Петербург в русской поэзии XVIII — начала XX века

Разделы: Литература


Словарно-лексическая работа

(комментарии)

1. Тредиаковский Василий Кириллович (1703-1769) “Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу”.

Ингрия (другие названия – Ингерманландия, Ижора) – старое название территории, расположенной по берегам Невы и к югу-западу от Ладожского озера, которая с 1228года являлась владением Великого Новгорода, с 1478года входила в состав Российского Государства. В1581-1590, 1609-1702гг. была оккупирована Швецией. Возвращена России в 1702-1703гг. В 1708г. стала частью Петербургской губернии.

…о Петре…- ради Петра.

2. Пушкин Александр Сергеевич (1799-XVIII37). “Город пышный, город бедный”.

Последние строки относятся к Анне Алексеевне Олениной, дочери А.Н. Оленина (1763-XVIII43) – писателя, археолога художника, президента Академии художеств, директора публичной библиотеки.

“Медный всадник” - поэтическое название памятника Петру 1, сооруженного в 1782году. Автор проекта – известный французский скульптор Этьен Фальконе (1716-1791). Голова Петра была выполнена ученицей Фальконе Мари-Анн Коло. Змею, символизирующую враждебные России и преобразовательной деятельности Петра силы, вылепил, по замыслу Фальконе, русский скульптор Ф.Г.Гордеев.

3. Н.А. Некрксов (XVIII21-XVIII77) “Дружеская переписка Москвы с Петербургом”.

…в гиперборейском… - в северном; от слова “гипербореи”, - по преданиям древних греков, народ, живший далеко на севере.

Там есть и добрая: вот, например, Жуковский… - среди петербургских писателей славянофилы выделяли в положительном смысле В.А. Жуковского.

Святого ничего - одна утилитарность! – обвинение в утилитарности было традиционным для высказываний славянофилов о Петербурге.

И против гласности стишонки сочиняет!.. – поэты демократического лагеря высмеивали веру либералов в то, что некоторые цензурные послабления, наступили после смерти Николая 1, в XVIII55г., могут привести к истинным демократическим свободам.

4. Теффи (Бучинская Надежда Александровна, XVIII76-1952) “Бедный Азра”.

Азра – страдающий от любви герой с таким именем есть в книге Стендаля “О любви” и в стихотворении Г.Гейне “Азр”.

Мост Аничков – мост через Фонтанку на Невском проспекте. В нынешнем виде мост существует с середины прошлого века. Название моста происходит от находившейся недалеко Аничковой слободы, построенной рабочим батальоном, которым руководил подполковник Аничков. Он же был и строителем первого (ещё деревянного) Аничкова моста.

Гороховая шуба – “гороховое пальто” - широко распространенная в те годы кличка полицейского агента.

5.Ахматова (Горенко) Анна Андреевна (XVIII89-1966) “Стихи о Петербурге”.

…под аркой на Галерной… - вначале Галерной (ныне Красной) улицы расположена арка, соединяющая здания бывших Сената и Синода. Сенат – с первой половины 19 века высший судебный орган в России, осуществлявший надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. В начале 20 века размешался в здании на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов), построенном в XVIII29-XVIII34гг. по проекту К.И.Росси (1775-XVIII49). Синод – высший орган по делам русской православной церкви.

6.Рейснер Лариса Михайловна (XVIII95-1926) “Эрмитаж”.

Анатолийские вазы – вазы, изготовлявшиеся в Анатолии, так древние греки называли Малую Азию.

Канова Антонио (1757-XVIII22) – итальянский скульптор, представитель классицизма.

Камея – драгоценный или полудрагоценный камень с выпуклым изображением.

Петербург в русской поэзии XVIII-начало XX века

Цели:

  • познакомить учащихся с темой Петербурга в русской поэзии;
  • показать, как менялся образ города в зависимости от “бега времени”.

Задачи: прививать учащимся эстетические вкусы, этические нормы, духовные ценности.

Оборудование:

  • выставка книг, выставка рисунков учащихся к стихотворениям,
  • портреты поэтов, компьютер,
  • музыкальное сопровождение.

Ход урока

Какой-то город, явный с первых строк,
Растет и отдаётся в каждом слове.

Борис Пастернак

1. Орг. Момент.

2. Сообщение темы, цели, задачи урока.

3. Изучение нового материала.

А). Словарно-лексическая работа.

Б). Слово учителя.

К теме Петербурга обращались десятки русских поэтов. Среди них были и гении, и поэты второго и даже третьего ряда. Н.П.Анцифиров отмечал, что литературные произведения, посвященные этому городу, обладают немалой степенью внутреннего единства. Они образуют как бы цепочку текстов, точнее – целую разветвленную сеть, в которой каждое звено подключено под общее смысловое напряжение. И на этом основании можно говорить об этих произведениях как о едином петербургском тексте.

В русской литературе, да и в сознании общества в целом, Петербург с момента своего возникновения стал восприниматься не только как конкретный город, не только как новая столица, но и как символ новой России, символ её будущего. Неизбежные сопоставления: Петербург и Москва, Петербург и остальная Россия, Петербург и Западная Европа, - к которым постоянно обращалось и бытовое, и художественное сознание, давали ценнейший опыт – умение посмотреть на Петербург, на русскую жизнь в целом с различных точек зрения.

В). Выступление учащихся.

Петербург вошел в русскую литературу XVIII века на максимально мажорной ноте. Смысл творческой задачи авторами XVIII века виделся в том, чтобы найти оригинальные приёмы, образы сравнения для передачи понятного и близкого всем: удивления и восторга.

Чтение стихотворения.

Василий Тредиаковский “Похвала Ижерской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу”.

Сегодняшнему читателю, несомненно, бросится в глаза в стихах поэтов XVIII века, посвященных Петербургу, обилие исторических и мифологических параллелей, частые упоминания античных богов и героев. В этом сказалось стремление поэтов вписать своего “героя” в мировой культурно-исторический контекст, подчеркнуть неслучайный и в то же время чудесный характер его появления. Неслучайный, потому что в возникновении этого города проявилась высшая мудрость, как скажет об этом потом А.С.Пушкин, - “судьбою суждено”. Чудесный – потому что город возник на болоте, в гибельном месте и возник “вдруг”.

В оде Ломоносова Нева (река) дивится этому неожиданно возникшему на её берегах городу:

В стенах внезапно укреплена
И зданиями окружена,
Сомненная Нева рекла
“Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?”

Мотив чуда и чуда-строителя оказался в поэзии очень стойким. Он дожил до пушкинских времен, иронически прозвучал в обращении Евгения к Медному всаднику. В стихотворении В.Романовского “Петербург с Адмиралтейской башни, об этом говорится так:

О дивный град! О чудо света!
Тебя волшебник созидал…
Болотный кряж окаменел,
Воздвигся град, - и, в удивленье,
Свет чудо новое узрел.

В поэзии XVIII века было не принято вспоминать о тысячах человеческих жизней, которыми пришлось оплатить невское “чудо”: предполагалось, что у “чуда” цены не бывает. Но в народной памяти жила страшная правда о жертвах Петербурга, его обреченности, призрачности, о проклятии, тяготеющим над городом, многое определила в ъзарождении о формировании особого петербургского мифа, которому суждена была долгая жизнь в русской литературе, искусстве в целом. Особенно манящим и интригующим представлялось людям XVIII века будущее этого города. Заглядывание в завтра, конструирование этого “завтра” - было чертой культуры XVIII века.

В Петербурге работали архитекторы из многих стран Европы, но второй Венеции или второго Амстердама (к началу XIX века это стало очевидно) из него не получилось. Город обладал единством, но это единство какого-то необычного для Европы рода. Об этом удивительном качестве Петербурга писал Александр Бенуа: “…Петербург рос и развивался удивительно самобытно и с удивительной силой. Взгляните на старинные виды Петербурга. Ведь это не общеевропейский город и вовсе, с другой стороны, не русский, а какой-то совершенно особенный, безусловно, прекрасный и грандиозный”.

Чтение стихотворения. П.Вяземский “Петербург”

1810-1820 гг. Темы произведений этого десятилетия: героическая жизнь России (победа над Наполеоном) и высокодуховная атмосфера Петербурга осмыслена как - то будущее, которое готовил в своё время основатель города: “Здесь мыслил Петр об нас”. В поэзии образ Петербурга того времени запечатлен, как Петербург декабристов, город больших надежд, благородных стремлений, город Пушкина. В произведениях поэтов-декабристов Петербург представлен в новом, неожиданном ракурсе. У А.Бестужева-Марлинского Петербург показан как средоточие всевозможных нравственных пороков, привычное наименование “Северная Пальмира” сменилось на “роскошный Вавилон”

Чтение стихотворения. Кондратий Рылеев “Давно мне сердце говорило”.

Чтение стихотворения. А.С.Пушкин “Горд пышный, город бедный”.

В 1833 году в Болдина Пушкин написал поэму “Медный всадник”, одно из загадочных произведений русской литературы. Новаторский характер поэмы проявился в выборе героя, в построении темы Петербурга. Поэма названа “Медный всадник”, поэтому можно предположить, что главный герой – царь, основатель Петербурга. “Медный всадник” - это воссоздание средствами искусства процесса истории в его глубинном, трагическом содержании. Поэма Пушкина многое определила в дальнейшей судьбе русской литературы. Александр Блок писал: “Медный всадник” - все мы находимся в вибрациях его меди”.

Чтение отрывка из повести “Медный всадник”.

В поэме пунктирно намечена более чем вековая история Петербурга: замысел Петра (“здесь будет город заложен”), рост северной столицы, трагические события в день наводнения 1824 г. “Прошло сто лет”, - эта реплика адресована, прежде всего, Тредиаковскому, который писал: “Что ж бы тогда, как пройдёт уж сто лет?”

Чтение стих. А.С.Пушкин “Пир Петра Первого”.

Это стихотворение напечатал на первой странице первого номера своего журнала “Современник”. В стихотворении дан совсем иной , нежели в “Медном всаднике”, образ петербургской жизни. “В Петербурге-городке” - такое словосочетание вызывает представление о каком-то живом, уютном, почти семейном мире.

В 30-40-е годы 19 века тема Петербурга оказалась в центре споров западников и славянофилов. Поэтов различных общественных ориентаций объединяло убеждение, что жестокий, равнодушный к страданиям человека город должен поплатиться за содеянное им зло.

Конфликт петербургского жителя, “маленького человека”, и равнодушного к его страданиям, казенного Петербурга получил блестящее художественное осмысление в прозе Н.В.Гоголя. Гоголь не дает описаний города, его архитектурных ансамблей. Автор “Петербургских записок 1836года”, “Носа”, “Записок сумасшедшего”, “Невского проспекта”, “Шинели” создает художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть Петербурга.

В 40-х годах XIX века в русской литературе ведущим становится мотив страдания социального унижения.

А. Белинский и Герцен заговорили о “странной” любви к Петербургу, любви, которая возникает вопреки логике и обыденному сознанию.

Чтение отрывка из стихотворения. Аполлон Григорьев “Город”.

В своём стихотворении Аполлон Григорьев чувствовал и сумел передать любовь-ненависть к Петербургу. Москвич по рождению, он впервые попал в Петербург, когда ему было двадцать два года. Позднее поэт вспоминал: “…волею судеб или, лучше сказать, неодолимою жаждою

Жизни, я перенесен в другой мир. Это мир гоголевского Петербурга, Петербурга в эпоху его миражной оригинальности”.

Великие замыслы Петра обернулись кошмаром политической тирании. Кто виноват в этом? “В судьбе Петербурга есть что-то трагическое, мрачное и величественное”, - так пишет Герцен.

Следующее поколение писателей – шестидесятники – взяло на себя груз этих “проклятых” вопросов. К петербургской теме обращался и Д.Минаев, и П.Вейнберг, и В.Курочкин. Но главные открытия этой эпохи связаны с творчеством Некрасова.

В поэме “Несчастные” (1856г.) он написал о петербургской жизни:

Но если той тревоги смутной
Не чуждо сердце – пропадешь!

В стихах Некрасова находим противопоставление “Петербург – провинция”, на котором строились сюжеты многих произведений 1840-1850-х годов. Герой поэмы “Несчастные” связан с обоими этими мирами. Вот “бедный городок”, где “солнца каждому довольно”: собор, четыре кабака, Волга. Но этот уютный мир провинции гибелен для молодого ума:

Но там бесплодно гибнут силы,
Там духота, бездумье, лень,
Там время тянется сонливо…
Куда ж идти? К чему стремиться?
Где силы юные пытать?

Ответ на эти вопросы находим у Некрасова.

…Воображенье

К столице юному манит,
Там слава, там простор, движенье…

Но Петербург, каким он показан у Некрасова, “город роковой”, жестокий и бесплодный.

Пройдут года в борьбе бесплодной,
И на красивые плиты,
Как из машины винт негодный,
Быть может, брошен будешь ты?

Россия в поэме Некрасова – это два противопоставленных друг другу мира: провинция и Петербург, - и оба они губительны для молодых, талантливых сил.

Чтение стихотворения. Н.А. Некрасов “Дружеская переписка Москвы с Петербургом”.

Петербург конца XIX века – это был уже большой капиталистический город, что сказалось на его архитектуре, ритме жизни. Александр Блок пишет: “Петербург рождается новый, напророченный … Достоевским”.

Для писателей второй половины XIX-XX вв. громадное значение имел образ Петербурга, созданный Достоевским. Он по-новому воплотил в Петербурге национальную трагедию – трагедию подавления личности. Возмездие города проявляется в том, что герои Достоевского живут в страшном душевном напряжении, как бы на грани катастрофы, которая вот-вот или всё разрушит или разрушит главные вопросы, прояснит самое сокровенное и важное в жизни.

В поэме “Возмездие” Александр Блок написал, имея в виду конец девятнадцатого столетия:

Кончался век, не разрешив
Своих мучительных загадок.

Стремлением разрешить эти мучительные загадки объясняется тот обостренный интерес к петербургской теме, который проявился в начале 20века. За два первых десятилетия XX века было создано громадное количество художественных произведений – и стихотворных и прозаических, - посвященных Петербургу.

Александр Блок в 1913 г. пишет: “Петербург был прекрасен, когда никто не замечал его красоты и все плевали на него; но вот мы воспели красоту Петербурга. Теперь все знают, как он красив, любуются на него, восхищаются! И вот – уже нет этой красоты: город уже омертвел, красота ушла из него в другие, какие-то новые места. Красота вообще блуждает по миру”.

Среди поэтов рубежа веков, обращавшихся к петербургской теме, один из первых – Иван Коневской (Ореус). В его стихах выстраивается особый сюжет, связанный с петербургским мифом: победа над стихиями обернулась победой над самой жизнью:

Так воздвигнут им город плавучий,
Горд зыбкий, как мост на плотах.
Вдоль воды, разливной и дремучей,
Люди сели в бездушных дворцах.

(1901 год).

Чтение стихотворений.

  • Теффи “Бедный Азра”.
  • Анна Ахматова “Стихи о Петербурге”.
  • Лариса Рейснер “Эрмитаж”.

Заключение.

В поэтических строках запечатлены различные этапы исторической жизни Петербурга, переданы яркие детали менявшегося от десятилетия к десятилетию облика города.