «Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе» и «Чаепитие в Мытищах близ Москвы». Перов вводит в живопись крестьянскую тему. Очень часто сюжеты его картин взяты из жизни, так он собственными глазами видел монаха и послушника, которых потом изобразил на своей картине «Чаепитие в Мытищах близ Москвы». За эту работу Академия художеств присудила Перову Большую золотую медаль и право на поездку за границу. Все три картины носят обличительный характер, показывая нелицеприятные стороны действительности. Вернувшись из заграничной поездки 1862-1864 гг., Перов пишет ряд картин, сюжет которых печален, а мрачный пейзаж усиливает ощущение тоски. Таковы картины «Про воды покойника», «Тройка. Ученики мастеровые везут воду», «Утопленница», «Последний кабак у заставы». В конце 60-х - начале 70-х гг. Х1Х в. художник пишет ряд работ, в которых стремится как можно точнее передать внешний облик и особенности личности героя. Например, портреты А.И. Островского и Ф.М. Достоевского, картины «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале». В произведениях Перова отразились нравы и взгляды его эпохи. Его творчество оказало огромное влияние на последующие поколения художников.

Экскурсовод: Пройдем в следующий зал. В нем представлены картины художника Ивана Николаевича Крамского. О его творчестве и жизненном пути нам расскажет Саша М.

Ученик Саша М.: Иван Николаевич Крамской родился в 1837 г. в семье мелкого чиновника. Поступил в Петербургскую Академию художеств. Он был в числе тех учеников, которые вышли из Академии и создали Артель художников, а позже и Товарищество передвижных художественных. Душой товарищества стал Крамской. Передвижники создали искусство, которое показывает правду жизни. Это реалистическое искусство. Известность Крамскому принесла картина «Христос в пустыне», написанная в 1872 г. Христос изображен пребывающим в скорбном раздумье, стоящим перед нелегким выбором. Чтобы правдиво передать пейзаж в картине, Крамской дважды ездил в Бахчисарай и Чуфут-Кале, каменистые пейзажи которых казались художнику близкими географическим особенностям Палестины. Это свидетельствует о том, что художник стремился придать воплощению евангельской легенды черты исторической конкретности. Одной из известных работ Крамского является картина «Неизвестная». На картине изображена изысканно одетая молодая женщина, медленно проезжающая в открытом экипаже, повернув к зрителю свое прекрасное и задумчивое лицо. Оригинальная и смело найденная композиция помогает почувствовать гордую красоту этого лица, изящество силуэта героини. В 80-х годах Крамской уже признанный мастер портрета, имеющий неограниченное количество заказов, в том числе и в великосветских кругах. Широко известны его автопортрет, портрет Л.Н. Толстого. Крамской умер в 1887 г. Он сыграл важную роль в культурной жизни страны 70-80-х п. XIX века, помогая сплотиться художникам, ощутившим потребность в создании реалистичного искусства.

Экскурсовод: Композиция следующего зала посвящена творчеству Алексея Кондратьевича Саврасова. Об этом художнике нам расскажет Юля С.

Ученица Юля С.: Алексей Кондратьевич Саврасов является одним из родоначальников русского реалистического пейзажа. Он родился в Москве в семье купца. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Творческая судьба Саврасова необычна. Юношей двадцати четырех лет он уже академик, но потребовалось еще пятнадцать лет напряженной работы, чтобы картина «Грачи прилетели» (1871), утвердила его как одного из лучших современных мастеров, определила значение его творчества в русском искусстве второй половины XIX века. Сюжет картины достаточно прост, но она написана в таких светлых и нежных тонах, что вызывает ощущение пробуждающейся природы. Саврасова влечет широкий мир, дыхание которого ощущалось и в «Печорском монастыре», и в «Лосином острове». В картине «Проселок» Саврасов изобразил уходящую вдаль раскисшую от воды дорогу.

Зимние мотивы встречались в творчества живописцев уже в 60-е годы. Но именно Саврасов выступает родоначальником этой темы в русском пейзаже. Саврасов побывал во многих странах, участвовал в организации Товарищества передвижных художественных выставок, но в конце жизни здоровье художника расшатывается, и в 1897 году он погибает – почти забытый. Среди немногих, провожавших его в последний путь, был Левитан.

Экскурсовод: Пройдем в следующий зал. В нем представлены произведения Ивана Ивановича Шишкина. По этому залу нас проведет Эдуард А.

Ученик Эдуард А.: Иван Иванович Шишкин всегда гордился тем, что был одним из основателей товарищества и его постоянным членом. Он родился в 1832 г. в городе Елабуге, он был младшим сыном в купеческой семье. Отец его интересовался историей родного края, археологией, хотел дать сыну хорошее образование. Будущему художнику было двенадцать лет, когда отец отвез его в Казань, в гимназию, Но гимназию юноша бросил, а профессию художника избрал против воли отца. С 1853 по 1856 год он учится в Московском училище живописи и ваяния под руководством К.И. Рабуса и А.Н.Мокрицкого. После окончания училища и Петербургской Академии художеств совершил поездку по Европе. Известность Шишкину принесла картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», в которой художник показал вековую чащу. В картине «Рожь» он изобразил огромные сосны посреди широкого поля. Картина показывает мощь русской природы. Это своего рода гимн производительной мощи природы. Высокие хлеба, отягощенные спелыми, налившимися зернами, как бы несут в себе пафос человеческого труда, нелегкого труда крестьянина, возделывающего бережно и любовно эту землю. С годами особенно близки становятся Шишкину образы русского леса. Он первый открыл зрителю тайны старого бора, пахнущего мхом, смолой и земляникой, еловые чащи, поросшие папоротником маленькие лесные полянки в буйном цветении летних трав. Известно произведение Шишкина «Утро в сосновом лесу». Здесь Шишкин изобразил лесной пейзаж, а медведица с медвежатами была нарисована художником Константином Савицким. Шишкин уверен, что природа, которую он изображает, прекрасна и значительная и не требует для своего изображения нарочитых, эффектных приемов. Мотивы его пейзажей просты и естественны. Огромный запас наблюдений помогает Шишкину создавать правдивые образы. В его лесах, словно завороженные, дремлют могучие жизненные силы. И человек способен расколдовать эти природные, пока еще скрытые сокровища.

Экскурсовод: Мы продолжаем наш путь по картинной галерее и входим в зал с картинами Ильи Ефимовича Репина. О творчестве этого художника нам расскажет Анастасия Б.

Ученица Настя Б.: Почти вся сознательная жизнь Ильи Ефимовича Репина связана с Товариществом или с людьми, создавшими это объединение. Илья Ефимович Репин родился в 1844 г. в городе Чугуеве Харьковской губернии. Сначала он учился в топографической школе, а в 1864 г. поступил в Петербургскую Академию художеств. Репин познакомился с Крамским и стал сторонником идей передвижников. Но если его товарищи сосредоточиваются преимущественно на каком-то одном круге творческих вопросов, Репин, человек неутомимой энергии и огромного творческого темперамента, решает одновременно многие из насущных проблем, охватывает и отражает разнообразные стороны действительности. Картина «Бурлаки на Волге», написанная в 1870-1873 гг., принесла известность молодому художнику. Он допустил смешение жанров. Здесь и тяжесть повседневного труда, и одиннадцать портретов, и бесконечный простор Волги. Репину удалось создать образы, исполненные суровой и глубокой правды. Он наблюдал бурлаков не в мастерской, а в жизни, в их привычной среде. В таком наблюдении он видел путь, который, согласно представлению передвижников, вел к подлинной народности. В 1873 г. Репин окончил Академию и был направлен за границу. Будучи за границей Репин имел возможности для широкого знакомства с подлинниками мировой классики и с современным западным искусством, что было очень важно для дальнейшего роста Репина как художника. По возвращении в Россию, в 80-90-е гг. XIX в., он пишет самые известные свои работы. Это «Крестный ход в Курской губернию», портрет М.П. Мусоргского; картины, героями которых стали революционеры: «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Не ждали»; картины на исторические темы: «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Во всех работах видна рука мастера: точность, четко выверенные композиции, передача чувств героев. После октября 1917 г. Репин жил в Финляндии, где и умер в 1930 г.

Экскурсовод: Наша экскурсия продолжается. Мы переходим в зал, где представлены картины художника Василия Ивановича Сурикова. По залу нас проведет Маша М.

Ученица Маша М: Судьба Василия Ивановича Сурикова родственна судьбам большинства передвижников. Как и многие из них, он вырос вдали от столиц; преодолевая большие трудности, сумел поступить в Академию художеств. Василий Иванович Суриков родился в 1848 году в городе Красноярске, в семье казака. Он был одарен музыкально и немного рисовал, а близкие родственники Сурикова серьезно увлекались живописью. Дарование будущего художника было замечено и поддержано еще школьным учителем рисования Н.Б.Гребневым. Возникает мечта об Академии, но осуществление ее кажется невозможным. Семья лишилась отца. Но при поддержке местного мецената, рыбопромышленника П.И.Кузнецова, Сурикову удается осуществить свою мечту. В двадцать лет он отправился в Петербург, где успешно окончил Академию художеств. Молодому художнику предложили выполнить часть росписей храма Христа Спасителя. В Москве Суриков написал первую из своих знаменитых картин на историческую тему «Утро стрелецкой казни». На картине изображен трагический эпизод русской истории - казнь стрельцов после восстания 1698 г. В картине виден и скрытый смысл: поражение старой и победа новой России. Это нашло отображение в форме противопоставления двух групп персонажей, за которыми как бы встают исторически сложившиеся общественные силы: слева – стрельцы и примыкающий к ним народ, справа – Петр со своей свитой и ряды войск. Среди исторических полотен Сурикова выделяются картины «Меньшиков в Березове» (1883 г.), «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком» Тема народного героизма находит свое выражение в картине «Переход Суворова через Альпы» (1899 г.), воспевающей высокий патриотизм русского солдата. Кроме этих произведений Суриков создал множество пейзажей, а последние годы до своей смерти в 1916 г. работал в основном как портретист.

Экскурсовод: Мы находимся в зале, посвященному творчеству Виктора Михайловича Васнецова. О творчестве этого художника нам расскажет Ирина О.

Ученица Ирина О.: Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 г. в Вятской губернии, в семье сельского священника. В Петербург Васнецов приехал из глухого села Вятской губернии. Отец его был сельским священником и видел в сыне своего будущего преемника. Жизнь в деревне рано подружила Васнецова с крестьянскими ребятами, зародила глубокую любовь к народной сказке. Поэзию и очарование народной сказки Васнецов, подобно Пушкину, воспринял от своей няни. Учился Васнецов сначала в духовном училище, затем в духовной семинарии. Местный художник Н.А. Чернышов рано разглядел талант юноши и натолкнул его на мысль поступить в Академию. В 1867 году Васнецов прибыл в Петербург, учился в Рисовальной школе и Академии художеств, занимался иллюстрацией книг. Ранние работы Васнецова были написаны в бытовом жанре. Но затем в творчестве художника стала преобладать историческая и сказочная тематика. Он закладывает основы и развивает традиции былинно-сказочного жанра. Наиболее известными его картинами являются «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Витязь на распутье». Самое знаменитое произведение Васнецова «Богатыри», он писал его с 1881-го по 1898 г. Это не иллюстрация к былинам, но зритель ассоциирует богатырей с былинными героями, любимые народом герои русских былин предстают в картине как защитники своего народа. Каждый персонаж картины отличается особым характером, но объединяет их готовность встать на защиту родной земли. Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через всю жизнь. Его картина «Алёнушка» (1881 г.) снискала поистине всенародную любовь и широкую популярность. Картина исполнена чистоты, задушевности, которые присущи циклу народных сказок про Алёнушку и братца Иванушку. Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства» и другие. Подводя итоги своих изысканий, Васнецов говорил: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства, в сказке, песне, былине, драме, сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим».

Экскурсовод: Мы входим в последний зал нашей галереи, посвященный художнику Исааку Ильичу Левитану. С ним нас познакомит Наташа А.

Ученица Наташа А.: В русле передвижнического пейзажа формировалось творчество Исаака Ильича Левитана – художника, насытившего русскую пейзажную живопись тонкой эмоциональностью, одухотворенностью и высокой гражданственностью чувств. Жизнь Левитана не была легкой. Происходивший из бедной семьи, он рано осиротел и не только в детстве, но и в юности испытывал острую нужду. Призвание его определяется рано, и в тринадцатилетнем возрасте он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Ежегодные (с 1887 по 1890 год) поездки на Волгу впервые открыли Левитану не только поэтическую прелесть, но и величественную эпическую красоту русской природы. Левитан предстает вдохновенным певцом русской природы. Широко известны его пейзажи «Вечер. Золотой плёс», «После дождя. Золотой плес». Пейзаж «Над вечным покоем» (1894 г.) Левитан считал своим лучшим произведением. Левитану было присуще тонкое и более проникновенное, чем у его предшественников и современников, ощущение красочной, живописной прелести русской природы. Она расцветает в его пейзажах свежими, чистыми, незамутненными красками. Природа Левитана дышит той же правдивой и в то же время поэтической сказочной красотой, что и природа, воспетая народной песней и сказкой. Это нашло отражение в таких произведениях, как «Вечерний звон», «Владимирка», «Март». «Большая вода» и другие.

Экскурсовод: На этом наша экскурсия заканчивается. Мы надеемся, что вы узнали много нового. Спасибо за внимание.

Подведение итогов.

В конце урока учитель оценивает работу каждой группы и отдельных учеников. Всем выступавшим ученикам выставляются положительные оценки.

Домашнее задание: Напишите мини - сочинение на тему: «Творчество моего любимого художника второй половины XIX века».