Экономическая игра для учащихся 9—11-х классов — "математическое казино "Где? Что? Сколько?"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цели игры:

  • расширение кругозора учащихся о применении математики в жизни;
  • развитие логического мышления;
  • развитие наблюдательности, смекалки, внимания.

Подготовительный этап:

  • из числа желающих участвовать в игре создаются три команды по 5 человек;
  • в каждой команде назначается КАССИР, который во время игры ведет учет заработанных и потраченных денег;
  • заранее выбираются члены (3 человека) “Бюро учета и контроля”, которые в течение игры будут проверять решения задач, сданных командами, а также члены жюри – “банк”, в том числе – “Главный банкир”. “Банк” осуществляет выдачу и сбор денег, заработанных или проигранных командой.

Оборудование:

  • компьютер с видеопроектором для показа презентации;
  • ручки, фломастеры;
  • бумага для записи ответов (каждой команде);
  • таблички – “БАНК”, “БЮРО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ”, “ГЛАВНЫЙ БАНКИР”;
  • деньги – “экономка”, “тугрик”, “рубль”;

ХОД ИГРЫ

Игра проводится в актовом зале школы. Для начала игры каждой команде необходимо иметь начальный капитал, для этого все участники игры при входе в актовый зал получают карточки с вопросами, ответив на которые могут получить деньги определенного номинала. Также любой зритель может взять карточку, ответить на вопрос и, получив деньги, отдать их той команде, за которую он болеет.

Презентация.

Ведущий. Добрый вечер, уважаемые знатоки математики! Мы рады вас приветствовать в нашем математическом казино, которое называется “Что? Где? Сколько?” (Слайд № 1). Сегодня у вас имеется возможность заработать собственный капитал своим интеллектуальным трудом. Дорогие предприниматели, вы уже образовали свои компании. У вашего кассира находится первоначальный капитал в рублях, который в течение вечера будет изменяться. Контроль за вашим пакетом акций ведет Банк (Представление членов жюри).

Прослушайте, пожалуйста, внимательно правила игры (Слайд № 2):

  1. Вопросы задаются одновременно всем командам. Вопрос зачитывается только один раз.
  2. Все ответы записываются на бумаге и сдаются в Бюро учета и контроля на проверку (Представление членов бюро).
  3. Прежде чем будет задан очередной вопрос, каждая команда должна сделать на него ставку. Ставки принимаются в тугриках, экономках и рублях от 10 до 30. Ответственность за капитал несет ваш личный кассир.
  4. Если команда правильно отвечает на вопрос, то она получает прибыль – сделанную ставку.
  5. Если ответ не верный – ваша ставка выплачивается банку, вы теряете деньги.
  6. Компания, которая заработает больший капитал, получает главный приз.
  7. При несоблюдении правил с команды снимается штраф в размере 50 рублей.

КОНКУРС “ЭТИКЕТ”

Ведущий. Наше казино начинает работу. Царство математики — это весь мир, люди, общество. А в обществе, среди людей нужно уметь себя вести. Давайте вспомним некоторые правила этикета, то есть правила поведения в обществе. (Слайд № 3)

1. Что стоит дешево, а ценится очень дорого? [Вежливость.]

2. Вежливость королей, имеющая самое непосредственное отношение к хозяйке вечера. [Точность.]

3. Воспитанный человек не тот, кто не пролил соус на стол, а тот, кто... [Не заметил, как это сделал другой.]

4. Если хочешь, чтобы никто не узнал о твоих плохих поступках... [Не совершай их.]

5. Где чистота, там и... [Красота.]

6. Задача. Длина крышки стола 110 см, ширина —50 см. Сколько пронзенных стрелами сердец можно вырезать на крышке стола, если на каждое отдельно взятое сердце требуется 20 см2? [Нельзя ни одного]

Ведущий. Очень приятно, что в нашем казино собрались воспитанные и вежливые люди. Итак, приступаем к игре. Казино проводит беспрецедентную акцию “Щедрость”, которая позволит вам увеличить ваш первоначальный капитал за минимальное время и без особых усилий. Вам будут предложены 10 вопросов, за ответ на каждый из которых казино выдает по 10 рублей. (Слайд № 4)

АКЦИЯ ЩЕДРОСТИ

  1. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? [Вторую.]
  2. У отца Мери пять дочерей: Чача, Чече, Чичи и Чочо. Как зовут пятую дочь? [Мери.]
  3. В году сколько месяцев содержат 30 дней? [11]
  4. Горело пять свечей, две погасли. Сколько свечей осталось? [Две.]
  5. На потолке сидели три мухи. Вдруг они все одновременно полетели. Какова вероятность того, что в какой-то момент времени мухи снова окажутся в одной плоскости? [Всегда.]
  6. Сколько концов у 4 палок? У 4,5? [8 и 10]
  7. Петя держит в кулаке две монеты на общую сумму 15 копеек, причем одна из монет не пятак. Какие монеты держит Петя? [10 коп. и 5 коп.]
  8. Сколько столбов понадобится на забор длиной 300 метров, если длина каждого пролета 10 метров? [31]
  9. У человека на руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? [50 пальцев.]
  10. Как называется сотая часть числа? [Процент.]

Ведущий. Просим вас ответы сдать в Бюро учета и контроля. Внимание на экран: правильные ответы. Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира. Наше казино продолжает работу. Следующая тема “Экономика и национальный вопрос”. Делайте ваши ставки. Ставки сделаны. (Слайд № 5)

ЭКОНОМИКА И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

Математик, оказавшись случайно в небольшом городе и желая как-то убить время, решил постричься. В городе имелось лишь два мастера. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет и небрежно пострижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец был безукоризненно одет и пострижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, поведения математика?

[Поскольку в городе только два парикмахера, каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, который лучше постриг своего конкурента.]

Ведущий. Делаем ставки.

Как известно, в Швейцарии три государственных языка: немецкий, французский и ретороманский. Люди живут дружно. Однако… почему в Женеве парикмахер скорее предпочтет постричь двух французов, чем одного немца? [2 француза заплатят в два раза больше, чем один немец.]

Ведущий. Делаем ставки.

Деньги присутствуют на страницах многих литературных произведений. В левом столбике названы книги, знакомые с детства. В правом столбике – наименование валют: крупных и мелких, реальных и вымышленных. Вспомните, в какой из книг какие деньги упоминаются.

Верный ответ
“Малыш и Карлсон” грош эре
“Три мушкетера” пиастр пистоль
“Тим Талер, или проданный смех” сольдо грош
“Приключения Пиноккио” динар сольдо
“Остров сокровищ” пистоль пиастр
“Али-Баба и сорок разбойников” фертинг динар
“Незнайка на Луне” эре фертинг

Ведущий. Делаем ставки.

Можно ли заплатить 16 коп. с помощью пяти монет по 1к., 3к., 5к.?

[Нет, так как сумма пяти нечетных чисел не может быть равна четному числу.]

Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши ответы на проверку в Бюро учета и контроля. Внимание на экран: правильные ответы (Слайд № 6). Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира.

Следующая тема “Жилищно-коммунальное хозяйство”. (Слайд № 7) Делайте ваши ставки.

ЖКХ

Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными?

[Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк.]

Ведущий. Делаем ставки.

  • Как называлась в старину на Руси мера объема, составляющая 10 долю ведра?

А. Штоф.

Б. Чарка.

В. Кадь.

Ведущий. Делаем ставки.

  • Муж весит шесть пудов. Сколько весит вся семья?

Решение: Жена – его половина, дети – их произведение. Ответ: 27 пудов.

Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши ответы на проверку в Бюро учета и контроля. Внимание на экран: правильные ответы. Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира. Наше казино продолжает работу.

Следующая тема “Архитектура и строительство”. Делайте ваши ставки. (Слайд № 8)

АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

  • Сколько колон у Большого театра?

А. 6.

Б. 8.

В.10.

Ведущий. Делаем ставки.

  • Кто из великих математиков завещал построить над своей могилой памятник в виде шара и цилиндра в память о том, что он нашел отношение объема цилиндра и вписанного в него шара – 3 : 2?

[Архимед.]

Ведущий. Делаем ставки. “Черный ящик” (Слайд № 9)

  • Что за предмет, который незаменим в архитектуре и строительстве и о котором известный писатель Ю. Олеша, автор “Трех толстяков”, писал: “В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку”. Этот геометрический инструмент, согласно римскому поэту Овидию (I век), был изобретен в Древней Греции.

[Циркуль]

Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши ответы на проверку в Бюро учета и контроля. Внимание: открываем черный ящик. (Слайд № 10) Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира.

Наше казино продолжает работу. Следующая тема “Бизнес”. Делайте ваши ставки. (Слайд № 11)

БИЗНЕС

  • На рисунке изображено глубокое круглое озеро диаметром 200 метров, посередине которого находится остров. Два черных кружка – это два дерева. Человек хочет попасть с берега на остров, плавать он не умеет, но у него есть веревка длинной 210 метров. Как ему попасть на остров с помощью этой веревки?

[Надо привязать один конец веревки к дереву на берегу; держа другой конец веревки в руках, обойти вокруг озера и привязать к нему второй конец веревки. Ведь расстояние между деревьями чуть более 100 метров! Держась за веревку, можно переправиться через остров.]

Ведущий. Делаем ставки.

  • Что нужно иметь, чтобы получить дивиденд?

А. Акцию.

Б. Заем.

В. Облигацию.

Ведущий. Делаем ставки.

  • Бизнесмен положил в банк 1000 рублей. Через год он забрал из банка 1500 рублей. Какая процентная ставка в этом банке?

А. 50%.

Б. 100%.

В. 150%.

Ведущий. Делаем ставки.

  • Плата за кредит – это

А. Ваучер.

Б. Дивиденд.

В. Процент.

Ведущий. Делаем ставки. (Слайд № 12)

  • У вашего банка есть несколько вариантов использования денег. Какой вариант вы выберете?

А. Вложить 40 тыс. руб. и получить 50 тыс. р.

Б. Вложить 10 тыс. р. и получить 15 тыс. р.

В. Вложить 50 тыс. р. и получить 70 тыс. р.

Ведущий. Делаем ставки.

  • Слово банк произошло от слова…

А. Бланк.

Б. Банка. (Банка – скамья, лавка менялы.)

В. Банкнота.

Ведущий. Делаем ставки.

  • Два молодых человека решили заработать. Они купили 500 газет по 5 руб. за газету и стали продавать их за 7 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты?

А. 200 р.

Б.500 р.

В. 1000 р.

Ведущий. Делаем ставки.

  • Один человек купил трех коз и заплатил 100 р. Спрашивается, по чему пошла каждая коза?

[По земле.]

Ведущий. Пожалуйста, сдайте ваши ответы на проверку в Бюро учета и контроля. Внимание на экран – правильные ответы. (Слайд № 13) Теперь пусть ваши кассиры получат заработанный капитал у главного банкира. Просьба кассиров, с заработанным капиталом, подойти в Банк.

Слово предоставляется Главному банкиру

Главный банкир: Сегодня в нашем банке курс (Слайд № 14) иностранных валют составляет: тугрик – 1: 2; экономка – 1: 3; рубль – 1: 1”.

Ведущий. Пока в банке идет обмен валюты, вашему вниманию предлагается блок свежих математических новостей. (Приложение № 2)

Ведущий. Слово предоставляется Главному банкиру (объявляет заработанную сумму и команду-победительницу).

Ведущий. (Слайд № 15) Перед вами на экране список призов, которые вы можете приобрести за выигранные деньги. Проводится аукцион призов.

Список призов Стоимость (в рублях) Реальный приз
Набор писчей бумаги 25 Тетрадь
Нож самозатачивающий безопасный 100 Точилка
Вентилятор 125 Мятные конфеты
Фен 150 Расческа
Набор полотенец 50 Бумажные салфетки
Графопроектор 200 Карандаш
Летательный аппарат 300 Воздушный шарик
Зарядное устройство 175 Шоколадка
Пылесос 225 Носовой платок
Экскурсия по Волге на теплоходе 250 Набор открыток
Строящаяся дача 275 Набор цветного картона
Пятновыводитель 75 Ластик

Ведущая. Наше математическое казино “Что? Где? Сколько?” заканчивает свою работу. Всем большое спасибо за внимание.